Смекни!
smekni.com

Цензура в СССР (стр. 10 из 13)

5. Цензурные ведомства в СССР

· Госиздат был центральным органом цензуры печати РСФСР до появления Главлита.

· Главлит — основной цензурный орган, с 1922 года контролировал всю печатную продукцию на предмет соответствия содержания государственной идеологии и наличия в ней гостайны.

· Главрепертком — Комитет по контролю за зрелищами и репертуаром, в 1920—1930-е годы контролировал любые публичные зрелища и выступления, начиная с лекций, докладов и заканчивая эстрадными и даже музыкально-танцевальными вечерами.[247]

· Госкино цензурировало кинофильмы.

· Гостелерадио СССР цензурировало телепередачи и радиопередачи.

· Первые отделы осуществляли цензуру научно-технической информации в НИИ, на заводах и во прочих организациях[248], имевших возможность копировать информацию.

· КГБ СССР и таможня тщательно контролировали все попытки ввоза книг, журналов (и другой печатной продукции), аудио- и видеоматериалов из-за рубежа. Однако, несмотря на все усилия, они не могли противостоять нелегальному/несанкционированному ввозу иностранных фильмов (особенно после распространения в стране видеомагнитофонов), пластинок зарубежных исполнителей и прочего.

Однако цензурой занимались не только специальные ведомства. Практически любое произведение нужно было согласовывать с тем ведомством, которое затрагивалось в этом произведении. Например, если писатель писал на военную тематику — его предварительно цензурировало Главное политическое управление Министерства обороны, если писатель писал о металлургии — цензура принимала во внимание отзывы руководства металлургической промышленности.[29][144][168][249]

Огромное число «цензоров-добровольцев» занималось поиском каких-либо идеологических огрехов, пропущенных официальной цензурой, сообщая об этом в государственные и партийные органы. Деятельное участие в постцензурной травле ряда авторов и произведений принимали и официальные литературные критики[7] Несколько советских фильмов был отцензурированы по требованию руководства Китая[90], а на запрет публикации романа Хемингуэя «По ком звонит колокол» в 1960 году повлиял отрицательный отзыв Долорес Ибаррури.[231]

Но окончательный вердикт по любому спорному вопросу всегда принимался партийными органами, которые курировали всю цензуру в СССР.

5.1. Органы военной цензуры

Созданные в 1918 году органы военной цензуры подвергались многочисленным преобразованиям до самых последних лет существования СССР.[250][251]

· Военно-цензурное отделение при Оперативном отделе Народного комиссариата по военным делам (конец июня — декабрь 1918).[22]

· 3-й отдел — Отдел военной цензуры (центральный Военно-Цензурный отдел) Регистрационного управления Полевого штаба Реввоенсовета Республики (декабрь 1918 — октябрь 1919).[252][253]

· Военно-цензурный отдел (ВЦО) Полевого штаба РВСР. (октябрь 1919 — март 1921)

· Управление военной цензуры Штаба РККА (март—апрель 1921 — август 1921).[254]

· Подотдел военной цензуры Информационного отдела ВЧК (август 1921).

· 8 отдел (центральная военная цензура) Регистрационного управления РККА (1935).

· Отдел военной цензуры ГРУ Генерального штаба Красной Армии (февраль 1942 — октябрь 1942).

· Отдел центральной военной цензуры НКО (октябрь 1942 — сентябрь 1943).

· Отдел военной цензуры Генерального штаба Красной Армии (сентябрь 1943 — февраль 1946).

· Управление военной цензуры Генерального штаба Вооружённых сил СССР (февраль 1946—1990).

· Отдел по охране тайн в печати и других средствах массовой информации Генерального штаба Вооружённых сил СССР (1990—1991).

5.2. Уровни цензуры

Исследователь советской цензуры Арлен Блюм выделяет 5 уровней цензуры:[7]

1. Самоцензура.

2. Редакторская цензура.

3. Главлит.

4. Карательная цензура органов тайной политической полиции.

5. Идеологическая цензура партийного руководства.

Писатель Владимир Войнович писал, что «…самым главным цензором в Советском Союзе является страх»[121]

Если в первые советские годы цензорам приходилось редактировать и запрещать множество противоречащих коммунистической политике произведений, то в дальнейшем авторы и редакторы сами стали стараться подстраиваться под цензурные ограничения. Так возникло явление самоцензуры. Впоследствии цензоры уже выискивали в основном опечатки и аллюзии, а также изымали произведения репрессированных авторов.

Один из высокопоставленных в 1984—1989 годах цензоров Ю. Отрешко писал:

Никто ничего из ряда вон выходящего не позволял себе писать, чтобы специально не напороться на цензуру. Люди, подвизающиеся в советском литературном процессе или в советской журналистике, знали, как избежать цензорской редактуры. Точнее было бы сказать, что в мое время цензура никогда не запрещала антисоветчины. По той причине, что её никто не писал. Может быть, писали в стол, но в газеты, журналы и издательства не несли.[42]

Следующим уровнем была редакторская цензура и цензура в творческих союзах. Как пишет Арлен Блюм, «к 40-50-м годам редакторы, как правило, уже подменяли цензоров, оставляя им контроль за соблюдением преимущественно Военно-экономического перечня закрытых сведений». Ряд редакторов пытались бороться с идеологическим диктатом, но все они рано или поздно были сняты с работы и заменены партийными выдвиженцами. Примером может служить Сергей Воронин, снятый с должности главного редактора журнала «Нева» в 1963 году за «цензурные прорывы»,[231][255] а также отставка Александра Твардовского и судьба коллектива журнала «Новый мир» в 1970 году.[256]

Срединное положение в цензуре занимал Главлит — официальное цензурное ведомство. Заверенные Главлитом произведения уже должны были полностью удовлетворять всем требованиям идеологической чистоты. Фактически это был отдел госприёмки для произведений печати.[7] Аналогичные функции в своих сферах выполняли Госкино и Гостелерадио.

Органы государственной безопасности СССР, ГПУ/ОГПУ — НКВД — МГБ — КГБ, также занимались вопросами цензуры (изначально для этого в ГПУ был создан Политотдел, который в результате ряда реформ стал в итоге 5-м управлением КГБ). В 1920-е годы они выполняли, по сути, надцензурные функции, проверяя работу цензоров Главлита и конфискуя произведения, которые были случайно пропущены ими. В 1930-е годы проводился раздел сфер влияния и компетенции, с 1940-х годов госбезопасность стала запрашивать у Главлита экспертизу факта «антисоветской пропаганды» в найденных органами безопасности при обысках и конфискациях произведениях[7].

В 1970-е годы КГБ не допускал к печати произведения писателей-диссидентов, а также курировал их «дела». Так, набор первой книги Сергея Довлатова в издательстве «Ээсти Раамат» был уничтожен по указанию КГБ Эстонской ССР.[257]

Работа госбезопасности была направлена на профилактику появления нежелательной информации ещё до стадии попадания произведения на цензурный контроль. Они также контролировали подбор и расстановку кадров для органов цензуры, принимали участие в «очистке» библиотек. Но важнейшую роль госбезопасность играла при контроле поступления информации из-за рубежа: все письма, посылки и т. п. были поставлены под их надзор.[7]

Органы коммунистической партии были последней и высочайшей инстанцией в цензуре, решавшей любой вопрос: судьбы авторов, произведений, издательств и средств массовой информации были полностью подконтрольны идеологическим отделам. Цензурные органы страны подчинялись секретарю ЦК и члену Политбюро, курировавшему идеологическую сферу. От партийных структур исходили директивные указания, обязательные для исполнения всеми государственными органами. По наиболее важным вопросам принимались специальные постановления высших партийных органов.[7]

Список литературы:

1. Блюм А. В. Рукописи не горят?..К 80-летию основания Главлита СССР и 10-летию его кончины // «Звезда» : журнал. — М.: 2002. — № 6. — С. 201-211.

2. История советской политической цензуры. Документы и комментарии / Составитель Т. М. Горяева. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. — 672 с. — ISBN 5-86004-121-7

3. Фёдоров А. В. Права ребёнка и проблема насилия на российском экране. — Монография. — Таганрог: Издательство Кучма, 2004. — С. 6. — 418 с. — ISBN 5-98517-003-9

4. Лапин О. В погоне за рейтингами // «Телецентр» : журнал. — М.: 2008. — № 4 (29).

5. Латынина А. Н. «Пережиток Средневековья» или элемент культуры? // «Новый мир» : журнал. — М.: 2008. — № 10.

6. Жирков Г. В. Партийный контроль над цензурой и её аппаратом // История цензуры в России XIX—XX вв. Учебное пособие. — М.: Аспект пресс, 2001. — 358 с. — ISBN 5-7567-0145-1

7. Блюм А. В. Глава I. Система тотального контроля // Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929—1953. — Монография. — СПб.: Академический проект, 2000. — 283 с. — ISBN 5-7331-0190-3

8. Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 19). ООН (16 декабря 1966).

9. Хроника текущих событий. Выпуск 45. Мемориал (1977).

10. Лютова К. В. Отдел спецфондов в 60-80 гг. // Спецхран библиотеки Академии Наук. — СПб.: Издательский отдел БАН, 1999. — 200 экз.

11. Колчинский Э. И. Несостоявшийся «союз» философии и биологии (20-30-е гг.) // Репрессированная наука : Сборник. — Наука, 1991. — С. 34-70.

12. Бабков В. В. Медицинская генетика в СССР // Вестник РАН. — Наука, 2001. — № 10. — С. 928-937.

13. Мазурицкий А. М. Влияние Главлита на состояние библиотечных фондов в 30-е годы XX века. «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества». Научно-техническая библиотека Киевского политехнического института имени Денисенко (июнь 2000). — Материалы 7 Международной конференции Крым-2000.

14. «Организация защиты государственной тайны в России»

15. Кобяк Н. А. Списки отреченных книг (статья в «Словаре книжников и книжности Древней Руси»)