Смекни!
smekni.com

Конституционно-правовые отношения (стр. 2 из 5)

Конкретные конституционно-правовые отношения, для которых характерно наличие определенных сторон и соответственно определенных взаимоотношений между ними.

Для возникновения конкретного конституционного правоотношения нужен юридический факт: событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение и прекращение правоотношений. К числу таковых относятся, например, рождение человека (событие), обращение в государственный орган (действие), уклонение от подписания закона, принятого парламентом (бездействие), и т.д.

Стороны конкретного конституционно-правового отношения являются его субъектами. К их числу относятся: граждане Российской Федерации, объединения граждан (политические партии, профсоюзы и др.), иностранцы, лица без гражданства, народ Российской Федерации, Российская Федерация как государство и субъекты Российской Федерации, а также их государственные органы и должностные лица, местное самоуправление и его органы, население муниципальных образований.

В отличие от частного права конституционное право не знает правосубъектности юридических лиц. Конституция РФ не знает понятия «юридического лица» - одного из базовых для гражданского права. Однако это понятие вошло во многие источники конституционного права, создав путаницу. Согласно Гражданскому кодексу РФ для участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, необязательно быть физическим или юридическим лицом. Статья 124 ГК РФ дает право участия в этих отношениях Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям. По ст. 125 ГК РФ от имени названных субъектов права выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления. Этим субъектам следовало бы придать статус юридических лиц публичного права. К их числу можно было бы отнести и ряд некоммерческих организаций, созданных в соответствии е конституционными правами на объединение, на образование, свободой совести и вероисповедания.

Отличительной особенностью конституционно-правовых конкретных отношений является то, что их субъекты, стороны неравноправны. В конституционно-правовых конкретных отношениях действует принцип власти и подчинения. При этом один и тот же субъект конституционного права в разных отношениях может как иметь власть, так и быть стороной подчиненной. Так, внесение депутатом Государственной Думы в палату проекта закона влечет возникновение между ними конституционно-правовых отношений, а приход избирателя на избирательный участок в день выборов порождает конституционно-правовые отношения между этим избирателем и участковой избирательной комиссией.

Соотношение названных трех групп правоотношений имеет важное значение для позитивного конституционного права. Трудно доказать или оспорить распространенный в литературе тезис о том, что большинство конституционно-правовых норм порождает конкретные правоотношения, так как никто не считал ни количества конституционно-правовых норм, ни тем более количества правоотношений.

Можно констатировать как благоприятную тенденцию к безусловному увеличению числа конкретных конституционно-правовых отношений за последние годы, что связано в первую очередь с развитием парламентаризма, конституционного судопроизводства и институтов выборов, референдума. Однако продолжает оставаться высоким удельный вес общих конституционных правоотношений. Поскольку их содержание может меняться весьма значительно в пределах одной и той же правовой формы, постольку избыток общих конституционных правоотношений не способствует повышению эффективности конституционного права.

И здесь необходимо затронуть проблему соотношения конституционно-правовых отношений, с одной стороны, и отношений политических, с другой стороны. Преобладающей до настоящего времени в общественном мнении является позиция, в соответствии с которой право это только формы и методы организации названных выше отношений.

Следует согласиться с выводом о том, что конституционные правоотношения имеют высокий политический потенциал. Вывод этот относится к правоотношениям, которые порождены собственно Конституцией РФ. Однако он в значительной мере справедлив применительно ко многим конституционно-правовым отношениям, которые предстают как юридическая форма политических отношений. Поэтому неправомерны попытки ни противопоставления этих отношений, ни подчинения конституционно-правовых отношений отношениям политическим. Практически любое конституционное правоотношение имеет политическое значение, которое, разумеется, нередко будет различно для разных политических сил. Проблема не в том, чтобы деполитизировать конституционно-правовые отношения, что в принципе невозможно, а в том, чтобы подчинить им политические отношения. Если правящей партии необходимо решение, выходящее за рамки дозволенного действующим конституционным правом, то до принятия такого решения необходимо либо изменить правовое регулирование, либо признать недопустимость подобного решения как в принципе неправового и отказаться от изменения конституционного законодательства и права. К сожалению, история России и современная действительность полны примеров преобладания политических подходов над правовыми.

К числу других особенностей конституционно-правовых отношений нужно отнести переплетение их с другими правоотношениями в реальных общественных отношениях. Например, в ходе выборов возникают преимущественно конституционно-правовые отношения. Однако процесс и результаты выборов обеспечиваются также и иными правоотношениями: трудовыми, гражданско-правовыми, административно-правовыми.

Конституционно-правовые отношения имеют нередко своим объектом самые высокие или достаточно высокие социальные ценности: основные права и свободы человека, целостность государства, суверенитет и т.д.

Таким образом, если максимально кратко сформулировать, в чем сущность конституционно-правовых отношений, то можно сказать следующее: ими является та часть общественно-политических отношений, которые возникают, изменяются, прекращаются в результате действия норм конституционного права.

Для того, чтобы конституционно-правовые отношения могли возникнуть, недостаточно наличия только норм права - Конституции, конституционных законов и других источников. Необходимо наличие субъекта конституционно-правовых отношений, необходим объект конституционно-правовых отношений, необходимо основание возникновения конституционно-правовых отношений, т.е. элементами конституционно-правовых отношений являются субъекты, объекты и то, что в праве называется юридические факты.

2. Субъекты конституционно-правовых отношений

Субъекты конституционного права - это лица, либо органы, либо общественные формирования, между которыми возникают конституционно-правовые отношения. Это, иначе говоря, стороны, между которыми эти отношения происходят. В отличие от других отраслей права, скажем, от гражданского права, конституционно-правовые отношения никогда не могут возникнуть между двумя гражданами или, иначе говоря, физическими лицами. Наиболее характерной чертой конституционного права является то обстоятельство, что практически всегда одним из субъектов выступает государство. То есть, всегда одним из субъектов выступает государство в виде какого-либо органа или должностного лица. Кстати говоря, поэтому конституционное право может называться и очень часто называется государственным правом.

Классификация субъектов конституционного права - вопрос достаточно неоднозначно определенный в науке. Есть много вариантов классификации субъектов конституционного права. Не останавливаясь подробно на всех этих вариантах, мы предлагаем следующую классификацию субъектов конституционно-правовых отношений. Субъект номер один - это государство и его органы, т.е. парламент, глава государства, глава правительства или правительство как коллегиальный орган, парламентские комиссии и другие государственные органы, обладающие властными полномочиями.

Номер два, хотя этот субъект может быть назван и номером один, - это субъект, который в демократическом государстве всегда является источником власти, т.е. народ, нация или избирательный корпус. Эти три термина применяются отдельно, но они могут применяться также и как синонимы, потому что понятие «народ» может быть применено в географическом смысле, не политическом; понятие «нация» может быть применено в этническом смысле; «избирательный корпус» - это специфический термин, обозначающий избирателей. Но, применяя все три определения, мы имеем в виду одно и то же - правоспособные и дееспособные граждане каждого государства, которые принимают активное участие в политической жизни, т.е. это также такой субъект, без которого не может существовать государство, это субъект конституционного права, который обслуживается государством в демократическом обществе.

К третьей группе субъектов конституционного права следует отнести политические партии. Политические партии в современном мире - это такой элемент, без которого невозможно существование государства. Безусловно, также в качестве субъекта следует назвать такое общественное формирование, которое по нашим традициям называется «общественные организации», на западе эти общественные формирования, чаще всего, называются «союзы и ассоциации». Т.е. это не политические в чистом виде организации, а организации, которые принимают участие в политической жизни: союзы предпринимателей, профессиональные союзы и т.д.

Безусловно, субъектом конституционного права являются территориальные образования, такие, как составные части федеративного государства, субъекты федерации, например, штаты в США, кантоны в Швейцарии, земли в ФРГ. А также отдельно в качестве субъекта можно назвать автономные единицы, обладающие определенным юридическим и политическим статусом.