Смекни!
smekni.com

Говори правду (стр. 2 из 5)

3. Преследование

· 6 марта 2010 года в Минске у активистов кампании было изъято без составления протокола изъятия 9 тысяч открыток с логотипом кампании. По словам активистов, их машина была остановлена сотрудниками дорожно-патрульной службы и после проверки документов милиционеры потребовали перенести лежащие в салоне открытки в милицейскую машину и проехать с ними для дачи объяснений в РУВД Центрального района г. Минска[66].

· 11 марта, когда Владимир Некляев прибыл в редакцию газеты «Борисовские новости» для заранее объявленной онлайн-конференции, то анонсированный телефонный номер оказался отключён[67].

· 25 апреля в Мозыре в частном доме, в то время когда там проходила встреча Некляева с жителями города, милиция провела обыск на предмет поиска наркотиков[68].

· 1 мая в Минске 10 активистов кампании, раздававших прохожим воздушные шарики на Площади Победы, были задержаны милицией, доставлены в Центральное РУВД и впоследствии отпущены без составления протокола[69].

3.1. Массовые обыски, изъятия и задержания 18 мая

18 мая ряд в офисы ряда общественных организаций и квартиры активистов кампании «Говори правду» одновременно по всей республике пришли сотрудники правоохранительных органов[12].

Примерно в час дня журналистам стали поступать массовые звонки из разных городов о том, что милиция задерживает активистов кампании и пытается войти в квартиры для проведения обысков. В офис компании в городе Минске проникли несколько человек в штатском и приказали никому не покидать помещения. Только в Минске было задержано по разным данным от 10 до 20 человек, которых привезли в Ленинское РУВД и сообщили, что они проходят свидетелями по уголовному делу, возбужденному по части 1 статьи 250 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Распространение заведомо ложной информации о товарах и услугах». Обыски и задержания прошли также в Гродно, Гомеле, Могилёве, Бресте, Бобруйске, Солигорске, Слониме, Волковыске, Борисове, Белыничах и ряде других населённых пунктов[70]. В большинстве случаев изымалась вся компьютерная техника, носители информации и печатные материалы[71][72][73].

Обыск прошёл также в офисе социологической лаборатории «NOVAK», которой руководит доктор наук профессор Андрей Вардомацкий, где были изъяты все финансовые документы организации. Обыск прошёл также дома у Андрея Вардомацкого[72].

У бывшего народного депутата СССР Юрия Воронежцева в Гомеле сотрудники милиции изъяли три ноутбука, один из которых принадлежит его 10-летней дочери, компьютер сына, видеокамеру, мобильные телефоны, носители информации — диски, дискеты, флеш-карты и видеокассеты, книги и несколько тысяч долларов. 20 мая Воронежцев был допрошен в качестве свидетеля по уголовному делу[74]. Личные деньги, собранные на лечение, были изъяты также у политолога Светланы Наумовой[75].

Из офиса организации, по словам Некляева, не вынесли только разве что гвозди, забитые в стену[76]. По состоянию на 29 июля офис оставался опечатанным[77].

Трое активистов кампании — сам Владимир Некляев, главный редактор газеты «Товарищ», член центрального бюро партии «Справедливый мир» Сергей Возняк и международный координатор Объединенной гражданской партии Андрей Дмитриев были задержаны на трое суток и выпущены 21 мая без предъявления обвинения[78][76]. Им сообщили, что они проходят подозреваемыми по возбуждённому МВД уголовному делу.

Всего обыскам, допросам и задержаниям подверглись 65 человек из 22 населённых пунктов[79].

3.2. Версия МВД

Как указывается в пресс-релизе Министерства внутренних дел Беларуси от 21 мая, основанием для задержания активистов и изъятия техники и документов стало уголовное дело, возбуждённое в отношение руководства издательской фирмы ООО «Диксэнд» по заявлению её владельцев, поскольку владельцы заявили о «незаконном использовании торгового названия, юридического адреса и иных данных их фирмы на печатной продукции ООО „Диксэнд“». Далее в пресс-релизе утверждается, что в ходе проведения оперативно-следственных действий было установлено, что печатная продукция изготавливалась ООО «Диксэнд» «по заказу руководителей движения „Вперед“ и гражданской кампании „Говори правду!“ В. Некляева и С. Возняка». МВД утверждает, что нарушения законодательства со стороны Некляева и Возняка носили «массовый и систематический характер», но не уточняет инкримируемые им конкретные противоправные действия[80][81].

МВД утверждает также, что в результате обысков было изъято «2 единицы огнестрельного оружия, 39 патронов различного калибра, 6 единиц холодного оружия, а также наркотическое вещество растительного происхождения». Все эти предметы были найдены в квартире активистки кампании Валентины Матусевич. Её 25-летный сын, который, по её словам, почти не имел никакого отношения к кампании был арестован и помещён в «Центр изоляции правонарушителей»[82].

3.3. Версия сторонников В. Некляева

Некляев назвал возбуждение уголовного дела по этой статье абсолютно необоснованным и политически мотивированным[83]. Сергей Возняк утверждает, что за 4 недели до этих событий он пришел в одну из типографий Минска, чтобы оценить возможность печати материалов компании «Говори правду!», однако в дальнейшем никаких дел с этой типографией не имел. Возняк отметил, что представители органов финансовых расследований уже допрашивали его по этим обстоятельствам еще до задержания. Он так же, как и Некляев, расценил обыски и задержания как политически мотивированные[84].

Директор ООО «Диксэнд» Александр Болдырев сообщил белорусской редакции Радио Свобода, что ни о каком уголовном деле, связанном с его предприятием, он не знает[85].

Валентина Матусевич, в квартире которой милиция нашла оружие и наркотики, пояснила, что её задержанный милицией сын несколько раз дежурил в офисе кампании, а политикой почти не интересовался[82]. Владимир Некляев также сказал, что не знает Матусевича, который якобы был его охранником. Этот слух опровергла и Валентина Матусевич[86][87]. Некляев также сказал, что охранников у него не было вовсе, а во время обыска его квартиры, найденные в ней строительные патроны, сотрудники правоохранительных органов попытались указать в протоколе как огнестрельные[88].

Валентина Матусевич пояснила корреспондентам, что «огнестрельное оружие», найденное в её квартире — это один газовый и один пневматический пистолет (Никита профессионально занимался стрельбой из пневматики), патроны были не боевые, а учебные, коллекцию ножей собирал отец Никиты 30 лет назад. А «наркотическое вещество растительного происхождения» — это трава, которую сама Валентина использовала как лечебный компресс[86].

3.4. Протесты против преследования

20 мая председатель Европарламента Ежи Бузек выразил «серьезную обеспокоенность ухудшением ситуации с правами человека в Беларуси» в связи с массовыми преследованиями активистов кампании «Говори правду». Он сказал, что Евросоюз может пересмотреть отношения с Белоруссией и призвал белорусские власти «немедленно прекратить репрессии и преследование структур гражданского общества и вернуться на путь демократизации»[89][4].

Озабоченность репрессиями против кампании «Говори правду» от имени страны-председателя Европейского Союза выразило посольство Великобритании[90][91]. Аналогичное беспокойство выразил временный поверенный США в Беларуси Марк Бошетти[92] и Международная федерация прав человека (FIDH)[3][93].

Глава делегации Европарламента по связям с Белоруссией польский депутат Яцек Протасевич осудил «политически мотивированные» обыски и отметил что преследование со стороны властей вызвано тем, что деятельность кампании «была направлено на обеспечение прозрачности информации и мониторинг президентских выборов в Беларуси»[94].

Представители 33 общественных организаций, включая известных учёных и экологов разных стран написали обращение в прокуратуру, министерство внутренних дел и администрацию президента Беларуси с протестом против преследования Юрия Воронежцева и изъятия личных вещей семьи «свидетеля по делу» и требованием восстановить законность[95][70] Против преследования кампании выступили также другие организации и общественные деятели[96][97][98].

3.5. Ликвидация организации

3 июня официальный организатор кампании — исследовательско-просветительское учреждение «Движение вперед» — получило уведомление из Мингорисполкома в котором сообщается, что в хозяйственный суд Минска подан иск о лишении организации государственной регистрации[99][100][101]. 10 июня суд принял во внимание доводы юристов «Движения вперед» о невозможности представить учредительные документы, которые либо изъяты следствием, либо находятся в опечатанном офисе и согласился истребовать документы самостоятельно[102][103]. 8 июля суд отказал Мингорисполкому в ликвидации организации[1][104].

Однако в дальнейшем Мингориполком попытался оспорить договор аренды помещения. 20 июля представитель Мингорисполкома в хозяйственном суде Минска заявил, что помещение арендовано под офис с нарушением законодательства, поскольку это помещение торговое[105]. Заместитель генерального директора предприятия «Тина Влати», которое владеет этим помещением, предъявила в суде документы, в которых указано, что помещение является административным. Представитель «Движения вперёд» Нина Похлопко считает, что единственной целью иска является ликвидация организации[106]. 29 июля судья Андрей Олешкевич удовлетворил иск о признании «ничтожным» договора об аренде помещения, хотя накануне он этот иск отклонил. Результатом может стать как ликвидация организации, так и уголовная ответственность в отношении её руководителя Владимира Некляева[107][108][109]. В интервью телеканалу «Белсат» Некляев заявил, что кампания будет продолжена в рамках новой организации[110].