Смекни!
smekni.com

Назначение и принципы деятельности прокурора в судебном разбирательстве (стр. 8 из 11)

В силу ст. 401 УПК РФ в кассационном порядке могут быть поданы жалоба или представление на постановление суда, вынесенное при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора. В этой стадии судебного производства также рассматривается широкий крут вопросов, например, об освобождении от отбывания наказания, о замене наказания, о разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора, и ряд других (ст. 397 УПК РФ).

Иной порядок пересмотра установлен для решений, принимаемых мировыми судьями. До вступления в законную силу данные решения могут быть проверены по жалобам и представлениям участников уголовного судопроизводства сначала в апелляционном, а лишь затем в кассационном порядке, поскольку приговоры и постановления суда апелляционной инстанции обжалуются в вышестоящий суд в кассационном порядке (ст. 371 УПК РФ). Апелляционное и кассационное судопроизводства относятся к производству в суде второй инстанции (гл. 43 - 45 УПК РФ).

Расширение сферы кассационного производства отразилось и на деятельности прокурора, участвующего в суде кассационной инстанции: приходится ориентироваться в многообразии различных судебных постановлений, подлежащих проверке, правильно оценивать их законность, обоснованность и справедливость.

Уголовно-процессуальным кодексом предусмотрен совершенно новый для современного российского правосудия порядок судопроизводства - апелляционное обжалование судебных решений, принятых мировым судьей. Следует отметить, что суд апелляционной инстанции имеет право на иную оценку исследованных доказательств мировым судьей и вынесение вместо оправдательного обвинительного приговора, если об этом был поставлен вопрос в представлении прокурора или жалобе потерпевшего. Вне всякого сомнения, это еще одна гарантия законности, обоснованности и справедливости принятого судом решения.

В новом качестве в УПК РФ изложен порядок производства в надзорной инстанции. Пересмотр судебных решений в порядке надзора обусловлен необходимостью исправления судебных ошибок после вступления в законную силу определений, постановлений и приговоров суда. Допущенное судом первой, апелляционной или кассационной инстанций (а иногда и нижестоящим судом надзорной инстанции) нарушение уголовного или уголовно-процессуального закона, которое привело к постановлению незаконного, необоснованного или несправедливого решения, должно быть устранено, а само решение - изменено или отменено.

Закон ограничил прокурора в праве возбуждения надзорного производства, уравняв таким образом его процессуальные полномочия с правами иных участников процесса. Наряду с этим значительно расширен круг лиц, наделенных такими правомочиями, за счет предоставления права возбуждения надзорного производства (помимо тех должностных лиц суда, которые этим правом обладали ранее) каждому судье суда надзорной инстанции. Законодатель определил и разграничил компетенцию судьи и руководителя суда на этапе рассмотрения надзорного ходатайства. В Законе нормативно обозначены требования, предъявляемые к надзорным жалобе и представлению[27].

Если до вступления решения в законную силу это может сделать (по жалобам сторон) суд апелляционной и кассационной инстанций, то после - лишь суд надзорной инстанции. При этом надзорный порядок пересмотра судебных решений используется только тогда, когда неприменимы или исчерпаны все другие средства процессуально-правовой защиты. Таким образом, по своему содержанию и предназначению производство в надзорной инстанции служит еще одной (резервной) гарантией законности и обоснованности судебных решений. В то же время само по себе несогласие одной из сторон с принятым судом решением не может служить основанием для пересмотра дела в порядке надзора.

Исправляя ошибки нижестоящих судов, суд надзорной инстанции решает и другую важную задачу - формирует единую правоприменительную практику, обеспечивая правильное и единообразное применение законов всеми судами, рассматривающими уголовные дела. С этой точки зрения деятельность суда надзорной инстанций весьма значима и для улучшения качества работы органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.

Для правильного разрешения уголовных дел в порядке надзора исключительно большое значение имеет правовая позиция Конституционного Суда РФ, высказанная им в Постановлении от 11 мая 2005 г. N 5-П. Согласно этой позиции ст. 405 УПК РФ в той мере, в которой она, не допуская поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора по жалобе потерпевшего (его представителя) или по представлению прокурора, не позволяет тем самым устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела, не соответствует Конституции РФ. Постановление Конституционного Суда РФ является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Подчеркивая важность отмеченного, судья Верховного Суда РФ, член Комиссии по правам человека при Президенте РФ С.А. Разумов отмечает, что абсолютно новой гарантией защиты прав человека является возобновление производства по уголовному делу ввиду новых обстоятельств, связанных с постановлением Конституционного Суда РФ или постановлением Европейского суда по правам человека[28].

§ 3. Обеспечение прокурором прав и законных интересов иных участников судебного разбирательства

Новизна подходов, связанных с защитой и осуществлением конституционных прав и свобод граждан, определена, конкретизирована и непосредственно раскрывается в главе 2 «Принципы уголовного судопроизводства» УПК РФ. В Кодексе впервые в качестве демократического начала судопроизводства рассматривается право на обжалование процессуальных действий и решений (ст. 19 УПК РФ).

Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает несколько процессуальных порядков обжалования решений и действий должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, и суда: а) обжалование определенных решений и действий прокурору; б) обжалование решений и действий в суд; в) обжалование приговоров, определений и постановлений судов первой и апелляционной инстанций, а также решений, принимаемых в ходе досудебного производства.

Социальная ценность их демократического содержания и назначение выражается не только в том, что участники уголовного процесса и другие заинтересованные лица используют свои права, гарантированные Конституцией РФ и уголовно-процессуальным Законом с целью предупреждения либо прекращения нарушения конкретных прав и свобод человека и гражданина, вовлеченных в уголовный процесс, но и в том, что это ведет к повышению активности людей по защите своих прав и законных интересов в уголовном процессе, а также в борьбе с преступностью, способствует предупреждению следственных и судебных ошибок и тем самым содействует повышению качества деятельности органов предварительного расследования и осуществления правосудия по уголовным делам, а в целом - повышению престижа суда в обществе как носителя судебной власти и авторитета других ветвей власти у населения страны.

В российском уголовном судопроизводстве, как отмечает А.П. Гуськова, основные права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание уголовно-процессуального закона, всей уголовно-процессуальной деятельности, а также правовые статусы и процессуальное положение участвующих в ней лиц[29].

Законодатель четко определил в УПК РФ, что к участникам уголовного судопроизводства относятся: суд, осуществляющий судебную власть посредством уголовного судопроизводства, участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, со стороны защиты и иные участники, как то: свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой (главы 5-8 УПК).

Принимая во внимание, что именно в сфере уголовного судопроизводства особо ощутимо затрагиваются права и свободы человека, ибо именно здесь имеет место применение различных мер государственного принуждения, то вопрос о защите прав и законных интересов любого участника уголовного процесса приобретает весьма важное значение. Любой участник уголовного судопроизводства прежде всего есть личность, поскольку он – субъект уголовно-процессуальных отношений. Складывающиеся в ходе уголовного судопроизводства отношения - это всегда правовые отношения, они имеют свою специфическую окраску.

Все участники процесса наделены определенными правами и несут соответственно определенные обязанности, которые реализуются в рамках правоотношений. В уголовно-процессуальном отношении выступающий государственный орган (должностное лицо), обладающий властными полномочиями, всегда несет обязанности по выполнению предписаний закона. Второй участник этих отношений: обвиняемый, его защитник, законный представитель либо потерпевший, его представитель, гражданский истец (его представитель), гражданский ответчик (его представитель) и иные участники процесса – свидетель, его адвокат, эксперт, специалист, переводчик, понятой – наделяютсяправами и несут также обязанности, которые реализуют в рамках правоотношений для защиты своих прав и интересов. Здесь следует заметить, что властный характер деятельности государственных органов, должностных лиц непременно сочетается с системой прав личности участников процесса.

Сегодня весьма значимым фактором в науке является личность обвиняемого, меньше - личность потерпевшего, ну и меньше всего уделяется внимания иным участникам процесса - свидетелю, эксперту и т.д.

Основное свойство уголовного судопроизводства – это особый, точно и детально регламентированный нормами уголовно-процессуального права порядок производства по уголовным делам. Такая регламентация позволяет, с одной стороны, обеспечивать строгое соответствие закону, выполнение предписанных действий, а с другой - последовательно добиваться неуклонного осуществления прав и обязанностей лиц, участвующих в производстве по делу.