Смекни!
smekni.com

Борьба за господство на Балтике в XVII веке (стр. 4 из 9)

В середине XVI в., после того как союзники ганзейцев - восставшие датские города - потерпели поражение в «графской распре», Дания одержала верх над немецкой Ганзой. С этого периода главным соперником Дании в борьбе за господство на Балтике стала Швеция.

Обе северные морские державы, Дания и Швеция, обладали постоянными флотами, которые в отношении материальной части и личного состава не уступали голландскому или английскому флотам. Тяжелые условия сухопутной войны заставили Швецию искать защиты главным образом в сильном флоте. Дании, более угрожаемой Ганзой, было еще важнее не уступать в этом отношении соседке и завести свои морские силы, которые служили бы основой обороны.

Несмотря на формальное расторжение датско-шведско-норвежской Кальмарской унии в 1523 г., датские короли ещё долго продолжали выдвигать притязания на шведский престол. Датско-шведская война 1563-1570 гг. сохранила выгодный для Дании статус-кво на Балтике и, в частности, право датчан на беспрепятственную торговлю с Россией через Нарву. Ещё при Кристиане II купцы Дании - союзницы России в борьбе против Швеции - получили в Москве торговые привилегии. Датские короли приняли деятельное участие в дележе наследства Ливонского ордена. Они овладели в 1559 г. эстонским островом Сааремаа и рядом богатых территорий в нынешней Латвии и Эстонии[40].

С середины XVI в. включилась в борьбу за господство в районе Балтийского моря и Швеция. В это время военное господство цепко держала в своих руках Дания, обладавшая обоими берегами Зунда и важнейшими островами Балтики. В этих условиях взоры шведских королей и дворянства обращались к наиболее доступной и вместе с тем богатой добыче - к землям слабого в военно-политическом отношении Ливонского ордена в Восточной Прибалтике. Обладание Ливонией - одной из житниц Европы - было ценно не только само по себе. В Ригу, Ревель и Нарву сходились торговые пути с Востока, из России и Литвы, из далёких азиатских стран.

Начиная с 1563 года, Любек, в союзе с Данией, снова вел против Швеции, захватившей незадолго перед тем ганзейский торговый флот, семилетнюю войну. Однако, Швеция была так ослаблена настойчивым наступлением союзников и внутренними неурядицами, что король Иоганн, вступивший на шведский престол после свержения его брата Эрика XIV, заключил 13 декабря 1570 года в Штетине довольно выгодный мир с Любеком, по которому не было речи о торговой монополии и о беспошлинной торговле; обусловленное по мирному договору военное вознаграждение выплачено не было[41]. Когда же Иоганн почувствовал, что положение его на троне достаточно окрепло, он объявил себя «господином Балтийского моря» и на следующий же год запретил Ганзе торговать с Россией. Вместе с тем он организовал каперскую войну против Ганзы. У Ганзы не было достаточно сильного флота, чтобы с успехом выступить против него, торговля ее терпела громадные убытки, между тем как Нидерланды богатели. Морское могущество и на этот раз оказалось решающим фактором. Швеция сделалась владыкой на Балтийском море. Уже в 1570 г. в шведском флоте числилось более 70 военных кораблей, между тем, как например, Англия, в 1603 г. имела только 42 военных корабля.

Успехи Ивана Грозного в первый период Ливонской войны встревожили шведов так же, как и других западных соседей России. Король Эрик XIV не замедлил захватить часть земель Ливонского ордена. В 1561 г. шведы овладели Ревелем (Таллином) и северной частью Эстонии. Семилетняя война 1563-1570 гг. велась между Данией и Швецией в значительной степени из-за того, в чьих руках будет находиться балтийская торговля с Русским государством.

Шведские феодалы яростно стремились не допустить утверждения крепнущего Русского государства на берегах Балтики. Это нашло своё выражение в трёх русско-шведских войнах на протяжении четверти века - с 1570 по 1595 г. Однако в итоге в XVI в. шведам не удалось полностью оттеснить Русское государство от Финского залива.

Следует отметить, что военные действия во время Ливонской войны были успешными для Москвы до тех пор, пока на польско-литовский престол не был избран Стефан Баторий, который, став королем, сразу же предпринял решительное наступление. Под натиском его войск русские оставили Полоцк и стратегически важную крепость Великие Луки. В 1581 г. Баторий осадил Псков, намереваясь после взятия города идти на Новгород и Москву.

В том же году Швеция захватила Нарву и Корелу.

Перед Россией возникла угроза потери значительных территорий. Героическая оборона Пскова (1581-1582 гг.), в которой участвовало все население города, предопределило относительно благоприятный для России исход войны. Баторий вынужден был пойти на мирные переговоры. Длительная война, продолжавшаяся четверть века, закончилась перемирием с Польшей (1582 г.) и со Швецией (1583 г.), крайне невыгодным, однако, для России, потерявшей не только все приобретения, сделанные в Ливонии, но и южное побережье Финского залива с русскими городами Ям (ныне Кингисепп), Копорье и Ивангород. Таким образом, Россия была отрезана от Балтийского моря[42].

Результаты Ливонской войны, продолжавшейся двадцать пять лет, оказались для России весьма тяжелыми. Страна понесла территориальные потери, военные действия разорили ее: казна была опустошена, центральные и северо-западные уезды обезлюдели. Главная цель Ливонской войны - выход на побережье Балтийского моря - не была достигнута.

В ходе Ливонской войны создался военно-политический союз Швеции и Речи Посполитой, направленный своим остриём против России. С 1592 г. Швеция и Польша оказались соединёнными личной унией[43].

Новая русско-шведская война закончилась заключением Тевзинского мира 1595 г., по которому Швеции пришлось возвратить России побережье Финского залива и Карелу (Кексгольм).

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

В середине XVI в. Дания одержала верх над немецкой Ганзой на Балтике и ее перспективным соперником в борьбе за господство на балтийском море постепенно становилась Швеция. Стабилизация шведского государства при Густаве I Ваза создала необходимые предпосылки для агрессивной внешней политики его сыновей и укрепления государства, армии и флота. Уже в 1570 г. в шведском флоте числилось более 70 военных кораблей, между тем, как например, Англия, в 1603 г. имела только 42 военных корабля.

Не отказывалась от своих интересов в регионе и Россия. С этой целью велась, в частности, Ли­вонская война 1558-1583 гг. Иваном Грозным против Ливонского ордена, Швеции, Польши и Великого княжества Литовского.

Швеция стремилась не допустить утверждения крепнущего Русского государства на берегах Балтики. Это нашло своё выражение в трёх русско-шведских войнах на протяжении четверти века - с 1570 по 1595 г. Однако в итоге в XVI в. шведам не удалось полностью оттеснить Русское государство от Финского залива. По Тевзинскому миру 1595 г. Швеции пришлось возвратить России побережье Финского залива и Карелу (Кексгольм).

ГЛАВА 3. Борьба за господство на Балтике в XVII веке

3.1. Общеевропейская ситуация

В XVII в. на севере Европы главенствующее положение заняла Швеция, потеснив на Балтике Данию, Речь Посполитую и Россию.

В 1612 г. вскоре после начала Кальмарской войны датчанам удалось захватить Кальмар и Готенбург, и выйти в непосредственную близость к Стокгольму.

В 1617 г. в деревне Столбове при посредничестве Голландии и Англии был заключен мир между Россией и Швецией, по условиям которого Россия была отрезана от Балтики (потеряв перешедшую в 1583 г. к ней прибрежную полосу во внутреннем углу Финского залива (Ингерманландию), а также опорные пункты на побережье Финского залива ( Ям Копорье, Иван-город).

В 1621 г. шведский король Густав-Адольф II взял Ригу. Для дальнейших операций против Польши он в 1627 и 1628 гг. высадился со свежими силами у Пиллау и во Фриш-Гафе. В следующем году шведы разбили там же 7 имперских судов[44].

Переход к Швеции от Польши и России немецких орденских земель Лифляндии и Эстляндии сильно увеличил ее могущество на берегах Балтийского моря. После победоносного выступления в Польше последовало вмешательство Густава-Адольфа и других государств балтийского региона в Тридцатилетнюю войну 1618-1648 гг[45].

Тридцатилетняя война была первой собственно европейской войной. Главным стержнем, вокруг которого группировалась совокупность европейских политических проблем XVII в., стал вопрос о Габсбургской империи. Наряду с ним остро стоял также вопрос о польско-шведско-датско-русском соперничестве на Балтике[46].

Параллельно с ходом общеевропейской Тридцатилетней войны Швеция воевала против Польши, Польша против России.

В 1643 г. Швеция вступила в двухлетнюю (1643-1645) войну с Данией, закончившуюся 13 августа 1645 г. миром в Бремсебро, по которому Дании пришлось уступить острова Готланд, Эзель и два округа на норвежской границе. Кроме того, шведские суда при плавании Зундом были освобождены от таможенных пошлин. В результате заключенного мира Швеция укрепила свои позиции на Балтийском море[47].

По условиям завершившего Тридцатилетнюю войну Вестфальского мира 1648 г. Швеция получила всю Западную Померанию (Поморье) с островом Рюгеном, а в Восточной Померании город Штеттин и ряд других пунктов. К Швеции также перешли остров Волин, Померанский залив со всеми городами на его берегах, а также архиепископство Бремен, епископство Верден (на Везере) и город Висмар. Под контролем Швеции оказались почти все устья судоходных рек Северной Германии. Швеция, таким образом, стала господствовать на Балтийском море[48].

Что касается Дании, то ее положение в конце 30-летней войны было не завидно; она располагала слишком малыми средствами, чтобы добиться желаемого. Тем не менее, на западе Балтийского моря Дания все же оставалась единственной соперницей Швеции.

В 1654 г. на шведский престол взошел Карл X, который возобновил войну с Польшей. Одновременно он вел активную дипломатическую игру: заключил союз с Россией, вел переговоры с Бранденбургом с целью совместно выставить в Балтийском море сильный флот, чтобы предотвратить опасность, грозившую со стороны Польши и Голландии. Также и с Данией он хотел заключить союз для защиты Балтийского моря, но безуспешно.