Смекни!
smekni.com

Чёрные доски (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 Чёрные доски на Кубани
2 Чёрные доски в УССР
Список литературы

Введение

Чёрные доски — в СССР в 1920-е — 1930-е гг., синоним «доски позора», элемент агитационно-пропагандистской работы[1]; представляли из себя списки, публикуемые в газете. В период коллективизации в СССР повсеместно применялись с целью психологического и административного давления на сёла, станицы, которые не выполняли планы сдачи продовольствия или выполняли их в неполном объёме.

Занесение в список «чёрной доски» — в противоположность «красной доске» («доске почёта») обозначало налагание санкций для провинившихся (от лишения премий, наложения штрафов едой до прямых репрессий — депортации, принудительных работ, расстрела), а для остальных — мерой устрашения. В эти списки вносили как отдельных лиц, так и целые коллективы, населённые пункты и целые районы.

В сельском хозяйстве конца 1920-х — начале 1930-х гг. её применение предполагало отказ в поставке товаров или ограничение её, а также и другие методы экономического воздействия на занесённых на «чёрную доску». Действовало такое занесение вплоть до выполнения „должниками“ планов сельхозпоставок в требуемом объёме.

1. Чёрные доски на Кубани

«Чёрные доски», как система репрессионных мер против казачьего населения Кубани и Дона, направленная на обеспечение планов хлебозаготовок, долгое время были забыты и стали достоянием гласности в СССР лишь с конца 1980-х.

Название «Чёрные доски позора» (как обратные «красным доскам почёта») отдельными историками стало приписыватся секретарю Северо-Кавказского краевого комитета ВКП(б) Б. П. Шеболдаеву. По итогам хлебосдачи осенью 1932 года на «доску» заносились станицы, которые не справились с планом хлебосдачи (употреблялся термин «саботаж»). В таких станицах закрывались все торговые точки, любая торговля запрещалась.

В этом постановлении крайкома от 4 ноября 1932 г. термин «чёрная доска» приобрёл зловещее содержание. Постановлением предписывалось:

«В отношении станиц, занесенных на чёрную доску, применить следующее:
а) немедленное прекращение подвоза товаров и полное прекращение кооперативной и государственной торговли на месте и вывоз из кооперативных лавок всех наличных товаров;
б) полное запрещение колхозной торговли, как для колхозов, колхозников, так и единоличников;
в) прекращение всякого рода кредитования и досрочное взыскание кредитов и других финансовых обязательств;
г) изъятие органами ОГПУ контрреволюционных элементов, организаторов саботажа хлебозаготовок и сева.

Предупредить жителей станиц, занесенных на чёрную доску, что в случае продолжения саботажа сева и хлебозаготовок краевыми организациями будет поставлен перед правительством вопрос об их выселении из пределов края в северные области и заселении этих станиц добросовестными колхозниками, работающими в условиях малоземелья и на неудобных землях в других краях».
[1]

C ноября 1932 по январь 1933 были проведены операции против 15 станиц: 13 кубанских станиц: Новорождественская, Темиргоевская, Медведовская, Полтавская, Незамаевская, Уманская, Ладожская, Урупская, Стародеревянковская, Новодеревянковская, Старокорсунская, Старощербиновская, Платнировская; две донские станицы — Мешковская и Боковская. Кроме того всякая торговля была прекращена в девяти районах края полностью (Невинномысский, Славянский, Усть-Лабинский, Брюховецкий, Кущевский, Павловский, Кропоткинский, Новоалександровский и Лабинский). Из Ейского, Краснодарского, Курганинского, Кореновского, Отрадненского, Каневского, Тихорецкого, Армавирского, Тимашевского, Новопокровского районов было приказано вывезти все продовольственные товары.

В начале года, вышестоящее начальство объявили руководству станицы, сколько нужно будет сдать зерна по продналогу за этот год. Станичникам стало ясно, что сеять в этом году будет совсем невыгодно с учетом того, что и то оставшееся зерно нельзя будет продать из-за очень низких цен. Это вызвало глухое недовольство станичников и многие использовали посевные площади для других более выгодных культур или же вообще засеяли «чёрным кверху», то есть никак… Посевное зерно просто разобрали по домам и закопали в надежных местах по плавням. Власти ответили на саботаж постановлением: «В целях разгрома сопротивления хлебозаготовкам ЦК и Совнарком постановляет выселить в кратчайший срок в северные области СССР из станицы Полтавской, как наиболее контрреволюционной всех жителей, за исключением действительно преданных Советской власти». Население станиц Полтавской, Медведовской и Урупской было полностью выселено в северные районы СССР — всего 45 639 человек.

Эти станицы были заселены семьями красноармейцев из других районов СССР, которые также переселялись (часто в приказном порядке) во многие другие станицы края, где имели право занять любой понравившийся дом, вне зависимости от того, был ли он занят в тот момент прежними хозяевами.

Голод в 1932—1933 году на Кубани и Дону был частью голода, охватившего земледельческие районы СССР.

Умерших хоронили в братских могилах, которые часто никак не обозначались. Точные цифры погибших неизвестны. Население некоторых станиц не достигло прежней численности населения и сегодня.

В 1990 году в станице Шкуринской был открыт первый памятник жертвам голода.

2. Чёрные доски в УССР

Применялись так же как и в остальных частях СССР. Их применение не всегда приносило ожидаемые результаты.

9 января 1929 г.
Секретно
І. Хлебозаготовки
1. В хлебозаготовительную кампанию 1928 г. с начала года (январь-февраль) для получения более реальных результатов, применялись такие методы:

· материальной заинтересованности всей крестьянской массы, путем отпуска товаров, в первую очередь, сдатчикам хлеба;

· обхода по дворам крестьян членов правления и кооперативного актива с призывом сдавать излишки хлеба на ссыпные пункты;

· расширения системы путевок;

· проведения периодических собраний кооперативного актива, членов пайщиков, с/х и потребительской системы коопераций, с вопросами о хлебозаготовках и проч.;

· занесение на чёрную доску злостных держателей хлеба.

Но, когда указанные методы не дали надлежащих результатов в деле выполнения хлебозаготовительного плана по округу (март — май), окрисполкомом были приняты меры «чрезвычайного, характера» в отношении злостных держателей излишков зерно-хлеба, которыми в большинстве являлась зажиточно-кулацкая часть крестьянства, путем принуждения их к вывозу на ссыпные пункты имеющихся в них излишков, а также привлечения их к ответственности по ст. 127-й УК УССР.[1]

Но наибольшую известность получило постановление ЦК КП (б) У и Совнаркома УССР от 6 декабря 1932.

Ввиду особо позорного провала хлебозаготовок в отдельных районах Украины СНК и ЦК ставят перед облисполкомами и обкомами, райисполкомами и райпарткомами задачу сломить саботаж хлебозаготовок, организованный кулацкими и контрреволюционными элементами, уничтожить сопротивление части сельских коммунистов, ставших фактическими проводниками саботажа, и ликвидировать несовместимую со званием члена партии пассивность и примиренчество к саботажникам, обеспечить быстрое нарастание темпов, полное и безусловное выполнение плана хлебозаготовок.

СНК и ЦК постановляют:

За явный срыв плана хлебозаготовок и злостный саботаж, организованный кулацкими и контрреволюционными элементами, занести на чёрную доску следующие села:

1. с. Вербка Павлоградского района Днепропетровской области;
2. с. Гавриловка Межевского района Днепропетровской области;
3. с. Лютеньки Гадячского района Харьковской области;
4. с. Каменные Потоки Кременчугского района Харьковской области;
5. с. Святотроицкое Троицкого района Одесской области;
6. с. Пески Баштанского района Одесской области.

В отношении этих сел провести следующие мероприятия:
1. Немедленное прекращение подвоза товаров, полное прекращение кооперативной и государственной торговли на месте и вывоз из соответствующих кооперативных и государственных лавок всех наличных товаров.
2. Полное запрещение колхозной торговли как для колхозов, колхозников, так и единоличников.
3. Прекращение всякого рода кредитования, проведение досрочного взыскания кредитов и других финансовых обязательств.
4. Проверку и очистку органами РКИ кооперативных и государственных аппаратов от всякого рода чуждых и враждебных элементов.
5. Проверку и очистку колхозов этих сел, с изъятием контрреволюционных элементов, организаторов срыва хлебозаготовок.
СНК и ЦК обращаются с призывом ко всем честным, преданным Советской власти колхозникам и трудящимся крестьянам-единоличникам организовать все свои силы для беспощадной борьбы с кулаками и их пособниками для преодоления кулацкого саботажа хлебозаготовок в своих селах, за честное добросовестное выполнение хлебозаготовительных обязательств перед советским государством, за укрепление колхозов.

Несмотря на то, что меры указанные в данном постановлении были указаны в Постановлении Политбюро ЦК(б) У «Про мероприятия по усилению хлебозаготовок» от 18 ноября 1932 года

О мерах борьбы с кулацким влиянием в колхозах и в сельских парторганизациях
В целях преодоления кулацкого сопротивления в выполнении планов хлебозаготовок ЦК КП (б) У постановляет:
1. Установить занесение на чёрную доску колхозов, особо злостно саботирующих сдачу хлеба по государственному плану.
В отношении колхозов, занесенных на чёрную доску, провести следующие мероприятия:

В том же разделе постановления указывалось:

Чистка должна освободить партию от людей чуждых делу коммунизма, проводящих кулацкую политику, разложившихся, неспособных проводить политику партии в деревне, вычищенных выслать как политически опасных.
Чистка должна помочь выдвижению новых кадров из числа наиболее преданных партии колхозников-ударников и сплотить вокруг партии широкие колхозные массы на борьбу за укрепление колхозов, против кулака.
3. Подтвердить, что в районы и отдельные села (и без занесения их на чёрную доску), особенно неудовлетворительно выполняющие хлебозаготовки, должен прекращаться завоз и продажа всех без исключения промтоваров.