Смекни!
smekni.com

Прокурорский надзор за законностью осуществления деятельности российскими войсками, находящимися за пределами Российской Федерации (стр. 7 из 8)

4. Направляющая Сторона отказывается от предъявления принимающей Стороне претензий, касающихся возмещения ущерба, нанесенного направляющей Стороне, если такой ущерб был нанесен воинскими формированиями принимающей Стороны в ходе проведения учения или лицом, входящим в их состав, при исполнении своих служебных обязанностей.

5. Порядок возмещения ущерба, который может быть нанесен принимающей Стороной воинским формированиям направляющей Стороны или их личному составу, в случаях, не оговоренных в пункте 4 настоящей статьи, определяется отдельными договоренностями между Сторонами. Если вопрос о возмещении ущерба не решается путем таких договоренностей, он подлежит рассмотрению в соответствии с законодательством принимающей Стороны.

6. Порядок возмещения ущерба, который может быть нанесен воинскими формированиями направляющей Стороны или их личным составом физическим лицам (гражданам) или юридическим лицам принимающей Стороны, определяется отдельными договоренностями между Сторонами. Если вопрос о возмещении ущерба не решается путем таких договоренностей, он подлежит рассмотрению в соответствии с законодательством принимающей Стороны.

7. Настоящая статья не исключает права физических лиц (граждан) и юридических лиц принимающей Стороны на предъявление претензий и возмещение ущерба, причиненного в связи с проведением учения.

8. Стороны отказываются от вознаграждения за спасение кораблей, судов и грузов при условии, что спасенные корабли, суда и грузы принадлежали другой Стороне и использовались ее воинскими формированиями в ходе проведения учений (статья 18).

Претензии, заявленные в связи с нанесением ущерба воинским формированием или лицом, входящим в его состав, третьим сторонам, рассматриваются в соответствии со следующими положениями: а) рассмотрение и урегулирование претензий, а также вынесение решений по ним происходят в соответствии с законодательством принимающей Стороны;

б) принимающая Сторона может урегулировать требования по компенсациям за ущерб, причиненный третьей стороне; в) выплата компенсаций за ущерб, причиненный третьим сторонам, производится в результате урегулирования вопроса о возмещении ущерба уполномоченными органами Сторон с участием третьей стороны или вступившего в законную силу решения, вынесенного надлежащей судебной инстанцией принимающей Стороны. Вступившее в законную силу решение о выплате компенсации или об отказе в выплате компенсации, вынесенное надлежащей судебной инстанцией принимающей Стороны, является окончательным и обязательным в споре; г) если степень вины Сторон установить невозможно, то ответственность за выплату компенсации за причиненный ущерб распределяется поровну между Сторонами.

Во всех случаях выплаты производятся в валюте принимающей Стороны.

Стороны сотрудничают в целях получения доказательств и организации беспристрастного рассмотрения претензий в соответствии с настоящей статьей. По решению Сторон может быть создана комиссия для расследования случаев, повлекших за собой причинение ущерба третьим сторонам (статья 19).

Отметим, что подробная регламентация прав и обязанностей лиц, участвующих в воинских формированиях, при проведений военных учений на территории иностранного государства облегчает предмет надзора за соблюдением законности уполномоченными лицами воинских формирований, но вместе с тем имеет и свою специфику, которая определяется кратковременностью дислокации воинских формирований на территории иного государства:

– действием на территории иного государства, где действует законодательство принимающей и направляющей Сторон;

– иные культура, язык и обычаи;

– не постоянным нахождением прокурорских работников в составе кратковременно пребывающих воинских формирований на территории иностранного государства;

– постоянным нахождением личного состава и техники в движении;

– одновременные и совместные действия личного состава воинских формирований направляющей и принимающей Сторон;

– разрешением спорных вопросов между Сторонами путем переговоров;

– отсутствием контактов и связей с административными органами, действующими на территории проводимых учений;

– отсутствием деловых связей и контактов с правоохранительными органами принимающей Стороны;

– существенным различием в законодательстве Сторон.

Еще одним примером надзорного сопровождения действий российских войск могут служить учения на территории Республики Казахстан, в рамках Договора международной региональной структуры – Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), созданной в 2002 году, в которую входят Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.

В настоящее время действует Объединенный штаб ОДКБ. Разработаны и утверждены Основные направления коалиционного военного строительства на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, План коалиционного военного строительства ОДКБ. Определяются основные параметры по группировкам, составу коллективных сил и средств, порядку их планирования, применения и управления, технического оснащения и всестороннего обеспечения.

С учетом многогранности и сложности ситуации, в которой действует Организация, продолжается работа по дальнейшему совершенствованию встроенных в нее структур, адаптации ОДКБ к меняющимся политическим реалиям.

В рамках данной Организации в период с 3 по 13 июля 2008 года на территории Республики Казахстан проведены совместные учения российских и казахских войск. От России в них участвовала воздушно-десантная бригада ВДВ.

С целью надзорного сопровождения российских войск в их состав вошли прокурорские работники военной прокуратуры Приволжско-Уральского военного округа, которым были направлены указания Главной военной прокуратуры от 3 июля 2008 года № 3у-789-08.

Внимание прокурорских работников акцентировалось на организации надзора по всем основным направленим деятельности, в том числе на вопросах надзора за привлечением к уголовной ответственности военнослужащих, входящих в состав российских войск, в случае совершения ими преступлений. При этом предписывалось руководствоваться статьей 15 «Соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности» от 11 октября 2000 года.

В соответствии с названной статьей все совершенные этими лицами преступления подпадают под юрисдикцию Российской Федерации. Уголовную ответственность военнослужащие несут в соответствии с законодательством России.

По указанному Соглашению Россия взяла на себя обязательство осуществлять в соответствии с национальным законодательством уголовное преследование лиц, входящих в состав ее воинских формирований и подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений против другой стороны.

В упомянутом указании Главной военной прокуратуры дано поручение надзирающим прокурорским работникам обеспечит надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и военных следственных органов, обусловленной нахождением российских войск на территории Казахстана в связи с проведением совместных учений.

Международные, законодательные и иные нормативные правовые, ведомственные акты, рекомендованная литература

Международные, законодательные и иные нормативные правовые, ведомственные акты

Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 года).

Устав Содружества Независимых Государств (Минск, 22 января 1993 г.).

Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинкские решения (Хельсинки, 9 - 10 июля 1992 года).

Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения (Москва, 29 августа 1997 г.).

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических сил на территории Республики Беларусь (Минск, 6 января 1995 г.).

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве и взаимодействии в обеспечении безопасности комплекса «Байконур», воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории республики Казахстан, и лиц, входящих в их состав (Москва, 29 декабря 1994 года).

Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Киргизской Республики (Москва, 22 сентября 2003 г.).

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан (Москва, 21 января 1997 г.).

Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Китайской народной Республики, и воинских формирований Китайской Народной Республики. Временно находящихся на территории Российской Федерации, для проведения совместных военных учений (Пекин, Москва, 6 - 8 августа 2005 года).

Соглашение между РФ и Республика Молдова о правовом статусе, порядке и сроках вывода воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова 1994 г.