Смекни!
smekni.com

Русские немцы на Алтае (стр. 2 из 5)

Баптисты имели в России право на свободное вероисповедание. Они оказались общиной, в которую к ХХ в. влилось значительное число немцев других конфессий – лютеран, меннонитов и др. Баптисты отказались от ряда обрядов: поклонения кресту и иконам, крестного знамения, крещения новорожденных и др. Запрещены употребление алкоголя и табака, аборты. Баптисты крестят во взрослом возрасте, начиная с 16 лет. Креститься может даже грешный человек, ему достаточно перед крещением покаяться. Самым большим грехом (кроме самоубийства) считается аборт, но покаянием можно искупить и этот грех. Баптисты считают, что несмотря на то, судьбу человека предопределяет Бог, своим поведением, истинной верой ее можно изменить.

Адвентисты седьмого дня— одно из вероисповеданий протестантизма, возникшее в XIX веке. Наиболее характерные отличительные черты вероучения — убеждение о необходимости соблюдения всех Десяти заповедей и вера в близкое Второе пришествие Иисуса Христа.Суббота для адвентистов священный день. В этот день они не работают, а посвящают себя размышлениям, чтобы приблизиться к мудрости Бога. Адвентисты не верят в бессмертие души, а также в то, что душа после смерти сразу уходит в рай. Они строго соблюдают запреты на употребление алкоголя и свинины. Перед причащением у них происходит омовение ног: женщина моет ноги женщине, мужчина - мужчине. Причащаются адвентисты не вином, как все остальные христиане, а виноградным соком и пресным хлебом (тесто для него изготовляют на оливковом масле).

Для немцев Алтая характерна высокая степень религиозности по сравнению с окружающим населением. Религия традиционно играет значительную роль в духовной жизни сибирского немецкого села. После переселения немецкие крестьяне в первую очередь строили здание церкви или молитвенного дома. В годы советской власти, несмотря на гонения со стороны властей, не удалось искоренить в среде алтайских немцев приверженность к религиозной вере и традициям.

В первые годы после установления советской власти отношение к церкви и верующим в национальных районах можно охарактеризовать как терпимое. Несмотря на то, что главный антирелигиозный указ, нанесший непоправимый удар положению и роли церкви в обществе - декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" - вышел уже в январе 1918 г., в первые годы советской власти к религиозным организациям и церквям национальных меньшинств не применялись какие-либо административные меры жесткого характера.

С конца 1920-х гг. определяющим лозунгом в политике государства по отношению к церкви стал лозунг Союза Воинствующих Безбожников, своего рода карательного органа по отношению к религиозным организациям, который гласил "Религия – тормоз социалистического строительства и пережиток капитализма". В это время верующие не могли открыто посещать молитвенный дом и собирались по домам. В 1928 г. были запрещены журналы меннонитов "Unsere Blatt" и лютеран "Unsere Kirche". Многие религиозные деятели были арестованы. 1930-1950-е гг. информаторы характеризуют как период "подполья". Религиозная деятельность преследовалась советской властью. Лишь с конца 1950-х – начала 1960-х гг. начинается медленный процесс возрождения религиозных общин. Для 1970-х гг. характерной чертой является активная миссионерская деятельность баптистов.

С конца 1980-х гг. отношение власти к религиозным общинам изменилось. Верующие получили возможность иметь молитвенный дом или церковь и открыто их посещать. Чаще всего помещение для молитвенного дома покупалось на средства общинников или при финансовой поддержке религиозных центров Германии. В настоящее время в каждом немецком селе действует религиозная община, чаще всего не одна. Причем не обязательно это общины разных течений. Распространенным вариантом является сосуществование в одной деревне, например, двух баптистских общин.

Таким образом, современную ситуацию в религиозной сфере алтайских немцев нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны, возрос интерес к религиозной жизни, общины действуют более активно, улучшилась их материальная база (сказывается помощь из Германии и других стран). Но, с другой стороны, большинство общин малочисленны. В основном, в деятельности религиозных общин принимают участие женщины старших возрастных групп. Хотя в последние годы предпринимаются активные попытки привлечения к религии молодежи. В целом, принадлежность к религиозной общине воспринимается большинством алтайских немцев как неотъемлемая черта этнической идентичности.

ХОЗЯЙСТВО И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ В КОНЦЕ XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX В.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Основной причиной переселения немцев на Алтай являлось малоземелье в колониях Европейской части России. Переселенцы получали на новых землях по 15 десятин на мужскую душу. Обрабатывали столько земли, на сколько хватало сил.

Когда у отца, хозяина участка, вырастали сыновья, они могли отделиться от хозяйства отца, тогда из отцовского надела выделялся участок земли сыну. Когда у него рождались свои сыновья, то из специального государственного фонда свободной земли в другом месте выделяли новый участок. Но избыток земли был не во всех селах, особенно в меннонитских. Часть земли оставляли под общее пастбище. Многие были вынуждены уехать из села.

Основной зерновой культурой, выращиваемой немцами, была пшеница ("вайц"). В селе Боронск выращивали в основном пшеницу, меньше рожь ("корн"), только озимую.

Выращивали раньше кукурузу, которая по сравнению с современной была меньше, стебель ниже, початок меньше. Кукурузу ("вельшкорн") привезли переселенцы с Украины. Выращивали ее много, в основном на корм лошадям и свиньям. Так же немецкие переселенцы выращивали просо ("херсе", "хиж"), ячмень ("кершт"), овес ("хафер"). Ячмень и овес использовали в основном на корм скоту.

Картофель сажали как в поле, так и в огороде возле усадьбы.На огороде сажали морковь, лук, тыкву, чеснок, лук. Обычно на огороде была бахча. На бахче росли арбузы, дыни. Бахчу никогда не поливали - "бахча не любит много дождя". Обычно был хороший урожай бахчевых культур - арбузы, дыни целыми бричками возили на продажу, например в Славгород. На поле сажали подсолнечник ("сунроузе"), из которого делали подсолнечное масло. Выращивали свеклу ("рибе"), из которой делали свекольный мед ("рибхонихь"). Выращивали также табак, обычно немного - полдесятины. Табак был трех сортов: турецкий, русский и немецкий. Последний сорт использовали для трубок. В материнских колониях выращивали гораздо больше разных сельскохозяйственных культур, а на Алтае это было невозможно из-за более суровых климатических условий.

Посевы обязательно пропалывались, даже пшеница. Пололи, обычно, дети с 7-8 лет, с ними отправляли одного взрослого. Когда на участке возделывались подсолнечник или картофель, земля хорошо очищалась, так как их было легче полоть, чем зерновые, кроме того, картофель еще окучивался, и земля дополнительно разрыхлялась. При прополке использовались тяпки "хаг". Кроме тяпки использовались "стругалки", по-немецки "шува". "Шува" представляла собой широкий металлический нож, соединяющийся с черенком под тупым углом, как бы выступая вперед. Раньше немцы пололи только "шувой". Поливали только огородные культуры: капусту, помидоры, огурцы и т.п.

Хлеб косили лобогрейками - "мелмашин". На лобогрейке сидел человек и откидывал скошенные колосья. Скошенный хлеб собирали в копны, потом везли на телегах домой на двор. Как рассказала Унру А.Я., вслед за лобогрейкой шли девушки с граблями, которые собирали скошенный хлеб в валки. Через сутки, на следующее утро валки собирали и на арбах везли на усадьбу. Также могли вязать и снопы. При уборке хлеба, как только появлялись дождевые тучи, работу прекращали, чтобы скошенный хлеб не намок, так как потом его трудно было высушить. Молотили на токах во дворе специальным большим ребристым камнем весом в полтора-два центнера, который лошадь, или две, тащила по кругу по разложенным колосьям. Место для тока заранее готовили - зачищали, срезали бугры, поливали водой, утаптывали, утрамбовывали. Пшеницу раскладывали по кругу, в центре стоял человек, который водил под уздцы лошадь. Обмолоченную солому ("штро") собирали граблями, а зерно сметали в кучу, потом на веялках - "фухтель", которые представляли собой барабан с лопастями внутри, очищали. Для молотьбы использовались также машины - "ворфмашин". Обмолоченную пшеницу могли веять на ветру с помощью специальной лопаты "ворфшауфель". Для рушения проса применялась просорушка. Просорушка представляла собой деревянный бочонок, вкопанный в землю, в него вставлялся поршень, рабочая поверхность которого была оббита железными скобками. К поршню крепился рычаг, при надавливании на который поршень то опускался, то поднимался.

Хлеб и другие продукты возили на продажу на ближайшие крупные рынки, где его скупали купцы. Так, из сел в районе Тельмано, возили в Славгород, Камень-на-Оби, Бийск, из Николаевки возили в Кулунду и Камень-на-Оби. В этих городах немецкие крестьяне могли взять в кредит сельскохозяйственные машины, а потом расплачивались зерном нового урожая. Если у крестьянина не было в хозяйстве достаточного количества лошадей для работы, или не было машины, он мог взять их в аренду у богатого односельчанина. За это "бедняк" должен был отработать у богатого: скосить сено, что-нибудь отвезти и т.д. Родственники или соседи, имевшие одну-две лошади, могли объединиться и делать определенные работы по очереди, помогая друг другу. Богатые крестьяне (особенно в меннонитских деревнях) также широко применяли труд батраков - "арбайтер", "обэда" .