Смекни!
smekni.com

Становление российско-американских отношений в начале XIX в.: историография вопроса (стр. 2 из 3)

Труды американских историков по вопросу ранних отношений России и США представляют особый интерес. Их гораздо больше, чем отечественных, что объясняется, конечно, в первую очередь тем, что значительная часть источников по проблеме находится в американских архивах.

Работы по истории взаимоотношений США и России появились в США еще в начале XX в. С тех пор и до настоящего времени создано немало обобщающих трудов о русско-американских связях в целом. Среди них выделяются работы Д. Хилдта, М. Лазерсона, В. Вильямса и др. [см., например: Hildt, 1906; Laserson, 1950; Russian-American Dialogue, 1997; Saul, 1991; Williams, 1952]. Основной темой этих исследований являются контакты двух держав, рассмотренные через призму мировой политики, точнее, через призму отношений этих стран с Великобританией и Францией.

В конце 1930-х – начале 1940-х гг. в США были опубликованы работы, которые отличались наличием обширной библиографии по вопросу русско-американских отношений. К ним относятся исследования А. Ярмолинского [Yarmolinsky, 1943] и А. М. Бейби [Babey, 1938]. Как справедливо заметил Н. Н. Болховитинов, в последнем исследовании содержатся общие сведения об американцах в России, однако информация дана не полностью, к тому же в работе, по его мнению, есть фактические ошибки.

В период завершения Второй мировой войны вышла в свет монография Ф. Р. Даллеса [Dulles F. R., 1945]. Главная идея монографии заключена в ее первых строках: «Общая история США и России на протяжении двух столетий была мирной (здесь и далее перевод наш.– Н. С.)» [Ibid, 1]. Автор проанализировал факты, которые свидетельствуют о том, что у России и США много общего – начиная с географии и заканчивая перспективами на будущее. В монографии подробно рассматриваются этапы сотрудничества двух стран в разных областях. Что касается миссии Д. К. Адамса в Санкт-Петербурге, то Ф. Р. Даллес пришел к выводу, что американский посланник вел активную деятельность в российской столице по укреплению межгосударственных связей, а также являлся «свидетелем мировой драмы, в которой роль его страны не была значительной» [Dulles, 1945, 20]. Ф. Р. Даллес подчеркнул большую роль представителя США в Санкт-Петербурге в деле установления культурных контактов двух стран.

Всплеск интереса к теме русско-американских отношений относится к 50-м гг. XX в. – эпохе «маккартизма». Во время идеологической борьбы с СССР в США ощущалась необходимость в детальном изучении возникновения и развития контактов двух сторон. В 1950 г. была издана работа М. Лазерсона, посвященная вопросу американского влияния на Россию за период 1784–1977 гг. [Laserson M., 1950]. Период, взятый для исследования, довольно обширен, но годы зарождения дипломатических связей освещены достаточно подробно. Автор пытается обосновать тезис о большом международном значении контактов России и США. В главе, посвященной первому официальному дипломату США в России Д. К. Адамсу и переписке президента США и императора России, подчеркивается, что Екатерина II и Александр I были просвещенными монархами, активно проводившими политику по расширению российских государственных границ. Причину же установления дипломатических контактов автор усматривал в экономической сфере, объясняя это тем, что русская военная мощь требовала больших финансовых расходов, источник которых зависел от объема коммерческих связей между странами, в том числе и от русско-американской торговли. М. Лазерсон впервые уделил большое внимание либеральным преобразованиям в России. Его наблюдения в значительной степени обогатили американскую историографию, дав пищу для размышления следующему поколению историков.

Нельзя не заметить, что в 1950-е гг. работы ряда американских историков проникнуты духом враждебности по отношению к России. К таким трудам относятся исследования Т. А. Бейли, С. А. Маннинга и др. [см.: Bailey, 1950; Manning, 1953; American and Russia, 1962]. История русско-американских отношений на высшем личностном уровне, т. е. между императорами, президентами, министрами и дипломатами, освещена в книге А. Тарсаидзе [Tarsaidze, 1958].

В монографии В. А. Вильямса «American-Russian relations 1781–1947» [Williams, 1952] были затронуты причины неудач первых американских миссий в России. Что касается начального периода установления официальных контактов Петербурга и Вашингтона, то исследователь полагал, что обоюдное противостояние Великобритании предопределило зарождение контактов между двумя странами. США, таким образом, по мнению ученого, приобретали ключ к своей экспансии на северо-западе американского континента, а Россия могла решать вопросы морской торговли на собственных судах. Однако в период пребывания Д. К. Адамса в России, как показал В. А. Вильямс, у представителя Вашингтона не было намерения рассматривать вопрос об экспансии США.

Главным результатом исследования В. А. Вильямса явилось доказательство тезиса, что обе страны – как США, так и Россия – преследовали цели расширения своих территорий, что во многом сближало их позиции.

Семидесятые годы XX в. отмечены появлением одного из наиболее глубоких исследований по вопросу международных отношений США – книги С. Ф. Бимиса о дипломатической истории Соединенных Штатов [Bemis, 1973]. Ее особенность состоит в том, что она дает самые подробные сведения, касающиеся затронутого аспекта внешней политики США в целом и дипломатических отношений с Россией в частности. Автор приходит к выводу, что налаживание официальных связей Вашингтона и Санкт-Петербурга было чрезвычайно важным для США, потому что Россия являлась практически единственной страной, которая поддержала молодую республику в то время, когда европейские страны проводили политику экономической изоляции бывшей британской колонии.

В 1974 г. был издан сборник документов под редакцией Е. Аншела «The American image of Russia (1775–1917)». Во вступлении и комментариях редактор изложил историю зарождения российско-американских связей, представляя самое распространенное мнение американцев о России и ее народе. Он также описал стереотипы восприятия американцами русских, анализируя общее и различное в исторических судьбах обеих держав. Данная работа отличается скрупулезностью в собирании фактов, подчеркивающих особенности двух народов, в трактовке самих этих особенностей сообразно представлениям (отсюда и название работы – «The American image…») американцев и русских друг о друге. Приводимые в сборнике документы, в том числе и составленные Д. К. Адамсом, вызывают большой интерес и дают яркую картину состояния российского общества, которое было загадкой для молодой Америки. В комментарии, например, к одному из посланий Д. К. Адамса подчеркнуто, что особый акцент американский дипломат делал на нестабильности российской политической системы как причине прошлых и возможных будущих переворотов в социальном строе России. На наш взгляд, данное небольшое исследование и приведенные в сборнике многочисленные документы важны при изучении ментальностей обеих наций.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в связи с расширением контактов двух мировых держав в американской историографии появилось несколько обширных исследований о русско-американских отношениях [Allen, 1988; Gaddis, 1990; Saul, 1991], в которых уделялось большое внимание анализу складывания дружественных отношений России и США, подробно рассматривалась деятельность первых дипломатов, а также исследовались все периоды и аспекты взаимоотношений двух стран на протяжении двух столетий. Однако эти обобщающие труды лишь вскользь касаются таких немаловажных проблем, как место и роль миссии Д. К. Адамса в становлении российско-американских отношений, позиции США и России во время русско-французской и англо-американской войн. Аналитический подход в данном исследовании уступает изложению фактов, встречаются, на наш взгляд, и фактические неточности.

В американской историографии имеется также ряд книг, посвященных непосредственно жизни и деятельности первого дипломатического представителя США в России Д. К. Адамса. Первой в этом ряду стала монография В. Сьюарда (W. Seward) «The life and public service of John Quincy Adams, the sixth President of the USA», вышедшая в 1851 г. Исследователь пытался выяснить роль и место этого политика в истории США. В монографии особо рассматривались те стороны характера американского дипломата, которые помогли ему занимать высокие посты и стать эталоном для любого политического деятеля. В работе В. Сьюарда на основе документов впервые был поднят вопрос об исторической роли Д. К. Адамса, прожившего «безупречную жизнь» дипломата и политика в тот период, когда США «особо нуждались в идеалах» [Seward, 1851, 138].

Впоследствии личности Д. К. Адамса посвящали свои исследования Т. Паркер [Parker, 1897], Дж. Морс [Morse, 1882], Б. Кларк [Clark, 1932]. Общей чертой этих работ являлось доказательство тезиса о том, что Д. К. Адамс – неординарная фигура не только своего времени, но и всей истории США. Появление этих сочинений обозначило в американской историографии новые перспективы в исследованиях, посвященных, в частности, роли отдельных политических деятелей в американской истории.

Фундаментальным исследованием о Д. К. Адамсе является монография С. Бимиса [Bemis, 1973]. Она построена на исследовании дневника и переписки дипломата за время его службы во многих странах. Этот труд представляет собой подробный анализ деятельности американского посланника и связи ее с принципами внешней политики США. Автор считает, что действия Д. К. Адамса на дипломатическом посту в России были важны в деле урегулирования взаимоотношений с Францией и Великобританией, с которыми США хотели иметь постоянные контакты.