Смекни!
smekni.com

Опала Николя Фуке как акт репрезентативной политики Людовика XIV (стр. 2 из 3)

В 1650-е гг. салон Фуке был самым блестящим в Париже и считался истинным центром литературной жизни страны, перехватив инициативу у «голубой гостиной» маркизы де Рамбуйе. Фуке щедро вознаграждал поэтов и писателей, которые в благодарность восхваляли его. Пенсии, которые он выплачивал, варьировались от 400 и до 2 000 ливров: Корнель получал 2 000 ливров, Скаррон - 1 600 ливров, Лоре - 600 [14. С. 171]. Фуке-меценат превзошел даже канцлера Сегье, который руководил Академией после Ришелье и щедро одаривал артистов и художников. А ведь раньше это было прерогативой особ королевской крови или их главных министров, которые «прикармливали» артистов, чтобы те восхваляли монарха и его деяния.

Фуке, как оказалось, будучи человеком наивным, уверовал в то, что сможет управлять молодым королем, обеспечив себе пост первого министра. Доказательством сказанного служит попытка Фуке сделать своим доверенным лицом Л. де Лавальер, фаворитку короля, искренне и бескорыстно влюбленную в Людовика (раньше министр искал дружбы Марии и Олимпии Манчини). Фуке попытался подкупить эту «нежную, покорную и скромную девушку» [15. С. 102], что только разгневало Людовика.

Ошибочно полагать, что последней каплей, переполнившей чашу терпения короля, стало празднество в Во-ле-Виконт 17 августа 1661 г. (план ареста министра во время сессии Государственного совета в Нанте был разработан за четыре месяца до этого). «Господин Фуке решил поразить гостей не только великолепием своего дома, но и немыслимыми красотами всевозможных развлечений, а также редкостной пышностью приема» [13. C. 187], - рассказывает о приеме в Во м-м де Лафайет; «очаровательным местом» называет замок Фуке Великая Мадмуазель [16. С. 458]. И это когда королевская казна пуста! Излишние расходы, укрепление крепостей, украшение дворцов, измышление заговоров и раздача друзьям сюринтенданта важных должностей, купленных на королевские деньги, - такие обвинения сюринтенданту предъявляет Людовик XIV [9. С. 111]. Король понимал, что такое могущество одного человека (полномочия сюринтенданта позволяют говорить о том, что он «был абсолютным господином финансов королевства» [14. С. 124]) представляло реальную угрозу неокрепшей королевской власти. К 1661 г. на «несчастного Фуке» [17. C. 107] уже было собрано внушительное досье, являвшееся обвинительным актом. Ж.-Б. Кольбер (коему король оказывал «самое высокое доверие» [9. С. 69]), будучи человеком «прилежным и рассудительным» [9. С. 69], не упустил ни одной мелочи.

Расследование и судебное разбирательство над сю- ринтендантом длились более трех лет (1661-1664); это сегодня можно говорить о том, что Фуке был приговорен заранее, но тогда все эти годы добрая половина парижского общества, открыто выступавшая на стороне подсудимого, верила в то, что удастся вырвать его из рук палача. Сторонники бывшего министра вели настоящую памфлетную войну; жена и мать Фуке не переставая забрасывали короля прошениями; королева- мать, Тюренн и Конде поддерживали их.

Важно то, как Людовик XIV наказал Фуке. Приговорив его к пожизненному заключению в Пинероле, король показал себя строгим (по приговору Судебной палаты опальный министр должен был отправиться в изгнание), но в то же время просвещенным правителем.

Устраивая процесс над бывшим главой парламента, Людовик XIV понимал, что сильно рискует (и оказался прав, ведь по окончании трехлетнего разбирательства приговорив Фуке к изгнанию, судьи, по сути, оправдали его), но тем самым он подчеркнуто показывал себя монархом, который уважает законы королевства и следует им.

Если и говорить о том, что Фуке был обречен, то причины его участи надо искать не в прихоти «ревнивого» короля [18. C. 16], а в том, чего требовали интересы государства. Не важно, будет он приговорен к смерти или пожизненному заключению (только не к изгнанию, иначе урок не был бы усвоен: «Король сменяет ссылку на заключение» [19. С. 53], - с горечью констатирует м-м де Севинье). Уместнее говорить не об уязвленной гордости человека, а об оскорблении, нанесенном Французскому королевству. Согласно популярной в XVII в. теории о двух телах короля, Фуке нанес оскорбление в лице Людовика XIV всем его подданным. «Король - это голова, а три сословия - члены; и все вместе они образуют политическое и мистическое тело, связь и единство которого нераздельно и неразлучно», - писал в конце XVI в. Ги Кокий [20. С. 13].

Немилость по отношению к Фуке была политическим и репрезентативным актом, необходимым Людовику XIV не для того, чтобы переманить создателей Во (они и так служили королевскому дому), а для усмирения французского дворянства. Молодому королю, в чье заявление 10 марта мало кто поверил (как пишет м-м де Лафайет, никому и «в голову не могло прийти, что человек способен до такой степени измениться» [13. C. 174]), необходимо было наглядное подтверждение его слов и намерений. Мало кто знает, что происходит за дверьми кабинета короля и на заседаниях советов, - эта сторона монаршего ремесла менее всего видна окружающим. Зато столь судьбоносное событие, как опала всесильного министра, приведшая к множественным судебным разбирательствам и перераспределению сил у кормила власти, никого не оставит равнодушным.

Людовик XIV хотел, чтобы его окружение раз и навсегда поняло, кто хозяин в королевстве и где кончается грань дозволенного. Это касалось, как мы уже писали, и сферы искусств, где Фуке желал блистать наравне с королем. В Во Лебрен, прославляя «славу, силу, справедливость, милосердие владельца замка», изобразил Фуке в образах Геркулеса и Аполлона [14. С. 178]. Тем самым министр ставит себя вровень с королем, который уже «примерил» на себя в придворном балете образ того же Аполлона. Здесь, по нашему мнению, Фуке, нарушив «монополию» короля на репрезентативные образы главных античных богов и героев, совершает довольно грубую ошибку, на что король, естественно, реагирует. Ведь Людовик XIV уже неоднократно давал понять, что желает безраздельно царствовать в мире музыки и танца (впрочем, как и в других видах искусства).

И лишь один герой, что славился делами

Во всех земных краях,

Дал Музам новый кров и вдохновенья пламя

Зажег у них в сердцах [21. C. 15], - писал Расин о короле-меценате.

Лето 1661 г. король проводит в Фонтенбло, где он танцует в балете «Времена года» партию Весны. «Это было самое приятное зрелище из всех когда-либо виданных» [13. C. 185], - пишет м-м де Лафайет. В последнем выходе провозглашалось скорое наступление золотого века [20. С. 64], неразрывно связываемое с именем Людовика (тремя годами ранее Лафонтен тоже предсказал зарю золотого века и царства Муз, связав это с именем Фуке [14. С. 171]). Незадолго до этого король основывает Академию танца, что, по мнению Ф. Боссана, является «актом управления», ведь тем самым «королевское развлечение становится институтом, официальной организацией» [22. C. 38]. Увлекшийся министр, не замечая всего этого, продолжает собирать вокруг себя талантливых артистов, которые творят исключительно для него, а не для Франции. В последовательном привязывании интеллектуалов к себе и в завязывании с ними тесных отношений Птифис видит политическую стратегию Фуке [14. С. 169]. Такое поведение не могло не настораживать и не раздражать Людовика XIV.

Пример с Фуке оказался действенным. Какие бы принцы и гранды каких бы артистов в дальнейшем ни привечали, какой бы свитой они себя ни окружали, никто больше не делал этого с таким размахом, как Фуке. Стоит согласиться с К. Бьетом, который пишет, что после опалы Фуке частное меценатство значительно ослабло, а со временем и вовсе исчезло [23. С. 97]. Но также важно подчеркнуть и то, что после падения сюринтенданта Фуке никто из подданных Людовика XIV больше не претендовал на то, чтобы сравниться с королем. Ведь Людовик и после 1661 г. посещал имения своих вельмож и министров, которые также старались удивить венценосного гостя и придворных, но делали они это так, чтобы ни в коем случае не затмить пышность и великолепие версальских празднеств, ре- жиссером-постановщиком которых был Людовик XIV. Да и сделать это было уже невозможно, ибо Людовик на тот момент собрал, пожалуй, самую многочисленную и блистательную команду талантливых артистов в современной истории Франции. Описывая «Забавы волшебного острова», Апостолиде замечает, что «все искусства - живопись, скульптура, литература, музыка, фейерверки - участвуют в гармоничном ансамбле» [20. С. 97]. Уже в 1664 г. Версалю Людовика XIV удалось затмить память о Во Фуке, что тоже было частью культурно-политической программы Людовика XIV.

Мы показали, что опалу Фуке можно рассматривать не только как громкий политический процесс, положивший начало самостоятельному правлению Людовика XIV. Да, король избавился от опасного противника и преподал урок своему окружению (особенно той его части, которая вспоминала Фронду). Но, кроме всего прочего, это событие стало составляющей частью того репрезентативного образа Людовика XIV, который прежде всего он сам столь усердно создавал на протяжении всего своего длительного правления.

Список литературы

Dessert D. Fouquet. Domont : Fayard, 2002. 404 p.

Dessert D. 1661, Louis XIV prend le pouvoir. Nessance d’un mythe? Tournai : Editions Complexe, 2002. 149 p.