Смекни!
smekni.com

Декабризм как идеология национального самосознания: взгляд Иванова-Разумника (стр. 2 из 5)

Обязательный компонент исследования Ива- новым-Разумником деятельности каждого поколения русской интеллигенции, в том числе декабристского, - определение социального состава. Дворянское происхождение декабристов - недостаточное основание для характеристики его как «сословно-классового течения», заявлял Иванов-Разумник [3, с. 123]. Однако далеко не все дворяне, участвовавшие в тайных политических обществах, отказались от сословноклассовых интересов, писал Иванов-Разумник, обратив внимание на мотивацию ими своего вступления в организации. Так, некоторые считали возможным ограничить самодержавную власть сильной родовой аристократией, считая эту задачу одной из главных целей борьбы.

Декабристов принципиально отличало от массы землевладельцев стремление отменить крепостное право, ставшее их главным социальным требованием. Это означало, что они «шли, безусловно, против своих же классовых интересов» [3, с. 123]. И с исторической, и с теоретической точек зрения этот вывод Иванова-Разумника был верен. Декабристы сознавали свою инаковость - отличие от большинства дворянства, понимая, что оно добровольно не пойдет на освобождение крестьян. Иванов-Разумник привел мнение Якушкина об отношении помещиков к своим крестьянам: «Все почти помещики смотрели на крестьян своих как на собственность, вполне им принадлежащую, и на крепостное состояние как на священную старину, до которой нельзя было коснуться без потрясения самой основы государства. По их мнению, Россия держалась одним только благородным сословием, а с уничтожением крепостного состояния уничтожалось и само дворянство» [3, с. 123-124]. Декабристы, подчеркивал Иванов-Разумник, собирались изменить социальные отношения, ликвидировав сословные привилегии дворянства. Ошибку декабристов в оценке влияния отмены крепостного права на помещиков Иванов-Разумник видел в непонимании, что освобождение крестьян приведет к «постепенному разложению дворянства» [3, с. 124].

Декабристы же надеялись на нравственное перерождение дворянства после проведения земельной реформы и осознание им «выгоды» перестройки своего хозяйства на основе взаимного соглашения с крестьянами.

Квинтэссенцией декабризма (его «внутренней идеологической сущностью») Иванов-Разумник считал «борьбу за свободу личности», «политическую борьбу за социальное раскрепощение» [3, с. 114]. И с этой точки зрения, декабристы вернулись к Радищеву, подчеркивал Иванов-Разумник восприятие членами тайных обществ главной идеи русского Просвещения. Полагаем, что внимание историка к идее свободы личности в картине мира декабристов, во-первых, обусловливалось его интересом к решению этой проблемы интеллектуалами разных поколений и течений; во-вторых, действительным желанием заговорщиков обеспечить раскрепощение людей и равенство всех граждан в России.

Причины обращения декабристов к революционной тактике - проблема, значимая для объяснения направления развития русской мысли и общественного движения.Иванов-Разумник представил в своем тексте идеи Пестеля по вопросу, почему он, вначале осуждая революцию («всегда против нее восставал»), в конечном итоге оценил ее как наиболее результативный путь устойчивых преобразований, редко вызывавший возврат к прежним порядкам («те государства, в коих не было революции, продолжали быть лишенными подобных преимуществ и учреждений») [3, с. 116]. Выборка и цитирование идей, значимых для понимания декабризма, - примененный Ивановым-Разумником классический способ раскрытия содержания мысли с целью последующей ее интерпретации. Историк не только не игнорировал нарративный метод изучения декабризма, но и считал его одним из обязательных, позволяющих представить образ мысли персонажа - актора.

Не ставя перед собой задачу исследования «внешней стороны истории русской интеллигенции» - возникновения и развития тайных обществ, Иванов-Разумник, тем не менее, выявил логику зарождения и эволюции декабризма. Он справедливо утверждал, что декабризм изначально был протестом против крепостного права. Его главным идейным истоком стала мысль о свободе личности и категорическое неприятие рабства. Внимательное прочтение показаний Пестеля на одном из первых допросов Следственной комиссии («первоначальное намерение общества было освобождение крестьян») позволило Иванову-Разумнику прийти к мысли, что члены тайных обществ сначала были намерены добиваться проведения социальной реформы - отмены крепостного права. Определяя приоритеты декабристов, историк подчеркнул преемственность их мысли с теориями Новикова и Радищева.

Выявляя последовательность развития идей декабристов, Иванов-Разумник пришел к выводу о неизбежности постановки ими задачи реформирования политической системы с целью решения социальной задачи - освобождения крестьян. Самодержавие не спешило проводить социальные реформы в Центральной России: «Однако эта мысль о необходимости коренной социальной реформы составляла только одну сторону вопроса, занимавшего русскую интеллигенцию двадцатых годов; другой стороной вопроса была идея о необходимости коренной политической реформы; первая идея, несомненно, предшествовала второй, преемственно перейдя к людям двадцатых годов от интеллигенции XVIII века. Целью работы интеллигенции двадцатых годов, несомненно, было уничтожение крепостного права; когда стало ясно, что цель эта совершенно недостижима без предварительного уничтожения политического рабства и бесправия в России, то ближайшей целью была поставлена политическая реформа; на последнюю было устремлено все внимание декабристов...» [3, с. 117]. Подводя итог по проблеме «последовательности зарождения “вольнодумства” среди интеллигенции двадцатых годов, Иванов-Разумник писал: «. прежде всего воскресла (никогда, впрочем, не умиравшая) идея Новикова и Радищева о необходимости уничтожения крепостного права, а затем мало-помалу стала проникать в сознание та мысль, что этой социальной реформы нельзя будет добиться без предварительного уничтожения политического закрепощения, то есть без реформы политического строя. Эта последовательность мысли - типическая.» [3, с. 125]. В народничестве семидесятых годов повторилась логика развития социальных и политических идей, отмечал Иванов-Разумник: «Этот примат политического над социальным роднит интеллигенцию двадцатых годов отчасти с разночинской интеллигенцией шестидесятых годов (после 19 февраля 1861 г.), а прежде всего с интеллигенцией последней четверти XIX чека, начиная от народовольцев, и резко отделяет ее. от интеллигенции семидесятых годов, от старого народничества, от бакунизма и землевольства» [3, с. 126].

Анализ Ивановым-Разумником последовательности постановки декабристами социальных и политических задач был исторически верным, адекватным действительности, важным для осмысления истоков и смысла декабризма, выяснения взаимосвязи социальных и политических процессов в России. Историк выявил русские корни декабризма - протест против рабства. Обращение молодых людей александровской эпохи к конституционным идеям, как отметил Иванов- Разумник, было вызвано не увлечением «чистой теорией», развиваемой западными просветителями, а потребностью найти радикальное плодотворное решение социальных задач. «.Еще в Союзе Спасения первоначальная и основная цель - социальная реформа - была отодвинута на второй план, а на первый план выступила реформа политическая, сделавшись из средства (чем она была первоначально) - целью» [3, с. 118]. Акцентирование Ивановым-Разумником внимания на социальной проблематике декабризма позволяло ему определить аксиологическую составляющую этого движения, его нравственные истоки, черты духовной культуры «людей 14 декабря».

В современной историографии четко не обозначена проблема формирования системы идей декабристов. Констатируется положение о том, что «вольномыслие» декабристов «возникло в первую очередь как протест молодого поколения передового дворянства против произвола самодержавия, засилия чиновничьей бюрократии, угнетенного, бесправного положения народных масс, в особенности крепостного крестьянства» [9]. Эта историографическая ситуация обязывает обратиться к исследованию Иванова-Разумника, позволяющему восстановить логику мысли декабристов.

Важным источником вольномыслия декабристов была русская мысль, публицистика, литература путешествий, писал Иванов-Разумник. И это его утверждение соответствовало историческим реалиям. Декабристы были «воспитаны» на идеях Новикова, Радищева, Карамзина, доказывал историк. Но новое поколение создает и «новые песни». Иванов-Разумник отмечал творческое начало в мысли и деятельности декабристов. Смена поколений, по его мнению, влечет инновации в ментальности и формах. Он позитивно воспринимал трансформацию картины мира «отцов» «детьми» и творчество ими новой культуры.

Значимость декабризма Иванов-Разумник видел в осмыслении задачи освобождения личности в России, в скептическом восприятии членами тайных обществ политики Александра I [3, с. 115]. Этот контекст декабризма будут отмечать все его исследователи. Оппозиционность декабристов в условиях лояльного отношения большинства дворян к власти Иванов-Разумник оценивал не как их политическую и тактическую ошибку, а как смелость в отстаивании своих идей о развитии личности.

Что отличало декабристов от предшествен- ников-либералов? Заинтересовавшись этим вопросом, Иванов-Разумник отметил переход декабристов от этической постановки проблемы развития личности (нравственное совершенствование человека) к политической, когда проведение политической реформы рассматривалось ими как условие свободного самоопределения индивида. Он писал: «Союз благоденствия оказался своеобразной переходной ступенью от этики к политике, от идей перфектибилизма к политическим идеалам. ... Чем дальше шло время, тем все сильнее и сильнее в Союзе этика вытеснялась политикой» [3, с. 119]. Обращение декабристов к политике Иванов- Разумник объяснял, прежде всего, историческими обстоятельствами - контекстом эпохи - нежеланием правительства воплотить в России идею свободы и прав человека: «. этому способствовало само правительство, постепенно переходившее к самой необузданной реакционности; вследствие этого в Союз вступали новые, уже вполне революционно настроенные члены» [3, с. 119]. Это мнение историка строго основывалось на представлениях самих декабристов о причинах радикализации их настроений и тактики. Иванов- Разумник непременно цитировал строки из источников, на основании которых он делал заключения. В данном случае он привел слова Н. И. Тургенева о разочаровании «добрых сердцем» людей в «доброжелательстве правительства» [3, с. 119]. Субъективным фактором политизации декабризма Иванов-Разумник считал влияние его лидеров, в частности П. И. Пестеля, на умонастроение заговорщиков.