Смекни!
smekni.com

Железнодорожное право как специальная отрасль права (стр. 3 из 5)

Устав железнодорожного транспорта (2003 г.) впервые за всю историю подготовки подобных документов отразил в своем содержании, что инфраструктура железнодорожного транспорта, которая включает в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжении, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, может находиться в собственности юридических лиц или индивидуального предпринимателя. В Уставе (состоящем из 130 статей) весьма подробно регулируются отношения перевозчиков и клиентуры железнодорожного транспорта, по всем положениям перевозочного процесса особо подчеркивается, что доступ перевозчиков к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в соответствии с Правилами о недискриминационном доступе. Более подробно регулируются отношения, связанные с подачей заявки, четко определены основания, по которым заявка грузоотправителя не может быть удовлетворена. Впервые действие Устава распространяется на владельцев железнодорожных путей необщего пользования. В то же время основные положения, связанные с подачей транспортных средств, заключением договора перевозки, ответственностью сторон за ненадлежащее исполнение своих обязательств, остались такими же, как и в предыдущем Транспортном уставе железных дорог. [19]

2. В транспортном законодательстве в целом, и в железнодорожном законодательстве, как его части, отражается особенность договоров, заключаемых транспортными предприятиями с большим кругом клиентуры: это и ограниченная ответственность транспортных предприятий за нарушение договорных обязательств, и обязательное предъявление претензий к транспортным предприятиям, и т.д. Так, в российском законодательстве до сих пор действуют принятые еще первыми уставами и кодексами правила об ограниченной ответственности транспортных предприятий перед клиентурой за нарушение условий договора. Обязательно предъявление претензии к транспортной организации в пределах срока исковой давности.

3. В транспортном (в том числе железнодорожном), законодательстве, в отличие от других подотраслей гражданского законодательства, действует большое количество императивных норм, правила которых не могут быть заменены каким-либо иным условием. Особенно четко это прослеживается при анализе законодательства о железнодорожном транспорте (например, ст. 11, 18, 20, 33, 120 УЖТ).

4. На транспортное (в том числе и железнодорожное) законодательство весьма ощутимо влияет законодательство в области международного транспорта, причем это влияние носит взаимный характер: в отдельных случаях внутреннее законодательство находит отражение в законодательстве, регулирующем международное перевозки.

Нормы транспортных конвенций подлежат обязательному применению в процессе функционирования международного транспорта, во взаимоотношениях стран, заключивших соответствующую конвенцию.


§ 2 Железнодорожное законодательство: его система и структура

Система законодательства может быть подразделена на горизонтальную и вертикальную структуры. В основе первой лежат горизонтальные связи между элементами системы железнодорожного законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. Для вертикальной же структуры железнодорожного законодательства характерна взаимосвязь законодательного материала по другому признаку - по вертикальным, иерархическим связям между его элементами, по отношениям субординации.[20]

По своему содержанию акты, входящие в горизонтальную и вертикальную структуры системы железнодорожного законодательства, делятся на кодификационно - комплексные и простые. К кодификационно - комплексным актам относятся такие акты, которые имеют своим предметом разнородные общественные отношения, что предполагает использование двух или нескольких юридических методов. Примером таких актов является железнодорожный устав.

Простыми являются такие акты, которые не противоречат кодификационным актам и могут лишь уточнять, дополнять и конкретизировать их.

Например, такими актами на железнодорожном транспорте являются Правила перевозок грузов и пассажиров на железнодорожном транспорте, которые уточняют и конкретизируют положения, закрепленные в УЖТ.

В основе горизонтальной структуры железнодорожного законодательства лежит система законодательных актов, отличающихся большим разнообразием по содержанию и форме. В эту систему входят законодательные акты самого высокого уровня: законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также акты о транспорте в целом и непосредственно о железнодорожном транспорте.[21]

Систему указанных актов возглавляет Гражданский кодекс Российской Федерации, гл. 40 которого посвящена перевозке грузов и пассажиров. В статьях 784-800 ГК РФ регулируются положения, являющиеся общими для всех видов транспорта: понятие договора перевозки грузов и пассажиров; вопросы ответственности за утрату, порчу, недостачу и повреждение груза или багажа; порядок предъявления претензий и исков и т.д.[22]

В систему указанных актов входят также УК РФ, КоАП РФ, ТК РФ, так как в ходе железнодорожной транспортной деятельности возможны правонарушения - совокупное понятие, охватывающее уголовные преступления, предусмотренные Главой 27 УК РФ «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта», гражданско - правовые деликты и собственно административные правонарушения, предусмотренные Главой 11 КоАП. Выделяют также дисциплинарные проступки - нарушение требований и норм устава и инструкций.

Регулируются данные правонарушения в зависимости от своего характера соответствующими виду правонарушения законодательными актами - КоАП, УК, ТК, ГК.

Каждый вид правонарушения вызывает свой вид ответственности: уголовную ответственность (лишение свободы, лишение специальных прав, штрафы и пр.), дисциплинарную ответственность (согласно ТК - выговоры и пр.), административную ответственность (штрафы и пр.), гражданско - правовую ответственность (обязанность возместить ущерб ) и т. д.

Так, статья 263 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; статья 266 - за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; статья 267 - за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; статья 268 - за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.[23]

КоАП во многом дублирует данные составы правонарушений, предусматривающие административную ответственность; есть правда и самостоятельные составы - например, безбилетный проезд.

В систему актов данной структуры входят также постановление Верховного Совета РСФСР от 3 октября 1990 г. "О неотложных мерах по улучшению обеспеченности транспортом общего пользования РСФСР", Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 г. N 750 "О государственном обязательном страховании пассажиров"; Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 1996 г. N 382 "О совершенствовании системы государственного управления транспортным комплексом в Российской Федерации" (с изменениями от 9 июля 1997 г.); постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 411 "О государственной поддержке функционирования транспорта в Российской Федерации в 1992 году;" постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 184 "О мерах по обеспечению сохранности перевозимых грузов и усилению борьбы с хищениями на транспорте".

Особенностью этих актов является то, что в них регулируются положения, касающиеся всех видов транспорта.[24]

В системе горизонтальной структуры законодательства следует выделить законодательство, которое регулирует непосредственно вопросы железнодорожного транспорта. Оно состоит из актов об управлении Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) его компетенции, структуре. В эту систему входят также кодификационно-комплексные акты, содержащие не только гражданско-правовые нормы, но и нормы других отраслей права. К ним следует отнести Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 г.

Каково же соотношение этих кодификационных актов с Гражданским кодексом Российской Федерации?

В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданским законодательством регулируются договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения, т.е. Гражданский кодекс по своей сути является актом, имеющим в определенной части общее значение для кодификационно-комплексных транспортных актов, в частности, для УЖТ.

Вместе с тем следует иметь в виду, что Гражданский кодекс - отраслевой (гражданско-правовой) кодификационный акт, а Устав железнодорожного транспорта - кодификационный акт комплексного характера, содержащий не только гражданско-правовые нормы, но и нормы других отраслей права. [25]

В основе вертикальной структуры системы железнодорожного законодательства как специальной отрасли транспортного права лежит иерархическое построение его нормативных актов.

Федеральное транспортное законодательство представляет собой единую взаимосвязанную подсистему гражданского законодательства. Ее составными элементами являются важнейшие акты, регулирующие транспортные отношения на всех видах транспорта. Как правило, эти акты принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.