Смекни!
smekni.com

Новосибирск в годы Великой Отечественой Войны (стр. 4 из 7)

Город принял Центральный детский театр, Московский театр оперетты, Минские драматический и еврейский театры, украинский театр им. Коцюбинского (Киев), государственную филармонию (худ. рук. И.И. Соллертинский). Театры и филармония разместились в зданиях театра «Красный факел», ТЮЗа и клуба Совторгслужащ.

С первых дней войны недостроенное здание театра оперы и балета приняло в свои стены ценности Третьяковской галереи, ленинградских Военно-Артиллерийского и Этнографического музеев, музеев-дворцов городов Пушкина и Павловска, Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, музеев Новгорода, Калинина, Севастополя (панорама «Оборона Севастополя» художника Ф.А. Рубо, которую восстанавливали в Новосибирске реставраторы Третьяковской галереи).

В 1942 г., во время боев на Волге и на Кавказе, правительство приняло решение о достройке оперного театра в Новосибирске, и Совнарком включил это строительство в число первоочередных.

К началу войны не была окончена сценическая часть театра, левое крыло было выложено только в кирпиче. Предстояло установить опоры для пола сцены, площадь которого достигала 2 тыс. м2 изготовить и смонтировать все энергетическое оборудование здания и механическое оборудование сцены. Не хватало строительных материалов, рабочих рук, специалистов, средств, но новосибирцы преодолели все трудности. В 1943 г. были завершены основные строительные, монтажные и отделочные работы, и 5 февраля 1944 г. правительственная комиссия приняла главные помещения театра, признав их годными к эксплуатации, и передала здание дирекции Новосибирского государственного театра оперы и балета. Осталось неоконченным левое крыло театра, не была завершена отделка некоторых помещений, однако это не влияло на деятельность театрального коллектива (все строительные работы были закончены в середине 50-х гг.). Перед новосибирцами предстал нарядный театр со зрительным залом – ротондой, имеющим диаметр 55,5 м (превосходящий размером знаменитую римскую античную ротонду – Пантеон, диаметр которой равнялся 43 м), высотой до подвесного потолка в 21 м, с числом кресел в зале 2200[49]. Игровая сцена театра составляет в ширину 32 м2 и высоту до колосников 28 м[50]. Живопись плафона, большая люстра, сверкавшая бесконечными огнями, темное дерево ограждений ярусов, красный бархат обивки кресел и драпировок, на фоне которых красиво рисовались белые античные скульптуры, производили большое впечатление и создавали праздничное, приподнятое настроение. Здание не имело дорогой отделки, сверкающей бронзы и зеркал, густой лепнины, мраморов и другой богатой облицовки, какие можно найти в столичных и европейских театрах, но профессиональный вкус, строгость и простота архитектурных форм, присущих его интерьеру, просторы многих фойе, лестниц, вестибюлей придали ему своеобразие и яркую индивидуальность. Театр стал любимым зданием новосибирцев, их гордостью.

14 мая 1944 г. Комитет по делам искусств решил открыть в Новосибирске хоровую и балетную студии и организовать большой симфонический оркестр филармонии. 12 мая 1945 г., через три дня после Победы, театр открылся оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин». Среди основных исполнителей были А.Ф. Кривченя (Иван Сусанин — бас), В.П. Арканов (бас), А.В. Слащев (баритон), В.И. Сорочинский (тенор), заслуженная артистка Узбекской ССР К.Д. Крылова (сопрано), артистка Л.А. Мясникова (меццо-сопрано), Ф.Л. Череховская (прима-балерина), солисты балета А.К. Шенк, Е И. Пудова, Г.Э. Эстерлейн и другие, в оформлении народного художника РСФСР К. Юона. Так сбылась в дни Победы двадцатилетняя мечта горожан о «Большом театре Сибири» в Новосибирске.

Здание Государственного академического театра оперы и балета стало архитектурным символом Новосибирска. Это крупнейшее сооружение города, уникальное по конструкции своего купола, находится в центре города и активно формирует его правобережный силуэт, вместившиеся в себя центр музыкальной культуры Сибири.

В апреле 1945 г. газета «Советская Сибирь» информировала читателей о том, что построенный в г. Новосибирске театр оперы и балета является самым крупным театральным зданием Советского Союза. Он на 65 тыс. кб. м превышает кубатуру здания Большого театра, его объем составляет 245 тыс. кб. м.[51] Сцена театра без боковых карманов — 1044 кв. м; в зрительном зале 2 тыс. мест[52]. По генеральному плану, утвержденному Совнаркомом, в состав театра должен войти 1100 чел., в том числе 60 солистов, 120 артистов хора, 100 артистов балета, 103 артиста оркестра[53]. Перед открытием в театре было 700 чел.: 52 солиста, 106 артистов хора, 74 — оркестра, 72 — балета[54]. Работали 12 производственных цехов[55]. Три костюмерных цеха готовили для первых спектаклей 1200 костюмов, почти столько же обуви, 600 париков[56]. Для оформления декораций к трем первым спектаклям потребовалось 16 тыс. м холста[57]

В январе 1944 г. в Новосибирске открылась выставка картин, скульптуры, графики новосибирских художников, на которой были представлены 150 работ[58], главным образом военной тематики, художников Г. Ликмана, М. Мочалова, В. Титкова, А. Иванова и других. Эти художники совместно с писателями А. Смертовым, Н. Алексеевым, И. Мухачевым, С. Кожевниковым с начала войны до сентября 1942 г. выпустили 264 комплекта «Окон ТАСС»[59]. Они были размножены тиражом 13 тыс. экз.[60]

Перед эшелонами, отправлявшимися на фронт на железнодорожной платформе станции Новосибирск-Главный давали концерт артисты Н.П. Северов, Н.А. Кудрявцев, А.А. Авдеев, К.И. Орлова, А.П. Лушникова.

В 1941 г. из Ленинграда в Новосибирск было эвакуировано 75% фондов Артиллерийского исторического музея[61]. Сотрудники музея весной 1942 г. привезли с фронта трофейное оружие и обучили 27 тыс. воинов-сибиряков обращению с ним[62].

В феврале 1943 г. состоялся первый конкурс военной песни в Новосибирске. Главной премией отмечена песня А. Новикова на слова В. Пухначева «Поднимались седые туманы».

В январе 1944 г. бригада художественной самодеятельности клуба им. Клары Цеткин ездили к подшефным морякам Северного морского флота. За 32 дня пребывания на фронте бригада дала 86 концертов[63]. Её художественный руководитель А. Емельянов был награжден значком «Почетный подводник».

В июне 1944 г. коллектив Ленинградского государственного академического театра драмы выехал обратно в Ленинград. За время пребывания в Новосибирске выступления артистов увидело более миллиона зрителей области. Десять постановок театр осуществил на сибирской земле впервые.

В июле 1944 г. состоялись прощальные концерты в Новосибирске Ленинградской государственной филармонии. Музыканты дали 538 симфонических концертов, в том числе 56 выездных: в городах и поселках области[64]. Артисты филармонии собрали более 1 млн. руб. в Фонд обороны[65].

В январе 1945 г. состоялся первый концерт Новосибирского симфонического оркестра. Весной 1944 г. в связи с отъездом из города Ленинградской филармонии было принято решение о возобновлении деятельности Новосибирской филармонии, временно прервавшей свою работу осенью 1941 г. В составе филармонии помимо симфонического оркестра были также женский ансамбль сибирской песни и пляски, эстрадный оркестр и другие творческие коллективы.

9 мая 1945 г. впервые выступил Сибирский русский народный хор. Его создал собиратель фольклора Сибири Н.П. Корольков.

Таким образом, годы Великой Отечественной войны явились одним из значительных этапов в истории советского искусства. Советские артисты, композиторы, поэты, художники своим боевым искусством внесли достойный вклад в общее дело разгрома врага. В военное время нет мирных профессий. Работники культуры, выступая перед бойцами, в госпиталях, в рабочих клубах, своим трудом, как и миллионы тружеников тыла, «ковали победу».

(неплохо было бы чуток доработать в соответствии с материалами конкретно этого пункта, а не вообще искусства в стране)

Глава 3. Быт новосибирцев

Буквально с первых дней войны перед городом встала серьезнейшая проблема размещения по жилищам прибывающего населения. О масштабах проблемы говорят цифры количественного роста жителей города: к 1 января 1941 г. их число составило 450 тыс.; в течение второй половины этого года оно возросло на 103 тыс.; в течение 1942 г. – на 43,5 тыс., в течение 1943 г. – на 12 тыс.[66] На 1943 г. население Новосибирска составляло уже 600 тыс. человек[67].

Многих прибывших эвакуированных сразу устраивали на квартиры на подселение, для других временным приютом стали корпуса будущих заводских цехов. При создании авиационного завода жильем рабочим и служащим служили школы, недостроенный театр. В зимнее время эвакуированные рабочие построили 200 бараков, где каждая семья получила комнату[68].

Жилой фонд города составлял на начало войны 1 млн. 480 тыс. м2[69]. Всего же в военные годы было построено в Новосибирске 374 тыс. м2 жилой площади[70]. Этого было мало – фактическая норма заселения на одного человека снизилась в среднем до 2м2 [71].

Городу нужны были теплые и достаточно благоустроенные помещения, способные сохранить людям жизнь и работоспособность.

Первым шагом на пути обобщения накопленного опыта и глубокого анализа текущего строительства в восточных областях нашей страны было Урало-Сибирское совещание, состоявшееся в сентябре 1942 г. в г. Свердловске, организованное Всесоюзным правлением Союза советских архитекторов, посвященное одному вопросу: «Массовое жилищное строительство Урала и Сибири для эвакуированных предприятий».