Смекни!
smekni.com

Астрономический ландшафт в произведениях М.А.Шолохова (стр. 2 из 2)

Очевидно, что казаки - воины, путешественники и земледельцы, живущие на обширном ровном и однообразном пространстве, должны хорошо знать астрономию и уметь пользоваться этими знаниями в повседневной жизни. Столь же очевидна личная осведомленность автора в этой сфере.

Время года в произведениях М.А.Шолохова определяется дополнительными астрономическими характеристиками:

- зима: " Федор ... посмотрел на солнце, валившееся к тонкой, как паутинка, волнистой черте земли" ("Батраки", стр. 235); "Из трубы дыбом вставал дым и, безрукий, тянулся к недоступно далекому, золотому, отточенному лезвию ущербного месяца" (ТД, кн. 1, ч.2, гл.8, стр. 145); "...По обеим сторонам низкого солнца, как часовые у денежного ящика, стояли радужные, в белой опояси столбы" (ТД, кн.3, ч.6, гл.14, стр.96);

- весна: "Обдонье млело, затопленное солнечным половодьем" ("Чужая кровь", стр.259); "...Творится извечная прекрасная работа - раскрепощение земли. Съедает солнце снег, червоточит его, наливает из-под исподу влагой" (ТД, кн.3, ч.6, гл.10, стр.80); "Солнце приметно порыжело, слиняла на нем немощно-желтая окраска. Ости солнечных лучей стали ворсистей и уже покалывали теплом" (ТД, кн.3, ч.6, гл.37, стр.187);

- лето: "Ждали, ... глядя ... на иглистое солнце, похожее на усатый колос пшеницы-гирьки в колючем ободе усиков-лучей" ("Обида", стр. 145); "Желтая марь засматривающих солнцу в глаза подсолнухов" (ТД, кн.1, ч.1, глава 16, стр. 79); "Над хутором, сомлевшим от жары, в отвес встало солнце" (ТД, кн.3, часть 6, глава 8, стр.62);

- осень: "Солнце, маленькое, бескровно желтое, шло по вылинявшему небу не над слободкой, как летом, а колесило где-то в стороне, к югу" ("Калоши", стр. 354); "Они вылезли на песок..., греясь под суровеющим солнцем" (ТД, кн.1, часть 3, глава 10, стр.269); "По-вдовьему усмехалось обескровленное солнце, строгая девственная синева неба была отталкивающе чиста, горделива" (ТД, кн.1, ч.3, гл.16, стр.306).

Астрономический ландшафт в произведениях М.А.Шолохова, помимо пространственно-временных характеристик, имеет мощные психологические и эстетические составляющие. Внутренний мир героев, его напряженность обозначаются одним мазком с этой богатой палитры. "В оконце месяц нагло засматривал, на чужое горе, на материнскую тоску любуясь" ("Чужая кровь", стр.249). Или: "Ильиничну уже не согревали колючие солнечные лучи" (ТД, кн.4, ч.8, гл.3, стр.259). А погоня Григория верхом по полю за убегающим пятном солнечного света как символом ускользающей от него жизни (ТД, кн.3, ч.6, гл.44, стр.225-227)!

Психология отдельных ситуаций, подготовка читателя к восприятию развития событий также является важной компонентой астрономического ландшафта. Например: "...перед восходом солнца появилось крохотное ослепительно розовое облачко. Обращенная к востоку сторона его будто кровоточила..." (ТД, кн.3, ч.6, гл.59, стр.303). Или: "К полудню солнце вышелушивалось из хлипкой мглы, но от этого не становилось ярче. ...Вечерами из-за копий голого леса ночь поднимала калено-красный огромный щит месяца. Он мглисто сиял над притихшими хуторами кровяными отсветами войны и пожаров" (ТД, кн.3, ч.6, гл.13, стр.91). В романе "Поднятая целина": "Полночь так тиха, так выморочно студеное небо в зыбкой россыпи многозвездья, что кажется - мир покинут живым" (кн.1, гл.14, стр.98-99). И еще: "По ночам на обуглено-черном небе несчетные сияли звезды; месяц - казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями... Зыбились гордые звездные шляхи, не попранные ни копытом, ни ногой; пшеничная россыпь звезд гибла на сухом, черноземно-черном небе, не всходя и не радуя ростками; месяц - обсохлым солончаком, а по степи - сушь, сгибшая трава, и по ней белый неумолчный перепелиный бой да металлический звон кузнечиков" (ТД, кн.3, ч.6, гл.6, стр.50).

Так и живут герои произведений М.А.Шолохова - в тесной и гармоничной связи с окружающим их миром, как и все живое на земле. Нарушение этой гармонии и естества течения жизни ведет к трагедии, соразмерной космической катастрофе: " В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца" (ТД, кн.4, ч.8, глава 17, стр.391). И далее: "Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром". Это последние строки бессмертного романа великого Мастера, соединившего звездное небо над головой и моральный закон в человеке в единое целое.

Список литературы

Ермолаев Г.С. Михаил Шолохов и его творчество. СПб.: Речь, 2000. 324 с.

Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю.А. Веденина и М.С.Кулешовой. М.-СПб: ДБ, 2004 - 620 с.

Семанов С.Н. В мире "Тихого Дона" - М.: Современник, 1987. 253 с.

Степаненко Л.Г. Ростовская область: растительное убранство. Ростов-н/Д: Багир, 2002. 248 с.

Шолохов М.А. Поднятая целина. Ленинград: Художественная литература, 1967. 686с.

Шолохов М.А. Тихий Дон. В 4-х книгах. Ростов-н/Д: Ростовское книжное изд-во, 1978.

Шолохов М.А. Донские рассказы. Судьба человека. М.: Синергия, 2002. - 432 с.