Смекни!
smekni.com

«Ошибки отцов» и «поздний ум» детей (стр. 3 из 3)

Вопросы для размышления и обсуждения

«Драмы русской жизни» А. Н. Островского

Русская человеческая комедия от Гоголя до Островского:

а) внимание к человеку, тождественному благоразумной пошлости окружающего общества;

б) отказ от демонической личности мировоззренческого героя, интерес к типичным фигурам действительности;

в) тема брачных намерений и мотив разрушения общественной иерархии; фарсовая логика любовных притязаний, образы свах, денежные отношения в пьесах Гоголя и Островского.

Поэтика драм Островского:

а) использование басенных формул в названиях произведений: наглядное обозначение основной темы;

б) наделение персонажей фольклорными, неакадемическими формами речевого поведения, своеобразие купеческого языка;

в) композиционная структура пьес: замедленная экспозиция, создание ситуаций, несущих потенциальную конфликтность; динамичные беседы персонажей; мгновенные метаморфозы бытийных состояний героев;

г) характеры: между соблазном свободы и обязательностью патриархальных правил; конфликт отцов и детей; корысть как скрытый и явный лейтмотив поступков;

д) жанр семейно-бытовой драмы: элементы нравоописательной очерковости; роль мелодраматических монологов и самопризнаний персонажей; трагикомический пафос развязок; приемы повествовательной прозы в монологах-воспоминаниях действующих лиц.

Список литературы

Лакшин В. Я. Александр Николаевич Островский. – М., 1976

Журавлева А. И. А. Н. Островский – комедиограф. – М., 1981

Лотман Л. Я. Драматургия А. Н. Островского / История русской драматургии. – Л., 1987