Смекни!
smekni.com

«...Мошенничество... Обман... Взятки... Общее безобразие!..» (стр. 4 из 4)

Начиная с Лескова культурой уже не решаются конкретные проблемы вживания персонажей в социум либо универсум, а диагностируются категориальные иерархии телесно-духовного, материально-чувственного, частно-национального. Пересматривается мифология русского характера, подвергаются ревизии до боли знакомые темы и образы.

Вопросы для размышления и обсуждения

Сатирическое мастерство М. Е. Салтыкова-Щедрина

Ранние повести («Противоречия», «Запутанное дело») и философские дискуссии 50-60 гг. XIX века:

а) тема общественной несправедливости и образы отчаяния;

б) интерпретация гоголевских мотивов.

«История одного города» как гротескная панорама России:

а) казарменное бытие обывателей, деспотическое правление Угрюм-Бурчеева;

б) художественная установка автора на сатирическое обобщение действительности, использование приемов фантастики, гротеска, аллегории в качестве средств комментирования общественной реальности;

в) фарсовая галерея властей предержащих: смысловая зрелищность фамилий, абсурдность нововведений, калейдоскоп безумных идей;

г) конфликт мертвого и идеального: специфическое преломление гоголевской традиции в творчестве Салтыкова-Щедрина.

«Сказки» в контексте социальной и эстетической проблематики:

а) аллегорическое решение вопроса об отношении национального и общечеловеческого, авторское понимание народности;

б) сатирические принципы повествования: моделирование образа высокой степени условности, сознательное искажение реальных контуров явления, иносказательный образ идеального миропорядка;

в) смещение внимания с индивидуальной на общественную психологию поведения человека, травестия обыденного и живописная персонификация порока.

Список литературы

Турков A. M. Салтыков-Щедрин. — М., 1981

Бушмин А. С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. — Л., 1987

Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. — М., 1988

Николаев Д. П. Смех Щедрина. Очерки сатирической поэтики. — М., 1988