Смекни!
smekni.com

"Онегинское" в романе Тургенева "Отцы и дети" (стр. 4 из 5)

Ситуация, в которую попадают “старый” и “новый” Онегины, комична до предела. С одной стороны, поцелуй Базарова и Фенички - формальный повод для окончательного выяснения отношений между идеологическими оппонентами. С другой стороны, оба героя имеют на Феничку какие-то определенные виды. Базаров, ревностно отрицавший гнилой романтизм на протяжении всего сюжетного действия, неожиданно меняет маску: Тургенев заставляет своего героя заигрывать с Феничкой, вместе с ней вдыхать аромат розы и при этом выражаться возвышенным квазиромантическим слогом. Но читатели не могут не понимать, что Базаров, грубиян и “исследователь” лягушек, выказывает сантименты простой крестьянке. Чем еще можно объяснить эту невероятную перемену в Базарове, если не общим пародийным контекстом? Скорее всего, писатель попытался высмеять материализуемые поведением Базарова эстетические воззрения Чернышевского, а конкретнее - непоследовательность демократов, расхождение их жизненной “практики” с измышленными “теориями”.

Курьезнее выглядит поведение Павла Петровича. Он, Онегин прежнего времени, вступается за честь брата-Ленского, поэтому и занимает на дуэли его место. Вместе с тем и он имеет виды на Феничку, относится к ней довольно странно, словно ревнует. Если вспомнить историю его давней любви, то станет ясно, что и он попал в комическую ситуацию, а повод для дуэли окажется под сомнением. Дуэль назревала давно, с первой встречи. Но “схватку” предвидел не только Павел Петрович: Феничка, подобно Татьяне, предугадала ее исход.

Сам Тургенев словами своего главного персонажа обращает наше внимание на комизм ситуации: “Поединок наш необычен до смешного”. И действительно, дуэль в тургеневском романе необычна сама по себе, но необычна и в сравнении с той, что описал Пушкин. Кстати, вопрос о сходстве в описании двух дуэлей впервые был сформулирован более шестидесяти лет тому назад эрудитом и талантливым прозаиком Сигизмундом Кржижановским, который, по словам популярного в 1920-х годах пародиста Арго, утверждал следующее: “Дуэль - это варварский пережиток, нелепый способ разрешения принципиальных вопросов лотерейным путем. Такова дуэль Онегина и Ленского, такова же дуэль Базарова и Кирсанова, представляющая тонкую и злую пародию на онегинский поединок!” (6)

На связь “дуэльных” эпизодов в своих исследованиях обращали внимание А.И.Батюто (7) и Ю.М.Лотман (8): был отмечен тот факт, что Онегин предлагает в качестве своего секунданта мосье Гильо, слугу, а Базаров предлагает на эту роль камердинера Петра. Можно уточнить, что и это деталь пародического плана. Онегин нарушает правила приличия, приглашая своего слугу в секунданты. Базаров нарушает правила приличия, то есть “принсипы”, вдвойне, приглашая в секунданты слугу чужого, слугу того человека, честь которого собирается защищать на дуэли его родной брат. Что касается слуг-секундантов, то в ходе дуэли они проявляют равноценную трусость.

Позволю себе предположить, что сцена дуэли, как никакая другая в “Отцах и детях”, обнаруживает параллелизм всех художественных деталей с соответствующей сценой в “Евгении Онегине”. А все отличия в деталях обусловлены задачей пародического использования.

Ленский вызывает Онегина на дуэль через Зарецкого, сплетника, которому Онегин безусловно не доверяет. Может ли Онегин пожилой, наученный опытом, вызвать на дуэль нового, молодого Онегина через третье лицо? Конечно, нет. Поэтому Павел Петрович является к Базарову сам. И предлагает дуэль на старых пистолетах, что мы включаем в круг ассоциаций с сюжетом пушкинского романа.

Перед дуэлью Базаров, как Ленский, очень возбужден, долго не может уснуть. Его враг, напротив, спит мертвым сном, он даже опаздывает на дуэль, как это уже бывало с Онегиным. Как и в “прошлый” раз, “идет Онегин с извиненьем”: “Извините, я кажется заставил вас ждать”. И опять реплики героев предельно лаконичны. “Что ж, начинать?” - спрашивал Онегин, и Ленский отвечал: “Начнем, пожалуй”. “Мы можем приступить?” - предлагает Павел Петрович, и Базаров соглашается: “Приступим”. Враги начинают медленно сходиться. Онегин и Павел Петрович стреляют первыми. В этот момент и исчерпывается ситуационное сходство пушкинского и тургеневского персонажей. Онегин попал в цель, Павел Петрович промахнулся. Можно сказать, жизнь не дала “прежнему” Онегину повторного шанса.

Стрелялись, мы помним, два Онегина. Промах поставил Павла Петровича в положение Ленского. Случай проявить себя Онегиным представился Базарову. Согласно правилам дуэли Базаров должен был, по формулировке Пушкина, “метить в ляжку иль в висок”. Итак, у Базарова есть выбор: унизить противника или убить его. Но он, как участник комической сцены, стреляет наугад. После выстрела Онегина Ленский “на грудь кладет тихонько руку”. Если “Отцы и дети” - произведение пародическое, травестийное, то куда должен “тихонько положить” свою красивую руку Павел Петрович, “нынешний” Ленский? “Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку”.

Пародическая смерть ограничивается обмороком в результате легкого ранения. Но Павел Петрович убит морально и сразу по двум причинам: во-первых, он проиграл дуэль, а во-вторых, его лекарь - Базаров, не умеющий и не желающий “печально подносить лекарство”. Таким образом, Павел Петрович подвергается двойному унижению. Он давно затеял “схватку” - и проиграл. Но Базаров также не выиграл: он должен исполнять обязанности врача, ранив дядю своего товарища, одного из хозяев имения, в котором его, Базарова, принимали на правах гостя. Онегин новый начал идеологическую дуэль с Онегиным старым, и так как в конце концов она свелась к банальной перестрелке, то он может считать проигравшим и себя самого: позор ему, разночинцу, если он согласился играть по дворянским правилам. Что касается Павла Петровича, то Тургенев в последний раз на страницах своего романа показывает его похожим на мертвеца. “Да он и был мертвец”, - в заключение констатирует автор.

Проигравший должен умереть, потому Павел Петрович так и выглядит. Но поэтому же должен умереть и Базаров.

13. Онегин в могиле Ленского.

Драматизм дуэли оказался мнимым. Но само движение сюжета вынуждает Тургенева похоронить своего героя. Это, как и отграничение одной от другой сюжетных линий “дуэли” и “рандеву”, сделано сознательно. Должен был быть какой-то незначительный повод для того, чтобы и Базаров умер, и были выявлены его непрофессионализм и поверхностность знаний в даже столь занимающей его медицине. К тому же Тургенев не мог бы позволить Павлу Петровичу убить противника. Писатель стремится создать у читателей представление, что Базарова-Онегина побеждает сама судьба: он может отрицать все, что встречает в жизни, но сама жизнь отрицает Базарова смертью. Смерть физическая и смерть духовная уравнивают героев, положив предел их спорам, поскольку жизнь реальная и всеобъемлющая шире любой из идеологий и важнее любого из “принсипов”.

“Новый” Онегин умирает. Он сходит в ту же могилу истории, что и Ленский с его романтизмом. Особенно поражает то, что за возвышенной патетикой тургеневского описания могилы Базарова скрывается саркастическая насмешка автора над жизненным итогом своего героя. Эту скрытую насмешку воплощает пародическое использование Тургеневым тех деталей, из которых Пушкин создал образ могилы Ленского и которые мы выделим в приводимых ниже фрагментах романа в стихах:

Там соловей, весны любовник,

Всю ночь поет; цветет шиповник,

И слышен говор ключевой, -

Там виден камень гробовой

В тени двух сосен устарелых.

Пришельцу надпись говорит:

“Владимир Ленский здесь лежит...” /.../

Бывало, в поздние досуги

Сюда ходили две подруги,

И на могиле при луне,

Обнявшись, плакали оне.

Но ныне... памятник унылый

Забыт. К нему привычный след

Заглох. Венка на ветви нет...

Описывая могилу героя-романтика, Пушкин прибегает к использованию романтических клише: пение соловья, величественный вид старых деревьев, две девы при луне... А Тургенев повторяет все пушкинские детали, но при этом подает их в снижении, приближая описываемое к жизни реальной. И получается несколько жестокая, но справедливая по отношению к героя травестия: Тургенев, описывая могилу Базарова, не глумится над умершим, а это сама нигилистка судьба, чуждая проблемам этики, деромантизирует героя, всю жизнь боровшегося с романтическим мировосприятием. Это она замыкает жизненный круг “нового” Евгения могилой Ленского: “Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из далекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут не колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень...”

14. Перепев как оружие.

Итак, можно подвести итог сопоставлению сюжетных схем: пародический план “Отцов и детей” - основное средство выражения идеи романа и отношения автора к реальным прототипам Базарова. Тургенев, вложивший в образы старших Кирсановых и некоторые черты собственного характера, сожалеет о том безвозвратно ушедшем времени, когда и Пушкин со своим героем, и его младшие современники, к которым мы причисляем автора “Отцов и детей”, вносили новое в жизнь и культуру. В середине ХIХ века представители этого поколения идейно мертвы, как мертв Павел Петрович Кирсанов. Вместе с тем и молодое поколение, отвоевывающее себе место под солнцем, не несет с собой ничего нового, что было бы достойно внимания Тургенева.