Смекни!
smekni.com

Жития подвижников Церкви периода монголо-татарского нашествия. Авраамий Смоленский. Варлаам Хутынский (стр. 2 из 2)

Предсказание Лазаря сбылось. Наступила страшная засуха, которая не прекратилась несмотря на отслуженный епископом Игнатием молебен о ниспослании дождя с крестным ходом. Тогда некий иерей, по Божию изволению, напомнил Игнатию о запрещенном в служении подвижнике: Вси молихомся, не послуша нас Бог. Кая вина така, яже на преподобнаго Авраамиа, яко лишен бысть божественыя литургиа? Егда и того ради бысть от Бога казнь си? После этого епископ вновь призвал к себе подвижника, и испытав, яко все лжа и оглаголание по зависти и злобе диаволи бысть, и прости и, испросив его молитв о граде и о всех людех, да помилуеть Господь и подасть богатно дождь свой на землю. Молитва Авраамия была услышана. Еще преподобному не дошедшу своея келия, одожди Бог на землю дождь, яко славити Бога всем и глаголати: Слава тебе, Господи, яко скоро послуша своего раба!

С этого времени жизнь Авраамия меняется. Епископ Игнатий устраивает рядом со Смоленском монастырь в честь Положения святых риз и пояса пресвятой Богородицы и назначает Авраамия его игуменом. Автор жития затем кратко рассказывает об игуменстве Авраамия. Главное в этом рассказе то, что подвижник неизменно занимался обустройством и украшением монастыря, продолжая пребывать впервом подвизе учительства и духовничества, а также размышляя о спасении после смерти и жизни в будущем веке: како истяжуть душу пришедшеи аггели, и как испытание на въздусе от бесовьскых мытарев, како есть стати пред Богом и ответ о всем въздати, и в кое место поведут, и како въ второе пришествие предстати пред судилищем страшнаго Бога, и как будет от Судья ответ, и како огньненая река потечет, пожагающи вся, и кто помагая будеть развеи покаяниа, и милостыня, и беспрестанныя молитвы, и ко всем любы, и прочая дела благая, яже обретаются помагающия души. Авраамий намного пережил епископа Игнатия и умер после 50 лет подвижнеческих трудов - от уности до конца живота своего.

Завершается Житие как бы послесловием автора - некоего черноризца Ефрема, ученика Авраама. Оно написано от первого лица и содержит похвалу преподобному. При этом любопытно, что свой панегирик Ефрем строит на основе контрастного противопоставления достоинств своего блаженного учителя собственным недостоинствам: Он умиленый плачася, аз же веселяся и глумляся; он иже на молитву и почитаниа божественыхъ книг, на славословие въ Божию цер-ковь тщася, аз же на дремание и на сон мног; он еже трудитися и бдети, аз празден ходити и в лености мнозе, он еже непразден ходити, аз же в лености мнозе; он еже не празднословити и не осужати, аз же осужати и праздносло-вити; он же страшный судный день Божий поминая, аз же трапезы велиа и пиры; он паметь смертную и разлучение души от телеси, испытание въздушных мытарев, аз же бубны и сопели, и плясаниа; он еже подражати житие святых отец и подобитися благому житью их, и почитая святая жития их и словеса, аз же бых подражая и любя пустотная и сует-ная злых обычая; он еже смирити себе и уничижити, аз же веселитися и гордети; он нищету любя и безъименьство и вся раздавая требующим и сиротам, аз еже събрати и не подати, побежен от многыя скупости и немилосердия; он по смерению ризы любя, аз же красны и многоценны; он рогоже положи и постелю жестоку, аз же постелю мяхку и теплу…

Здесь самоуничижение подчеркивает превосходство восхваляемого лица. Осознавая собственное бессилие дивнаго, и божественаго, и преподобнаго образ и подобие похвалити, Ефрем уповает в молитвенном обращении на помощь пресвятой Богородицы и милосердие Спасителя. И далее в ряде хайретизмов призывает радоваться в день памяти успения преподобного и блаженного Авраамия город Смоленск, пресятую Богоматерь, апостолов и всех святых, всех служителей Божиих, всех мирян, всех умерших, города Сион и Иерусалим, все церкви Святой Земли и вообще все церкви Христовы.

В литературном отношении Житие должно признать весьма интересным памятником древнерусской словесности. По свидетельству Ефрема, Авраамий в своем подвижничестве подражал своему „святцу", то есть своему небесному покровителю, видимо, восточному подвижнику Авраамию Затворнику. Соответственно, и сам Ефрем в своем труде подражал жизнеописанию Авраамова соименника. Но лишь отчасти, в послесловии к Житию, где он противополагает себя самого своему герою. А вообще же, надо думать, характер жизни Авраамия задал его агиографу форму и содержательные особенности повествования о нем. Ефрем, как очевидно, явил замечательную начитанность. В своем сочинении он широко и свободно использует самые разные источники. Их круг выясняется не только благодаря его собственным указаниям, но посредством источниковедческого анализа созданного им текста. Это жития святых Саввы Освященного, Иоанна Златоуста, Антония Великого, Авраамия Затворника, Феодосия Печерского, Чтение о Борисе и Глебе, Повесть временных лет, Златая цепь, Синайский патерик, сочинения Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Священное Писание и др. Составляя свой текст, Ефрем умело извлекает из названных источников необходимые материалы, вкрапливая их в свое повествоание то в виде явных или скрытых цитат, то в виде образов или смысловых аналогий. Ефрем и сам вмешивается в повествование собственными размышлениями и комментариями по поводу описываемых событий. Он резко обличает невежд, принимающих сан священства, рассуждает о том, что никто не может прожить свою жизнь без напастей и невзгод, что преодолеть последние можно лишь терпением. Только терпение позволяет человеку провести корабль своей души сквозь бури моря житейского.

Замечательно также, что в отличие от большинства агиографических памятников средневековья в Житии Авраамия нет никаких известий о чудесных деяниях подвижника - ни прижизненных, ни посмертных. Все содержание произведения - это учительство Авраамия, гонения на него и его заботы о вверенном ему монастыре. Ефрем твердо воздержался от обычая других агиографов при скудости имеющихся фактов заимствовать из других житий описание каких-либо типичных подвигов и чудес и приписывать чужое собственным героям. Свои заимствования Ефрем использует лишь как исторические параллели, призванные только оттенить его собственную авторскую посылку или установку - прославить великое терпение Авраамия. Таким образом, созданное им произведение отличается от обычных Житий того времени именно полемико-публицистическим характером. Отсюда и особая стилистика произведения, заметная отвлеченно-ученая манера изложения Ефрема. Ему удалось, по мысли Г. П. Федотова, создать "необычный на Руси образ аскета с напряженной внутренней жизнью, с беспокойством и взволнованностью, вырывающимися в бурной, эмоциональной молитве, с мрачно-покаянным представлением о человеческой судьбе: не возливающий елей целитель, а суровый учитель, одушевленный, может быть, пророческим вдохновением. Если искать духовной школы, где мог воспитаться такой тип русского подвижника, то найти его можно лишь в монашеской Сирии. Св. Ефрем... был духовным предком смоленского Авраамия".

Житие преподобного Варлаама Хутынского

Это произведение, равно и его литературная судьба, значительно отличается от жизнеописания преподобного Авраамия Смоленского. Если последнее было сразу составлено как пространная, минейная по типу и литературной форме агиобиография, то Житие Варлаама создавалось постепенно, в течение четырех столетий - с XIII по XVIII век. Это популярнейший памятник новго-родской литературной традиции бытовал На Руси более чем в десяти редакциях. В нем, как ни в одной другой древнерусской агиобиографии, отразились местные новгородские легенды.

Исторические сведения о герое Жития довольно бедны. Новгородская первая летопись сообщает о нем: Варлам цьрнець с мирьскымь именьмь Алекса Михалевиць. Он основал Хутынский монастырь (в 10 км к северу от Новгорода) незадолго до своей смерти, а умер он в 1193 году. Первая редакция его Жития - краткая биография, текст проложного типа. Это повествование о жизни подвижника имеет обзорный характер, оно лишено сюжетного развития и рассказов о чудесах. Фактические сведения о Варлааме здесь отрывочны и неопределенны, изложение предельно обобщено. В типичных агиографических формулах ней сообщается о рождении святого от благоверных родителей, об уходе его в пустое место, пострижении, о борьбе с бесовскими наваждениями, о построении церкви и создании монастыря, о распространении слухов о добродетелях его настоятеля, о смерти и погребении Варлаама (родися…от верну родителю и крестьяну и богобоязниву… Воспитан бысть в добре наказании… И еще ун сы на игры с уными человекы не изволи изиити… Пения и молитвы день и нощь беспрестани въсылаше Богу, неослабно тружаяся постом и бдениемь. По вся дни не дадяше сна своима очима, боряся с бесы…). Из первой редакции можно лишь узнать о месте рождения подвижника. Ни его мирского имени, ни имен его родителей в Житии нет. Сообщая о смерти Варлаама, автор первой редакции Жития свидетельствует, что он передал монастырь своему сверстнику и духовному брату Антонию, пришедшему из Царьграда, и что затем трудолюбное же его тело погребе владыка Антоний. Это анахронизмы, ибо по летописям Варлаам умер в 6701 (1192/1193) году, а Антоний (подразумевается, очевидно, известный Добрыня Ядрейкович) был в Царьграде в 1200-1204 годах, постриг принял с именем Антония лишь по возвращении в Новгород и только в 1211 году стал Новгородским владыкой. Таким образом, в первой редакции Жития отразились легендарные предания об Антонии, который умер в 1232 году. Соответственно, создание этого текста можно отнести ко времени не раньше середины XIII века. Во всяком случае, судя по ее древнейшим спискам она возникла до начала XIV века.

Последующее развитие агиобиографии преподобного Варлаама осуществлялось за счет пополнения текста местными новгородскими преданиями о подвижнике и рассказами о его посмертных чудесах, а также за счет литературно-стилистической и идейной переработки текста. К истории Жития имели отношение крупные писатели Древней Руси: в XV веке - Пахомий Серб (Логофет), в XVI веке - кто-то из сотрудников святителя Макария, митрополита Московского, по составлению Великих Миней Четиих, в XVII веке, насельник Троице-Сергиева монастыря Герман Тулупов, святитель Димитрий Ростовский, в XVIII веке - знаменитые братья-греки Иоанникий и Софроний Лихуды.