Смекни!
smekni.com

"Приказ" в авангардистской поэзии (футуризм и левый экспрессионизм) (стр. 2 из 3)

мало, товарищи!

Выворачивайтесь нутром! (16)

Фигура же самого автора-героя, напротив, никогда не проявляется отчетливо, не приобретает индивидуальных черт: личность "приказывающего" принципиально не важна, важна идея, во имя которой "приказ" издается, - грядущее преображение мира, Революция Духа.

Автор-герой выступает в обобщенном образе "вождя", пророка или поэта. Особого рассмотрения заслуживает вариант "поэта". И в футуризме, и в экспрессионизме существовало противопоставление "подлинных" и "неподлинных" поэтов, "подлинной" и "неподлинной" поэзии, что связано с подчеркнутым антитрадиционализмом этих литературных групп: искусство футуристов/экспрессионистов - подлинное, искусство их противников - ложное. При этом лексически противопоставление могло не маркироваться: для одних и для других использовалось одно понятие "поэт", "искусство" и т. п., но в разном интонационном окружении, например:

плюньте

и на рифмы, <…>

и на прочие мелехлюндии

из арсеналов искусств. <…>

…Дайте новое искусство -

такое,

чтобы выволочь республику из грязи. (17. Курсив мой. - Н. С.)

…IhrDichter <…>

Verbuhlt un Worte, Worte, Worte!

Ihr wissend nickt mit Greisenkopfen (14. Курсив мой. - Н. С.)

"Новое" искусство, в отличие от "старого", не отделено от действительности, а, напротив, стремится к активному контакту с ней, в пределе - к полному слиянию с жизнью: когда Революция Духа победит, искусство и жизнь станут неразделимы [xiii]. Следует подчеркнуть, что авторские образы "вождя", поэта, пророка - не "литературные маски". Так, В. Хлебников, по словам В. П. Григорьева, "не стилизовал образ своего "лиро-эпического я" под пророка, а ощущал себя им, "ртом человечества"" [xiv]; Н. Л. Степанов называет самого В. Каменского "главным и единственным героем его стихов" [xv]. Пауль Раабе (Raabe) считает одной из особенностей "литературного канона" экспрессионизма то, что его авторы были "ораторами" (Wortfuhrer) и "литераторами-политиками" ("Literaturpolitiker") [xvi]. Традиционная для литературы "внеположность" автора своему творению [xvii]для поэта-авангардиста невозможна: авангардисты "диктуют внешнему миру более долговечный ритм из взволнованного духа" [xviii], своими произведениями, как и в своей жизни, они стремятся совершить великую "Революцию Духа" [xix]. "Мы были твердо уверены, - вспоминал И. Р. Бехер, - в своем призвании при помощи стихов и манифестов обратить людей, изменить мир и окончить войны" [xx]. В "революционном" авангардизме, так же, как и в авангардизме первой половины 1910-х годов, "художник" и "общество" составляют коррелирующую пару, всегда соотнесены друг с другом (разумеется, в рамках авангардистского сознания), а напряжение, возникающее между этими двумя полюсами, образует поле, на котором формируется авангардистский текст. В "приказе" это напряжение выражено наиболее явно и стремится к разрешению - к слиянию двух полюсов. В грядущем мире авангардистов, к созданию которого призывает "приказ", "художник" и "общество" больше не разведены по разным полюсам - они представляют собой одно целое. Призыв к объединению класса, народа или всего человечества составляет основу "приказа"; это непосредственное обращение объединяет также автора и читателя в рамках одного текста, уравнивает, делая их героями одного стихотворения. Возникает коллективистский идеал единого жизнестроительного устремления:

Давайте засучим рукава

Да зачнем Мировое Строительство:

Эй Звени Единственная Голова

У Единого Шара - Правительства (6)

Herbei ihr alle, die der Seele dienen,

Aus tonendem Haupt der Kunst…

Im Werk die arme Welt vollkommener baun <…>

Und die voll Sorgen in den Kohlengruften <…>

Arbeiten nackt in Armut, Gift und Dampf -

ZuandremKampf! (18)

Таким образом, в авангардистском "приказе" нарушаются границы между реальным миром и текстом (стихотворение становится социальным действием, искусство и жизнь стремятся к слиянию), между автором и текстом, между автором и читателем. Семиотическая структура "приказа" уникальна: герои стихотворения, автор и читатель, представляют собой "и сообщение и канал связи одновременно, и информаци(ю) и язык" [xxi].

Состояние общества, при котором искусство берет на себя все функции культуры, т. е. организует, делает осмысленной и направляет жизнь, возможно только в условиях революционных потрясений [xxii]. Снижение революционного возбуждения ставит перед искусством иные задачи; в середине 20-х годов "приказ" не мог бы быть понят и не мог быть написан. Во второй половине 1920?х - 1930?х годах "приказ" вырождается в политическую пропаганду (ср. переходное в этом смысле стихотворение Р. Леонхарда (Leonhard) "Nur du, Proletarier!", опубликованное в 1921 году (19), и "На цепь!" В. Маяковского, опубликованное в 1923 г. (20)); авангардные традиции можно проследить в поэзии "соцреализма" и в искусстве фашистской Германии. Главное, что отличает пропагандистскую поэзию от "революционного" авангарда, - то, что задачи, которые ставит перед собой политическое искусство, искусству внеположны, это задачи государства или партии [xxiii]: искусство понималось как функция идеологии. Авангард же в своем стремлении к сближению с жизнью главную ценность полагал в искусстве: "Не жизнь есть искусство. Но искусство есть жизнь" [ххiv].

Список литературы

Степанов Н. В. Хлебников: Биографический очерк // Хлебников В. Избранные стихотворения / Ред., прим. и биогр. очерк Н. Степанова. М., 1936. С. 68; Смирнов И. П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М., 1977. С. 105; Umjetnost rijeci: Casopis za znanost o knjizevnosti. God. XXV (1981): Knjizevnost - avangarda - revolucija. Zagreb, 1981. С. 257.

Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. III: П - Ряшка. М., 1939. С. 799.

Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. III: П - Ряшка. М., 1939. С. 799.

Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост. В. Н. Терехина, А. П. Зименков. М., 1999. С. 62-63.

Программная декларация // Советское искусство за 15 лет: Материалы и документация / Под ред. И. Маца; Сост. И. Маца, Л. Рейнгардт и Л. Ремпель. М.-Л., 1933. С. 159-160.

Фундаментальное для авангарда стремление к слиянию искусства и действительности в одном «жизнестроительном» акте выразилось в декларации «комфутов» и в утверждении, что такое «пересоздание» должно быть осуществлено «на коммунистических началах». Таким образом размывалась и граница между авторами (футуристами) и их аудиторией - людьми нового мира (коммунистами). Ср. также в стихотворении В. Маяковского «Приказ по армии искусства»: Только тот коммунист истый, // кто мосты к отступлению сжег. // Довольно шагать, футуристы, // в будущее прыжок! (5.Курсивмой. - Н. С.)

Landauer G. Aufruf zum Sozalismus // Lyrik des Expressionismus3 / Hrsg. u. eingel. von S. Vietta. Tubingen, 1985. S. 27; Schrader B. Aufbruch in ein neues Zeitalter (1918-1923) // Noessig M., Rosenberg J., Schrader B. Literaturdebatten in der Weimarer Republik: Zur Entwicklung des marxistischen literaturtheoretischen Denkens 1918-1933. B. u. Weimar, 1980. S. 32-33.

Schrader B. Ibid. S. 72.

Hei?enbuttel H. Thesen zum Sprachgebrauch des deutschen Expressionismus // Expressionismus - sozialer Wandel und kunstlerische Erfahrung: Mannheimer Kolloquium / Hrsg. von H. Meixner u. S. Vietta. Munchen, 1982. S. 42-43.

Известен вариант этого стихотворения с именем Маркса вместо Платона (см.: Хлебников В. Творения. М., 1986. С. 670).

Смирнов И. П. Указ. соч. С. 134. .

Поляков М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики: Монография. М., 1986. С. 227-228.

Подтверждением может служить то, что в тоталитарных государствах, называвших себя победившей Утопией, поэты-авангардисты писали пропагандистские стихи (В. Маяковский, В. Каменский, И. Р. Бехер и др.): искусство полностью сливалось с идеологией. Ср. лефовский лозунг: «В работе над укреплением завоеваний Октябрьской революции, укрепляя левое искусство, ЛЕФ будет агитировать искусство идеями коммуны, открывая искусству дорогу в завтра» (За что борется ЛЕФ? // ЛЕФ. 1923. № 1. Март. С. 6).

Григорьев В. П. Грамматика идиостиля: В. Хлебников. М., 1983. С. 103 (примечание 40).

Степанов Н. Василий Каменский // Каменский В. Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1966. С. 17.

Raabe P. Die Autoren und Bucher des literarischen Expressionismus2. Stuttgart, 1992. S. 9.

Роднянская И. Б. Автора образ // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 13.

Эдшмид К. Экспрессионизм в поэзии // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ в. / Сост., предисл., общ. ред. Л. Г. Андреева. М., 1986. С. 314.

По свидетельству Романа Якобсона, «вопросы „Революции Духа“ были для него (В. Маяковского. - Н. С.) долгое время основными вопросами октябрьской революции - именно с точки зрения предстоящей „Революции Духа“ Маяковский определял свое отношение к Октябрю» (Якобсон-будетлянин: Сб. материалов / Сост., подгот. текста, предисл. и коммент. Бенгт Янгфельдт. Stockholm, 1992. С. 55).

Бехер И. Р. Смокинг и что за ним следовало // Вестник иностранной литературы. 1928. № 12. С. 95-97.

Umjetnost rijeci… С. 256.

«О подлинном авангарде мы можем говорить лишь тогда, если он совпадает с политической революцией, сопровождает или подготавливает ее». «Авангард интересен и важен нам именно потому, что является одной из форм своеобразного совпадения революции и искусства» (Szabolcsi M. К некоторым вопросам революционного авангарда // Umjetnost rijeci… С. 14, 18).

Показательный факт: в 1922 г. В. Маяковский получил официальное одобрение Ленина «с точки зрения политической и административной». «Обращение Ленина к этому произведению («Прозаседавшимся». - Н. С.) в связи с постановкой важнейших партийных и государственных задач заставляло очень многих по-новому взглянуть на Маяковского, …воспринять его не как футуристического деятеля, а как советского поэта, освещающего актуальные вопросы современности с коммунистических позиций» (Черемин Г. В. В. Маяковский в литературной критике: 1917-1925. Л., 1985. С. 122-123).

Walden H. Erster deutscher Herbstsalon: Vorrede // Der Sturm: Halbmonatsschrift fur Kultur und die Kunste. 1913. Oktober. № 180-181. S. 106 [Nendeln / Lichtenstein: Kraus Reprint, 1970).

Списокцитированныхстихотворений:

1. Otten K. Arbeiter! // Menschheitsdammerung: Ein Dokument des Expressionismus. Berlin, 1999. S. 227-230

2. Hasenclever W. Der politische Dichter // Menschheitsdammerung. S. 213-216.

3. Каменский В. Декрет О заборной литературе - О росписи улиц - О балконах с музыкой - О карнавалах искусств // Каменский В. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст., подгот. текста и прим. Н. Л. Степанова. М.-Л., 1966. С. 111-112.