Смекни!
smekni.com

Достоевский в публицистике Т. Манна (стр. 2 из 2)

Список литературы

1. Появление на книжном рынке романа «Будденброки» и его растущий успех чрезвычайно всполошили большинство жителей Любека, родного города Т. Манна. Любекские обыватели заметили неоспоримое сходство иных сатирических зарисовок Манна с внешним обликом и характером многих почтенных граждан. Дошло до того, что во время одного огромного любекского процесса по делу о злоупотреблениях местной печати «поверенный жалобщика особенно часто и с неизменной суровостью упоминал» имя автора «Будденброков».

2. См.: Манн Т. Собрание сочинений. – М.: Художественная литература, 1960. Т. 9. – С.10.

3. См.: Вильмонт Н. Художник как критик // Манн Т. Собрание сочинений. – М.: Художественная литература, 1961. – Т. 10. – С. 641.

4. Mann Th. Betrachtungen eines Unpolitischen. – Berlin-Darmstadt-Wien:Deutsche Buch-Gemeinschaft, 1961. – S. 201.

5. См.: Мельник С. Национальное своеобразие публицистики Томаса Манна // Акценты: новое в массовой коммуникации. – Воронеж: ВГУ, 2003. – № 38-39 – С. 56-60.

6. Цит по Манн Т. «Фрейд и будущее» // Дружба народов. – 1996. – № 5. – С. 185.

7. См.: Фрейд З. Интерес к психоанализу: Сборник. – Мн.: ООО «Попурри», 2004. – С. 111.

8. См.: там же. – С. 123.

9. На этот счет Т. Манн в своей статье пишет: «Нет сомнения, что как бы болезнь ни угрожала духовным силам Достоевского, его гений теснейшим образом связан с нею и ею окрашен, что его психологическое ясновидение, его сознание душевного мира преступника, того, что апокалипсис называет “сатанинскими глубинами”, и прежде всего его способность создать ощущение некой таинственной вины, которая как бы является фоном существования его порою чудовищных персонажей, – что все это непосредственным образом связано с его недугом. В прошлом Свидригайлова (“Преступление и наказание”) есть “уголовное дело, с примесью зверского, так сказать, фантастического душегубства, за которое он весьма и весьма мог бы прогуляться в Сибирь”. Более или менее пытливому воображению предоставляется разгадать, о чем идет речь – по всей видимости, о каком-нибудь преступлении на половой почве, быть может, о растлении ребенка; ибо ведь как раз это и есть тайна, или часть тайны, холодного и высокомерно-презрительного Ставрогина из “Бесов”, сверхчеловека, на которого молятся, простираясь во прахе, более слабые натуры, и который, быть может, принадлежит к наиболее жутким и влекущим образам мировой литературы. Известен фрагмент из этого романа, опубликованный позднее, – “Исповедь Ставрогина”, где последний рассказывает, между прочим, о растлении маленькой девочки. Очевидно, это гнусное преступление постоянно занимало нравственную мысль писателя» (цит. по: Манн Т. Собрание сочинений. – М.: Художественная литература, 1961. – Т. 10. – С. 333).

10. Цит. по: Манн Т. Собрание сочинений. – М.: Художественная литература, 1961. – Т. 10. – С. 335.

11. См.: там же. С. 332.

12. См.: Фрейд З. Интерес к психоанализу: Сборник. – Мн.: ООО «Попурри», 2004. – С. 110.

13. См.: Мельник С. Неомифологизм в публицистике Т. Манна // Акценты: новое в массовой коммуникации. – Воронеж: ВГУ, 2003. – № 7-8 (42-43). – С. 89.

14. Цит. по: Манн Т. Собрание сочинений. – М.: Художественная литература, 1961. – Т. 10. – С. 345.