Смекни!
smekni.com

Ананасы в шампанском (стр. 2 из 2)

И после Белого и Блока,

Когда стал стих сложней, чем танк.

Влюбленный в простоту глубоко,

Я простотой иду va bangue

Но именно здесь, в понимании простоты и происходит принципиальное расхождение между Игорем Северяниным и такими поэтами как Анна Ахматова, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Борис Пастернак. Если простота для Игоря Северянина - это движение к Пушкину - назад, то названные поэты, стремясь к простоте, шли к Пушкину - вперед, как бы по спирали. Марина Цветаева пишет: "Влияние всего Пушкина целиком? О, да. Но каким оно может быть, кроме освободительного? Приказ Пушкина 1820 года нам, людям 1929 года, только контрпушкинский. Лучший пример "Темы и вариации" Пастернака. Дань любви к Пушкину и полной свободы от него. Исполнение пушкинского желания".[5]

Именно эти поэты прокладывали столбовую дорогу русской поэзии. Игорь Северянин оказался несколько в стороне от нее. Он не смог уловить главных ритмов грядущего времени.

Это было обусловлено рядом причин. Во-первых, можно утверждать, что в последующие годы для развития поэзии эго-футуристические принципы оказались менее "сильными", чем, например, акмеистические с их требованием очень строгого жёсткого отбора слов в до-предела-сжатой строфе. Во-вторых, волна необычайной популярности среди невзыскательной публики, как это бывает, могла вызвать встречную волну забвения. И наконец, если для названных поэтов 20-е годы были годами необычайного творческого подъема, то Игорь Северянин с 1918 года и практически до конца дней своих находился в страшной духовной изоляции.

В 1918 году он уезжает на дачу в Эстонии и остается там навсегда, оторванный от прежней литературной среды. Его стихи здесь никому не нужны, а "всякая лирика, - по справедливому выражению М.М.Бахтина, - существует только в атмосфере принципиального звукового неодиночества".

Но тут возникает кощунственная мысль. А, быть может, для поэзии это и хорошо, что Игорь Северянин остался в своей неповторимой цельности таким, каким он был всегда: "поэтом с открытой душой", - как говорил Блок, поэтом "с душой-небожительницей", - по словам Одоевцевой, поэтом-дитя с удивительно восторженным восприятием мира.

Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! -

Могущественные слова!…

И не от них ли на опушке

Нам распускается листва!

И молодеет не от них ли

Стареющая молодежь?…

И не при них ли в душах стихли

Зло, низость, ненависть и ложь!…

Все самое прекрасное для поэта навсегда осталось связанным с Россией: любовь, солнце, Пушкин. Он посвятил Родине множество проникновенных стихотворений. В стихотворении 1914 года "Родник" поэт сравнивает Россию с чистой, "неисчерпываемой" струей родника. Но его отношение к России никогда не было "ура-патриотическим". Он любит ее, как любят порой больного ребенка:

Бывают дни, я ненавижу

Свою отчизну, мать свою.

Бывают дни, ее нет ближе

Всем существом ее пою...

Особенно часто и остро тема России звучит во время эмиграции.

О России петь - что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам...

О России петь - что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать...

О России петь - что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть.

Уже в конце 1918 г. в Тойла он пишет:

Вот уж год я живу как растенье, Спасаясь от ужасов яви…

Спасение было только в любви: к жизни, к поэзии, к женщине: "Любовь - ты жизнь, как жизнь - всегда любовь".

В 1927 году в стихотворении "Десять лет" Игорь Северянин подводит итог своему духовному одиночеству:

Десять лет - грустных лет! - как заброшен в приморскую глушь я,

Труп за трупом духовно родных. Да и сам полутруп.

Десять лет - страшных лет! - удушающего равнодушья

Белой, красной - и розовой! - русских общественных групп

Десять лет - тяжких лет! - обескрыливающих лишений,

Унижений щемящей и мозг шеломящей нужды.

Десять лет - грозных лет! - сатирических строф по мишени

Человеческой бесчеловечной и вечной вражды.

Десять лет - страшных лет! - отреченья от многих привычек,

На теперешний взгляд - мудро трезвый - не нужно дурных.

Но зато столько ж лет рыб, озер, перелесков и птичек

И встречанье у моря ни с чем не сравнимой весны!

Но зато столько ж лет, лет невинных, как яблоней белых,

Неземные цветы, вырастающие на земле,

И стихов из души, как природа, свободных и смелых,

И прощенья в глазах, что в слезах, и - любви на челе!

Поселок Тойла, где жил поэт был расположен на высоком, поросшем соснами, песчаном берегу Финского залива. Здесь в 1921 году он женился на дочери местного плотника. Фелисса Круут была красива, подстать ему высоким ростом, умна. Одинаково хорошо говорила и писала стихи на эстонском и русском языках. Выступала с чтением стихов. Вместе с Игорем Северяниным они создали "Антологию эстонской поэзии за 100 лет".

Моя жена всех женщин мне дороже

Величественною своей душой.

Всю жизнь, всю власть изведать ей, дай Боже,

Любви моей большой.

В 1922 году у них родился сын. Северянин назвал его Вакхом, сумев каким-то образом убедить священника, что такое имя в святцах есть.

Но ни рождение сына, ни любовь прекрасной женщины не могли заглушить тягостных мыслей о его положении нахлебника в семье тестя.

Из писем Августе Барановой: "сижу… часто без хлеба, на одном картофеле - наступают холода, дров нет, нет и кредитов…", "побочными способами зарабатывать не могу, ибо болен теперь окончательно" (1925).

Поездки за границу для литературного заработка "…при громадных затратах, нервов и энергии не оправдывают себя". (1937)

Литературная среда Эстонии была чужда поэту, хотя ему как классику в 1926 - 31 г.г. и 1937 - 40 г.г. назначают государственную субсидию, на которую, однако, едва ли можно было свести концы с концами.

И все же творчество Игоря Северянина в Тойле не прекращается. Стихотворения 1918 - 1919 г.г. составили 3 книги. В 1920 - 26 г.г. он пишет стихи, поэмы и роман в стихах. Многие стихи так же выразительны и даже более отточены, в них больше мудрости.

Однако интерес к ним угасает, и связано это не только с местной публикой - после войны 1914 года, разрушившей привычный уклад жизни, лирика вообще воспринимается как нечто неестественное.

Марина Цветаева, Борис Пастернак, Осип Мандельштам, Анна Ахматова в этом отношении испытывали те же трудности, но они искали новые возможности для творчества. Почвой для этого стал трагический опыт их жизни, которого у "дачника" Северянина при всех его трудностях всё же не было...

В начале 40-х годов Игорь-Северянин перестал записывать стихи. Он не видел в этом смысла. По его выражению, он делал им аборт.

Нужда, тяжелые болезни, взаимное раздражение в семье - в 1931 году в жизнь Северянина врывается другая женщина. Вера Коренди (Коренева, урожденная Запольская) с 15 лет была романтически увлечена поэзией Игоря Северянина и внушила себе, что ее назначение - быть рядом с поэтом, создавать ему условия для творчества. В 1931 году она написала поэту письмо, поразившее его безукоризненной орфографией и стилем. В 1935 году после очередной размолвки с Фелиссой он переехал к Вере в Таллинн. В 1940 году он посвятил ей стихотворение "Последняя любовь":

Ты влилась в мою жизнь, точно струйка Токая

В оскорбляемый водкой хрусталь,

И вздохнул я словами: "Так вот ты какая,

Вся такая, как надо". В уста ль

Поцелую тебя иль в глаза поцелую

Точно воздухом южным дышу.

И затем, что тебя повстречал я такую,

Как ты есть, я стихов не пишу.

Пишут лишь ожидая, страдая, мечтая

Ошибаясь, моля и грозя.

Но писать после слов вроде: "Вот ты какая!

Вся такая, как надо!" - нельзя.

Тем не менее, самое последнее стихотворение было адресовано Фелиссе. Там есть такая строфа:

Нас двадцать лет связует - жизни треть,

И ты мне дорога совсем особо;

Я при тебе хотел бы умереть:

Любовь моя воистину до гроба.

Список литературы

1 Игорь Северянин. Стихотворения. М. Советская Россия, 1968. Вступ. статья В.П.Кошелева, стр. 7

2 И.Одоевцева. На берегах Сены.

3 Цит. по: Игорь Северянин. Стихотворения М. Советская Россия, 1968, стр. 17

4 Игорь-Северянин. Собрание сочинений в 5 томах, том 5 СПб, "Logos", 1996г. стр. 69.

5 Марина Цветаева об искусстве. М. Искусство, 1997. Из очерка "Наталья Гончарова" с. 174