Смекни!
smekni.com

Конституция и основные правовые институты США (стр. 2 из 7)

Конституция США построена по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Она весьма лаконична, многие ее статьи носят общий характер, отсюда исключительная важность ее толкования, являющаяся прерогативой Верховного Суда США. Учение о разделении властей было разработано в своих первоначальных очертаниях еще античными и средневековыми учеными (Аристотель, Марсилий Падуанский и др.) и наиболее развернуто сформулировано в середине XVIII в. французским ученым Ш. Монтескье. Он считал, что разделение властей – это средство, которое может предотвратить авторитаризацию государственной власти путем учреждения относительно независимых (функционально и организационно) друг от друга, взаимоуравновешивающих и взаимоконтролирующих государственных властей.

Законодательная власть вручалась Конгрессу, состоящему из двух палат: сената и палаты представителей.

Исполнительную власть возглавлял президент, который наделялся правомочиями главы государства и главы правительства

Третья власть была представлена судом. Общефедеральную судебную систему возглавлял Верховный суд США. По наиболее важным делам вводился суд присяжных.

Поскольку текст Конституции 1787 г. не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне 1789 г. по предложению Д. Мэдисона были внесены 10 поправок к Конституции, ставших известными как Билль о правах. К декабрю 1791г. поправки были ратифицированы штатами и вступили в силу. В настоящее время насчитывается 27 действующих поправок.

Исторически первая писаная Конституция США – прогрессивный документ, поскольку она оказала влияние на вновь возникающие конституции многих стран мира. Эта конституция закрепила образование суверенного федеративного государства, возникшего в результате освободительной борьбы народа против британской короны, провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические принципы организации государственности: народное представительство, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей и т.д. Наконец, она установила, что федеральное право имеет приоритет над правом штатов. Под влиянием этой Конституции стала распространяться доктрина конституционализма.

Таким образом, США в соответствии с Конституцией 1787 г. являются по форме правления президентской республикой, по форме политико-территориального устройства – относительно централизованной федерацией, страной с демократическим государственным режимом.

Содержащиеся в Конституции пробелы с годами восполняются очень незначительно. В результате в США наравне с писаным законом действует так называемая «живая» конституция, регулирующая отношения конституционного уровня и формулируемая Конгрессом, президентом страны, Верховным Судом и включающая также конвенционные нормы.

К настоящему времени некоторые поправки изменили положения предыдущих поправок, которые в свою очередь модифицировали первоначальный текст, например, последовательное преобразование и уточнение порядка избрания и замещения должностей президента и вице-президента, установленного в ст. II и поправках XII, XX и XXV.

Первоначальная конституция, главным образом, определяла структуру органов государственной власти и регулировала их взаимоотношения, построенные на принципе сдержек и противовесов, т.е. распределяла компетенцию «по горизонтали» на федеральном уровне. В статьях I–III, устанавливала порядок изменения самого основного закона в статье V, часть из которых утратила силу, например, о признании США доконституционных долгов, а другие, наоборот, приобрели особое значение – это нормы о соотношении внутреннего и международного права. Наконец, статья VII говорит о вступлении в силу самой конституции.

Как известно, степень демократизма любой конституции определяется, прежде всего, объемом закрепленных в ней прав и свобод граждан, их гарантированностью и некоторыми другими элементами – правовым положением центрального представительного органа, объемом его полномочий, структурой. Конституция США первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан, хотя при ее выработке раздавались требования о включении специального билля о правах. В то время права и свободы содержались в конституциях штатов, и отказ закрепить их в основном законе страны диктовался стремлением ограничить возможности для борьбы народных масс, зараженных общим духом революции на американском континенте. Тем не менее, ряд важных норм можно найти в тексте Конституции США.

Так, в разделе 9 статьи I говорится о запрещении приостановки действия правила habeas corpus (защищающего неприкосновенность личности), если только того не потребует общественная безопасность в случае мятежа или вторжения. Тот же раздел запрещал принимать билли об опале и законы ex post facto1; немаловажное значение имеет и норма второго раздела статьи III о рассмотрении всех уголовных дел судом присяжных, а также положение следующего раздела названной статьи об определении состава государственной измены и его ограничительных условиях. Нельзя не упомянуть и о норме второго раздела статьи IV: «Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и вольности граждан других штатов». Здесь нельзя не упомянуть о том, что в первоначальном тексте Конституции США из числа полноправных граждан были исключены негры и индейцы (абз. 3 раздела 2 статьи IV).

Позже в текст Конституции были внесены поправки, исключившие неравноправие указанных лиц.

Свои внешние осовремененные очертания Конституция стала принимать с присоединением к ней поправок, содержащих права и свободы граждан; причем четыре из них в «чистом виде» регулируют вопросы активного избирательного права (поправки XV, XIX, XXIV и XXVI); отчасти этот институт затрагивается в других положениях Конституции.

Как уже было сказано, права и свободы граждан в основном закреплены в первых десяти поправках (Билль о правах). Здесь закреплены свободы вероисповедания, слова, печати, право обращения с петициями к правительству, неприкосновенность жилища и личности, право ношения оружия, право собственности, право на скорый и публичный суд, запрещение вторичного обвинения по одному и тому же делу и, как говорилось, избирательное право.

1 Закон ex post facto – принцип, согласно которому закон может быть применен к отношениям, принятым до его применения.

Характер закрепленных прав и свобод указывает на то, что они относятся лишь к политическим и личным, и среди них почти целиком отсутствуют социально-экономические права и свободы.

Фактически последние ограничиваются положениями поправки V, устанавливающей: «Никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения» и «никто не должен лишаться… имущества без законного судебного разбирательства».

Нельзя не отметить и того обстоятельства, что права и свободы сформулированы довольно расплывчато, неконкретно, без должной детализации, что открывает широкий простор для их ограничительного толкования и регламентации. Однако если оценивать объем прав и свобод с исторической точки зрения, то нельзя не признать, что для своего времени он был достаточно велик.

Из текста Конституции видно, что за основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов (checks and balances). Причем сама конституция проводила организационное разделение между тремя «ветвями» государственной власти – Конгрессом, Президентом и Верховным Судом, каждой из которых была представлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между названными органами, как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей этой системы, прежде всего, парламенту, как наиболее подверженному влиянию демократических сил, действовать в направлении, противном направлениям других органов. Подобное уравновешивание государственной системы препятствует возможным демократическим нововведениям, но в, то, же время препятствует узурпации власти со стороны какого-либо одного из названных органов. В повседневной действительности деятельность Верховного Суда и Президента США осуществляется на основе законов, принятых Конгрессом, а, с другой стороны, Президент имеет право отлагательного вето в отношении законов. Верховный Суд, в свою очередь, может признать законы неконституционными и тем самым парализовать их действие. Одновременно президентские полномочия распространяются на Верховный Суд: Президент назначает его председателя и членов суда, но при участии законодательной власти, поскольку эти назначения утверждаются Сенатом двумя третями голосов присутствующих сенаторов.[3]

Так, в известном решении United States v. Richard Nixon (Соединенные штаты против Ричарда Никсона), вынесенном в июле 1974 г., Верховный Суд США пояснил: «Конституция не только рассредоточила власть для лучшего обеспечения свободы, но она также предполагает, чтобы на практике рассредоточенная власть была объединена в целое для эффективного управления. Конституция предписывает, чтобы ветви власти были одновременно отделены друг от друга и взаимозависимы, являясь автономными и взаимодействующими друг с другом».

Итак, принцип разделения властей проведен через все важные положения Конституции. Он выражается, в частности, в раздельном и последовательном изложении правового статуса названных «ветвей» власти. По всему было видно, что созданная система органов первоначально слабо опиралась на основу государственной власти – на избирательный корпус. Большинство учрежденных федеральных институтов не избиралось всеобщим и прямым голосованием. Президент получал и получает власть в результате косвенных выборов; в начальный период выборщики президента редко определялись прямыми выборами; гораздо чаще их избирали легислатуры штатов. Сенат – верхняя палата Конгресса – до 1913 г. состоял из членов, также избиравшихся легислатурами штатов, а Верховный Суд и поныне остается назначаемым органом. Только палата представителей с 1789 г. формируется путем прямого голосования.