Смекни!
smekni.com

У входа в чащу (стр. 2 из 2)

Филологи, кажется, ужедоговорилисьи, собравшисьссилами, бросилисьизучатьмассовуюлитературу. Чтоделатьшкольнымучителям? Читатьилинечитать? Иеслинечитать, уважительнолиэтопоотношениюкнашимученикам? Иличестнеевзятьтекст, вместепрочитатьегоиразобрать? АПастернакуужевсёравно, какмыоцениваемегопоэзию. Этодлянасважно…

Мнеоченьхотелосьбыузнатьмнениеколлег-преподавателейотом, стоитлиизучатьвшколемассовуюлитературуилихотябыобсуждатьсученикамито, чтооничитаютсамостоятельно.

Отредакции. Постскриптумкэтойстатьебудетнесовсемобычный. ПрочитавстатьюЕ.Зотовой, учительмосковскойгимназии№ 1514 Р.А. Храмцовапредложиласвоимученикам-семиклассникампоразмышлятьотом, останетсялистихотворениеБ.Пастернака«Хмель»влитературе. Вотчтонаписалиребята:

Мнекажется, чтоэтостихотворениеостанетсянавекавмирепоэзии. Внёмчто-тоскрытотакое, чегоспервоговзгляданеувидишь. Слово“хмель”имеетнесколькозначенийвэтихстроках. Соднойстороны, хмельдлинный. Эторастение, котороеоченьпохоженаплющ, онотакжевьётся, ноизнегоделаютхмельныенапитки. Асдругойстороны, хмель—этосостояниечеловекавыпившегоилиоченьсильновлюблённого. Впредложении“Кустыэтихчащнеплющомперевиты, ахмелем”слово“хмель”употребляетсясразувдвухзначениях. Иэтонеединственная“изюминка”стихотворения.

Плащможеттожеиметьнесколькозначений. Соднойстороны, плащ—этоодежда. Ноэтаодеждаможетсимволизироватьоболочку, котораяскрываетдвухвлюблённыхотненастьяиостальногомира.

Этостихотворение, помоемумнению, останетсянавека.

КатяИванюта

Мнекажется, встихотворении«Хмель»естьчто-тостранное. Авторзамечательнопроводитпараллельмеждурукамиивьющимисярастениями, создаваяоченькрасивыймысленныйобраз.

Всёстихотворениекакое-томедленное, вьющееся, спокойное, обэтомговорятнамглаголы: “ищем”, “покрыты”, “перевиты”, “расстелем”—всеониобозначаютзамедленноедействие. Этузамедленностьавторпередаётприпомощизвукописи. Ониспользуетмногошипящих, которыепередаюткакое-тошуршание, чувство, чтогероивлесу, вокругтишина, природамолчит, тольколирическийгеройговоритчто-товслух, даитошёпотом. Обэтомговорятслова“вширину”, “плащ”, “расстелем”, “нашиплечи”...

Лирическийгеройвсебенеуверен, неуверенвсвоихсловах, мыслях, действиях. Одинразондажеостановился, сказал, чтооношибся. Затемонточкойвконцепредложенияпытаетсянампоказать, чтоозадачен. Онподумалирешилвсё-такипредложитьсвоейспутницеснятьссебяплащипостелитьегоназемлюиоказатьсябезвсякогоукрытия. Крышейимбудуттольковетвиракиты, увитыеплющом, —норазвеэтокрыша?

Возможно, авторвмоментнаписаниястихотворениябылсильновлюблён.

СашаКрошилина

Ясчитаю, чтостихотворение«Хмель»имеетдвойнойсмысл. Во-первых, оноолюбвидвухлюдей, аво-вторых, орастениях.

Подракитой, обвитойплющом–олюбвидвухрастений, долгоевремярастущихвместе, сросшихся, слившихсявединоецелое.

Вкругтебямоирукиобвиты—одвухлюдях, живущихвместеилюбящихдругдруга. Ихсвязываетплащ, онинемогутостатьсябезнего: вокругненастье, темнота, аоникапелька, лучиксветавнутриэтогобесконечногопространства.

Скореевсего, лирическийгеройхочетскрыться, аавторпрячется, ведьмыможемузнатьегопостилю, размеру, манеренаписания. Онпишетивдругрезкоменяетпозицию, начинаетговоритьосовершеннопротивоположныхвещах. Онхитрит, скрываетсяотнас.

Растенияслилисьвместе, чтобыпобедитьстихию. Отненастьямыищемзащиты—илюди, ирастенияищутзащиты. Оникакбудтонашлидругдруга, этидвепары. Иначеонинесмоглибывыжить.

Затемположениеменяется: онибольшенезамечаютненастья, онисбросилиплащ, любятдругдруга, иимвсёравно, чтотворитсявокруг. Икустыэтихчащнеплющомперевиты, ахмелем... Этоужесовсемдругоенастроение. Стихотворениесоединяетдванастроения, онодвояко.

Этостихотворениеовечном. Оноолюбвиипривязанности. Аведьэтогосейчастакнехватает! Ядумаю, этохудожественноепроизведениепослужитдлякого-топоводомзадуматьсяосмыслежизнииотом, каконаиногдабываетобманчива. Видишьодно, вдругзамечаешьдругое, третье...