Смекни!
smekni.com

Американская драматургия (стр. 2 из 2)

После 1930 американская драматургия несколько утратила первоначальную свежесть и задор, хотя продолжали появляться первоклассные пьесы. К О'Нилу после его шедевра Траур – участь Электры (1931) и ностальгической комедии О, молодость! (1933) успех вернулся только с постановкой на нью-йоркской сцене пьесы Продавец льда (1946). Андерсон же постоянно набирал силу, создавая одну за другой как стихотворные, так и прозаические драмы – Королева Елизавета (1930), Чума на оба ваши дома (1933), Мария Шотландская (1933), Когда зима вступает на порог (1935), Хай Тор (1937), Жанна Лотарингская (1946). Барри в этот период сочинял с одинаковым успехом притчи и комедии, а Берман – мастерски написанные комедии нравов. Воссоединение в Вене (1931) Шервуда знаменует конец салонной комедии, а Окаменевший лес (1934) – его первая пьеса в ряду значительных произведений в защиту демократических идей, за ней последовали Эйб Линкольн в Иллинойсе (1938) и Да сгинет ночь (1940).

Из молодых писателей следует отметить С.Кингсли, автора пьесы Тупик (1935), и К.Одетса, драматурга левой ориентации из окружения «Театральной гильдии», проявившего незаурядный талант в пьесах Проснись и пой! (1935) и Ракета на Луну (1938). Лилиан Хелман заставила говорить о себе как о первоклассном драматурге после острых социальных драм Лисички (1939) и Стражи на Рейне (1941). Т.Уайлдер, писатель оригинального дарования, рассказал в присущей ему притчевой манере о мире и человеке в пьесах Наш городок (1938) и На волосок от гибели (1942). Но наиболее свежо прозвучали в середине сороковых годов пьесы Т.Уильямса, рассказавшего об утрате иллюзий: Стеклянный зверинец (1944), Трамвай «Желание» (1947), Лето и дым (1948). Десятилетие завершили пьесы А.Миллера – Все мои сыновья (1947) и Смерть коммивояжера (1949), причем последняя была впоследствии названа лучшей пьесой о «маленьком человеке».

В 1950-е годы Миллер ярко заявил о себе пьесами Суровое испытание (1953) и Вид с моста (1955). Уильямс продолжал писать психологические драмы об утрате иллюзий: Татуированная роза (1950), Камино Реаль (1953), Кошка на раскаленной крыше (1955), Орфей спускается в ад (1957). В 1954 на Эдинбургском театральном фестивале состоялась премьера Свахи Т.Уайлдера, а в следующем году пьеса с успехом шла на Бродвее. В 1957 на Бродвее же была поставлена пьеса У.Сарояна Пещерные люди. В театрах по-прежнему ставили О'Нила, хотя постановки пьес Долгий день уходит в ночь (1956) и Душа поэта (1957) были впервые осуществлены в Швеции уже после смерти автора. Большим успехом пользовались пьесы У.Инджа Вернись, крошка Шеба (1950), Пикник (1953), Автобусная остановка (1955) и Тьма на втором этаже (1957). Из других значительных произведений десятилетия следует назвать Чай и сочувствие (1953) Р.Андерсона и Лесная поляна (1957) А.Лорентса.

В 1960-е годы американский театр переживает период обновления стиля и слова, и первой ласточкой оказалась постановка пьесы Д.Гелбера Связной (пост. 1959, опубл. 1960), основные персонажи которой наркоманы, а диалог является во многом импровизацией. А.Копит – еще один драматург, шокировавший публику своими необычными пьесами, из которых наиболее известна Бедный, бедный мой отец, в шкаф упрятан был мамашей, тут пришел ему конец (1960). Более поэтической по языку и серьезной по тону была трилогия Р.Лоуэлла Былая слава (1965), в центре которой проблемы свободы и насилия в американской истории, а в основу положены рассказы Н.Готорна и Г.Мелвилла. Но первым драматургом США в 1960-е годы был, несомненно, Э.Олби. Такие его пьесы, как Американская мечта (1961), Кто боится Вирджинии Вулф? (1962), Крошка Алиса (1964) и Шаткое равновесие (1966), являясь едким сатирическим комментарием к жизни современного общества, написаны великолепным идиоматичным языком и свидетельствуют о поразительном чувстве сцены. В двух взаимосвязанных пьесах Ящик и Цитаты председателя Мао (1968) Олби полностью игнорирует реалистическую традицию – диалог и персонажи в них не несут никакой смысловой нагрузки, это разновидность «звукового письма».

Экспериментальный характер носила и пьеса Ура, АмерикаW! (1966) Ж.-К.Ван Италли, подвергшего изощренной критике язвы современной американской жизни. Таким же непримиримым критиком американских нравов, хотя и не столь рьяным сценическим экспериментатором, был карикатурист и драматург Ж.Файфер. В Маленьких убийствах (1967) и Убийстве в Белом доме (1970) Файфер средствами гротеска изображает американское общество. Подобным мрачным юмором пронизана и пьеса Ч.Гордона Нет места, чтобы кем-то стать (1969) – элегия и одновременно хвалебная речь в честь чернокожего. Яростным обличителем американского образа жизни был И.А.Барака (наст. имя – Лерой Джонс). Его Голландец (1964), Туалет (1964), Раб (1965) и Невольничье судно (1969) – короткие яркие пьесы о расовых отношениях. Негодованием полна пьеса Г.Саклера Великая белая надежда (1967), в основу которой положена жизнь чемпиона-тяжелоатлета Д.Джонсона, ставшего жертвой расизма.

Дух протеста, преобладавший в политическом и социальном климате Америки в конце 1960-х – начале 1970-х годов, способствовал появлению пьес, написанных на материале реальных событий. Из них наиболее известна пьеса Д.Фрида Соединенные Штаты против Джулиуса и Этель Розенберг (1969). Достойна упоминания пьеса Д.Рейба Палки и кости (1971) – о ветеране вьетнамской войны, вернувшемся домой к семье.

От этих остро социальных произведений отличаются поэтическая пьеса П.Зиндела Влияние гамма-лучей на маргаритки (1970), приветствующая решение девушки вырваться из душного семейного окружения; Сезон чемпионов Дж.Миллера (1972) – о волнующей встрече пяти пожилых мужчин, когда-то игравших в одной школьной баскетбольной команде; и Дрожь (1973) Д.Фримена, посвященная проблемам инвалидов.

Важным событием в театральной жизни Америки 1960-х годов стали хэппенинги – необычные зрелища, в которых актеры совершали непонятные, а иногда и откровенно бессмысленные действия. Иногда в действо вовлекали самих зрителей, использовали также кинопроекцию, звуковое сопровождение и непривычный реквизит – вроде веревок, шин, мячей и зеркал. К концу 1960-х годов интерес публики к хэппенингу остыл, и в моду вошли спектакли тех трупп, которые хорошо усвоили уроки хэппенинга, например «Ливинг тиэтр» («Живой театр»), «Оупен тиэтр» («Открытый театр»), «Перформанс груп», делавшие акцент на зрительном и кинестатическом образах и отрицавшие традиционную драматургическую технику.

Одной из самых значительных фигур в американском театре 1970-х годов стал драматург и режиссер Р.Уилсон. Для его спектаклей по собственным пьесам – Письмо королеве Виктории (1975), Эйнштейн на пляже (1976) и Смерть, разрушение и Детройт (1979) – чрезвычайно важны определенная последовательность передвижений и прочие зрительные эффекты. Язык пьес – музыкальный и ритмичный – напоминает прозу Гертруды Стайн.

В конце 1970-х годов А.Копит пьесой Крылья (1978) и Б.Поумренс пьесой Человек-слон (1978) заявили о новой драматургической тенденции и, взяв в герои инвалидов, попытались раздвинуть психологические рамки познания и сказать больше о человеческом опыте и чувствах.

Социально-критическое направление в американской драматургии 1970-х годов основательнее прочих представили четыре писателя: Н.Шейндж (Для цветных девушек, которые подумывали о самоубийстве, 1976), Д.Мэмет (Американский бизон, 1975; Гленгарри Глен Росс, 1983; Пошевеливайся, 1988), С.Шепард (Погребенный ребенок, 1979; Настоящий Запад, 1980; Дурак в любви, 1982; Уловка разума, 1985) и О.Уилсон (Черный зад матушки Рейни, 1984; Заборы, 1985; Урок фортепиано, 1988). Произведения Л.Уилсона не столь насыщены критическим зарядом, они более отвлеченные (Причуда Толли, 1979; Пятое июля, 1980; Возводящие курганы, 1986).