Смекни!
smekni.com

Биография и творчество Ф. И. Тютчева (стр. 2 из 2)

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, вся в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Характерны начала его стихотворений: «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…» (1587 г.), «Как весел грохот летних бурь» (1851), «Люблю грозу в начале мая» (1828 г.). Особенно привлекает Тютчева переходные, промежуточные моменты природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете («Есть в осени первоначальной…»), или же осенний вечер- предвестие зимы («Осенний вечер» 1830 г.) и т.д.

Федор Иванович любил ночь и был певцом ночи. День представлялся поэту обманом, покровом, накинутым над бездной. Но вот полог падает, и перед ним предстаёт ночь, ночное небо с бесконечным количеством звезд, небо с его вечной тайной. Метафора ночи и дня проходит через всё творчество Тютчева:

Уж солнца раскалённый шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами…»

(«Летний вечер» 1829 г.)

Тютчев не писал поэм, его поэзия фрагментарна, это лирика, зачастую сводящаяся к одной стихотворной строфе.

Он ввел в русскую лирику и закрепил в ней поэтику фрагмента как полноценную художественную форму, не без влияния опять же немецких романтиков, и в первую очередь Гейне.

«Все эти стихотворения очень коротки, а между тем ни к одному из них решительно нечего прибавить» - писал Н. А. Некрасов.

«Самые короткие стихотворения господина Тютчева почти всегда самые удачные» - писал И. С. Тургенев.

Фрагментарность стала основой для совершенно невозможных ранее стилистических и конструктивных явлений. Фрагмент у Тютчева закончен. У него поразительная планомерность построения. Каждый образ усилен тем, что сперва дан противоположный:

Люблю глаза твой, мой друг…

Но есть сильней очарованья…

1836 г.

Но эта же планомерность конструкции делает маленькую форму чрезвычайно сильной:

Какое дикое ущелье!

Ко мне навстречу ключ бежит-

Он в дол спешит на новоселье…

Я лезу вверх, где ель стоит.

Вот взобрался я на вершину,

Сижу здесь радостен и тих…

Ты к людям, ключ, спешишь в долину-

Попробуй, каково у них!

1836 г.

Глубокое и страстное чувство наполняет стихи Тютчева о любви. Поклонение женской красоте и прелестям женской натуры было всегда слабостью Федора Ивановича с самой ранней молодости. Поклонение, которое соединялось с очень серьёзным, но недолговечным и даже очень скоро проходящим увлечением тою или другою особой. Всякое своё любовное увлечение он доводил до самых серьёзных обязательств перед любимой женщиной, семейных уз и трагедии. И все душераздирающие обстоятельства его жизни связаны с этой глубиной и серьёзностью чувств.

Существует мнение, что Тютчев никогда не любил, а лишь позволял любить себя.. Предположение остроумное, но ошибочное. В том-то и дело, что любил, и не врал перед Богом, и женщины это чувствовали, потому и любили его, и прощали ему то, что простить невозможно. Тютчеву присуща не только психологическая правда, но и «чистота нравственного чувства»:

О. Как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!…

1851 г.

Поэт остро чувствует и передаёт «избыток жизни», полноту и счастье жизни:

Жизни некий преизбыток

В знойном воздухе разлит,

Как божественный напиток,

В жилах млеет и горит!

(«В душном воздуха молчанье»… 1836 г.).

Поэзия Тютчева, отличающаяся особой музыкальностью, вдохновила не одно поколение композиторов. Романсы на слова Тютчева могут составить часть программы большого вечера.

Я встретил вас - и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое-

И сердцу стало так тепло…

1870 г.

С болью пишет Тютчев о людском горе, о страдающих людях:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа-

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

В противовес всем выше перечисленным достоинствам творчества Ф. И. Тютчева есть весьма весомый недостаток. В его стихах встречается много устаревших выражений, которые затрудняют чтение и восприятие смысла, особенно читателям 21 века. Даже уже в 19 веке, это было отмечено в критике И. С. Тургенева «У него часто попадаются устарелые выражения, бледные и вялые стихи, он иногда как будто не владеет языком…»:

Кто без тоски внимая из нас,

Среди всемирного молчанья,

Глухие времени стенанья,

Пророчески прощальный глас.

(«Бессонница» 1829 г.).

«Тютчев один из самых закрытых, трудно досягаемых поэтов, полюбить его в юности почти невозможно. Ничего внешнего, яркого, захватывающего с первого чтения. Тютчев раскрывается постепенно, любовь к нему верный признак взросления души»- писал А. Кушнер

«Рассказы о том, что Тютчев вовсе не придавал значения своим стихам, преувеличены. Но он действительно более хотел быть политиком, чем поэтом. Наверное, поэтому за всю жизнь Фёдор Иванович так и не собрался издать свои стихи под собственным наблюдением. Из всех своих стихов наиболее придавал значение политическим, которые разделяют судьбу его статей. История их не оправдала. Хуже того: при всех достоинствах, они далеко уступают «чистой» лирике Тютчева. В них мысль иногда только облечена в стихотворную форму, но не слита с ней воедино. Напротив ею тяготится, готова её разорвать, разрушить. Фёдор Иванович гнался за тем, для чего не был рождён, а истинный дар свой не то что не ценил вовсе, но ценил не так и не за то, что в нём было наиболее удивительно. Он был человеком сильных страстей и феноменальной рассеянности»- пишет в своих воспоминания В. Ходасевич.

Поэзия Тютчева – наше бесценное достояние, это то, чем может гордиться Россия, что сохраняет нам самоуважение, что мы можем предъявить миру; это наш патент на благородство.

Список литературы

1. Книга для ученика и учителя. Ф. Тютчев, А, Фет. Стихотворения. М., 1997.

2. Кожинов Вадим. Тютчев. - М.,1988.

3. Справочник школьника. Литература. - М.,1995.