Смекни!
smekni.com

Древнегреческая литература (стр. 6 из 7)

Многоумный Одиссей даже чаще предстает в обеих поэмах как искусный оратор, нежели храбрый воин.

...Когда издавал он голос могучий из персей,

Речи, как снежная вьюга, из уст у него устремлялись.

Нет, состязаться никто из смертных не смел с Одиссеем.

О старце Несторе, «сладкоречивом», «громогласном», сказано, что «речи из уст его вещих, сладчайшие меда лилися». И другие герои гомеровских поэм славны красноречием, подчиняя своему искусству слушателей. Менелай — краток и деловит. Когда к Ахиллесу прибывает посольство, увещевая юного героя вернуться на поле брани, Ахиллес так решительно им ответствует, что пришедшие «молчание долгое все сохраняли, речью его пораженные: грозно ее говорил он».

Считалось, что «сладкоречие» — удел знатных. Гесиод убежден, что «царям сопутствует Каллиопа, превосходнейшая из всех муз». Вспомним, что само слово «Каллиопа» означает: имеющая прекрасный голос. Это — муза песнопений, эпической поэзии.

2. Историческая проза.

Историческая проза возникла в VI в. до н.э., ее родиной была провинция Иония в Малой Азии. На первых порах она была представлена двумя жанровыми разновидностями, местные хроники и записи географического характера, касающиеся новооткрытых земель и местностей, В дальнейшем историческая проза как бы взяла на себя функцию эпоса, будучи посвящена событиям прошлого, имевшим важное общенародное, общегосударственное значение.

Опыт показывает: в переломные моменты жизни общества, когда отмирает старое и трудно рождается новое, заметно возрастает внимание к урокам истории. Обращаясь к прошлому, мы стремимся отыскать ответы на непростые вопросы сегодняшнего дня. Основательные труды, посвященные событиям далекого или, напротив, недавнего прошлого, биографии выдающихся полководцев, государственных мужей, реформаторов, мастеров культуры вызывают к себе неослабный интерес.

3. История в жизни эллинов.

Греки любили историю. Более того, она была органической частью их национальной памяти. Деяния предков, их подвиги, достойные подражания, — все это во многом определяло мироощущение древнего эллина. Постоянное осмысление событий прошлого, «сплавленных» с легендами и мифологией, эмоциональное соприкосновение с ними, — составляли важнейшую часть образования подрастающего поколения.

Грекам посчастливилось: важнейшие события нашли отражения в трудах выдающихся историков: греко-персидские войны — у Геродота; Пелопоннесская война — у Фукидида; политическая борьба на Востоке, войны Спарты с Фивами — у Ксенофонта.

Ксенофонт Афинский (ок. 430—355 г. до н.э.) был историком и писателем, принадлежал к аристократической среде, прожил жизнь, полную драматических перипетий. Он был противником афинской демократической системы, симпатизировал Спарте, на стороне которой воевал с Фивами, союзником Афин. Его политическим идеалом был строй, близкий к монархическому. Он много раз бывал за пределами Греции, в рядах спартанского царя Агесилая сражался против персов. В качестве наемного воина участвовал в походе персидского царевича Кира Младшего против его брата Артаксеркса II. С войском Кира Ксенофонт дошел до Вавилона, принял участие в битве при Кунаксе, где Кир пал. Преследуемый врагами, Ксенофонт вместе с греческими наемниками через Месопотамию и Армению вышел к Черному морю. Обо всем пережитом увлекательно рассказано в его книге «Анабасис» («Поход Кира») в семи частях. Это одно из первых мемуарных произведений в европейской литературе.

Перу Ксенофонта принадлежит книга «Киропедия» («Воспитание Кира») в восьми частях: в центре повествования — образ царя Кира Старшего. О его подвигах сохранились легендарные истории. В свою книгу Ксенофонт включил рассказы и анекдоты, бытовавшие в Персии. Рисуя портрет Кира, он создал фигуру поистине идеального властителя, запечатлей в нем некоторые черты философа Сократа, учителя Ксенофонта, а также спартанского царя Агесилая. Новаторство Ксенофонта как историка проявилось в искусстве создания им литературного портрета.

Сочинения Ксенофонта — многочисленны. Они охватывают не только историю, но и политику, экономику, проблемы воспитания. В книге «Греческая история» Ксенофонт по-своему продолжает труд Фукидида: он описывает заключительный этап Пелопоннесской войны начиная с 411 г. и доводит изложение событий до 362 г., до битвы при Матинее. Он близок к фукидидовской манере: лаконичной, емкой и прозрачной.

Сочинения выдающихся историков Древней Греции — Геродота, Фукидида, Ксенофонта — насыщены богатейшим и увлекательным фактическим материалом, их труды ценны как с познавательной, так и художественной точек зрения.

4. Ранняя философская проза.

V—IV вв. до н.э. — время интенсивного развития в Греции философской прозы. Выдающиеся мыслители, творившие в это время, прежде всего Платон и Аристотель, не только создали философские системы, получившие мировое признание. Они обогатили литературу новым жанром — жанром философского диалога. Впервые термин философия, означавший буквально «любомудрие» употребил Пифагор. Первоначально философия была наукой, объединявшей все области знания. В отличие от мифологии, объяснявшей мир сказочно-фантастическим образом, философия базировалась на конкретно-чувственном восприятии действительности.

Греков всегда отличала потребность проникать в тайны окружающего мира, познавать его глубинные законы, в отличие от римлян, тяготевших к решению более конкретных, утилитарных задач, связанных с этикой, т.е. поведением человека.

Центром эллинской философской мысли, зародившейся в VI в. до н.э., стала провинция Иония, в частности город Милети (тот самый, который позднее был разрушен персами): гам сложилась научная школа — ионийская натурфилософия. Она представлена видными мыслителями: Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом. Они, каждый по-своему, стремились ответить на вопрос: что лежит в основании всего сущего, чувственно-вещественного многообразия мира, воспринимаемого в его материальности и единстве.

Что же составляло его первоэлемент? Фалес Милетский (645—547 гг. до н.э.), основатель ионийской школы, считавшийся также родоначальником античной философии и математики, считал, что начало всего — вода. В ней плавает Земля. Последователь Фалеса Анаксимандр (ок. 610 — ок. 547 гг. до н.э.), автор трактата «О природе», полагал, что первоначалом всего сущего является некая особая первоматерия, называемая апейроном (греч. беспредельное), нечто среднее между воздухом и огнем, воздухом и водой. Из апейрона возникают все вещи и после своей гибели в него же и возвращаются. Наконец, философ Анаксимен (ок. 585—525 гг. до н.э.), последователь Фалеса и Анаксимандра, видел первооснову всего в воздухе, который, разрежаясь, становится огнем, сгущаясь — ветром.

Еще одним знаменитым ранним философом был Гераклит Эфесский (ок. 540—480 гг. до н.э.), составивший сочинение «О природе», дошедшее в виде фрагментов. Он считал первоначалом всего огонь. В противовес другим философам, полагавшим мир застывшим, неизменным, Гераклит представлял его в процессе постоянного движения и изменения. Эта мысль сформулирована в тезисе: «Все течет». Ему же принадлежит крылатый афоризм: «Дважды нельзя войти в одну и ту же реку».

Огонь — воплощение всех изменений, а происходящее, по Гераклиту, — итог столкновения, борьбы противоположных сил. «Война — отец всех вещей», — настаивал философ, который считается основоположником античной диалектики. Первоначально диалектика, или искусство беседы, понималась как способность обнаружения истины через выявление противоречий в высказываниях противников. Сейчас под диалектикой понимается теория и метод познания реального мира, который находится в состоянии развития и самодвижения.

Древние философы были в большинстве своем стихийными материалистами. Окружающий мир был для них материей, вечной и никогда не исчезающей. У истоков такого учения стоит Левкипп (500—440 гг. до н.э.), родоначальник атомизма, доказывавший наличие атомов, неизменяемых сущностей мельчайших размеров, которые в разных сочетаниях образуют изменяемые предметы.

Идеи Левкиппа развил его ученик Демокрит (460—370 гг. до н.э.), личность многогранная, энциклопедических познаний, занимавшийся этикой, физикой, математикой, поэзией, фонетикой, но вошедший в историю как философ. Демокрит много путешествовал, оставил огромное количество сочинений по разным областям. Демокрит вслед за Левкиппом пришел к выдающемуся умозаключению: мир состоит из атомов.

«Миров бесчисленное множество, они возникают и гибнут, ничего не возникает из ничего и ничего не переходит в ничто, — формулировал свою концепцию Демокрит — И атомы бесчисленны по разнообразию величин и множеству, носятся они по вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается все сложное: огонь, земля, воздух, вода. Дело в том, что последние суть соединения некоторых атомов». Когда атомы распадаются, тело умирает. Душа также смертна. Она состоит из атомов, только более тонких. Со смертью человека распадаются и атомы, составляющие его душу.

Но не только к неживой природе обращалась мысль древних философов. Прежде всего их заботил человек, его поведение, особенности его психологии. Философы охотно делились советами и наблюдениями с учениками и согражданами, рекомендуя им, как достичь истинного счастья, как правильно поступать и разумно управлять собой. Их крылатые изречения были взяты древними в качестве руководства к действию. Авторов этих изречений, философов и законодателей, греки признали выдающимися, национально значимыми мыслителями.

Вот некоторые мысли, принесшие им заслуженную славу.

«Надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим», «Не богатей дурными средствами». «Чем поддержал ты своих родителей, такой поддержки жди и от детей» (Фалес), «Заводить друзей не спеши, а заведши, не бросай», «Не советуй угодное, советуй лучшее», «Ничего слишком!» (Солон Афинский). «Не злословь о ближнем, чтобы не услышать такого, чему сам не порадуешься", «Кто силен, тот будь добр». «Старость почитай» (Хилон из Спарты). «Что лучше всего? Хорошо делать, что делаешь». «Победы должны быть бескровными», «Человека выказывает власть», «Неудачей не кори — бойся себе того же» (Питтак). «Несчастен тот, кто бессилен перенести несчастье», «Что трудно? Благородно перенести перемену к худшему», «Только больная душа глуха к чужой беде» (Биант).