Смекни!
smekni.com

Поэтизация труда в романе Д. Дефо "Робинзон Крузо" (стр. 2 из 2)

Эволюция сознания Робинзона Крузо, представленная Дефо, подтверждает верность основных просветительских концепций че­ловека: во-первых, человек даже в естественных условиях оста­ется "общественным животным"; во-вторых, одиночество противо­естественно. Вся жизнь героя на острове есть процесс возвра­щения человека, волею судьбы поставленного в естественные ус­ловия, в общественное состояние. Тем самым Дефо противопоставляет более ранним концепциям общественного уклада просветительскую программу усовершенствования человека и общества.[6]

Таким образом, труд в произведении Даниэля Дефо - эле­мент самовоспитания и самоусовершенствования личности героя.

"...Бесполезно было сидеть без дела сложа руки и мечтать о том, чего нельзя было получить." [7]Однако, сам процесс труда зачастую оказывается у Дефо мерилом самооценки героя. На про­тяжении всего романа Д.Дефо с иронией отмечает, что его герою свойственна гордыня, преувеличенное представление о своих возможностях. Наиболее явственно это проявилось в эпизоде о сооружении грандиозной лодки, когда Робинзон "тешился своей затеей, не давая себе труда рассчитать, хватит ли у него сил справиться с ней". Но та же мания величия обнаруживается и в первоначальном намерении соорудить загон для коз окружностью в две мили; чрезмерно большим и перегруженным оказывается плот, сооруженный Робинзоном в одну из ездок .яа корабль; чрезмерно расширенная им пещера становится доступной для хищников и ме­нее безопасной; и т.д.. Несмотря на присутствующую иронию, читателю, тем не менее, понятно, что автор с большой симпати­ей относится к человеку, который берет на себя труд делать много и даже сетует на постоянную нехватку времени. Этот факт -на первый взгляд абсурдный в условиях необитаемого острова -сам по себе является, во-первых, еще одним доказательством "общественной природы человека", а во-вторых, воспевает труд как наиболее действенное лекарство от уныния и отчаяния.

Таким образом, во всех приключениях Робинзона Крузо имеет место просветительский эксперимент автора, состоящий из двух этапов - воспитания и испытания Человека. В более узком понимании - это эксперимент по воспитанию и самовоспи­танию человека трудом и испытания духовной зрелости, мораль­ных сил личности через труд же. Дефо изобразил сложный процесс становления и .развития личности и роль трудовой деятельности в нем.

Религиозно-этические начала как основа поэтизации труда в романе Д.Дефо

Первый роман Д.Дефо можно рассматривать как литературиый манифест писателя-просветителя, в основе которого лежит концепция мира и человека, свойственная раннему этапу эпохи Просвещения. Мировоззрение человека того времени невозможно рассматривать вне влияния на его сознание религиозно-этиче­ских начал, и роман "Приключения Робинзона Крузо" - безуслов­ное тому доказательство. Многочисленные исследователи творче­ства Дефо не только находят в тексте романа прямые иллюзии с библейскими текстами, но и проводят аналогию между основной сюжетной линией "Приключений Робинзона Крузо" и некоторыми ветхозаветными историями.

Решение вопроса об истоках проповеди труда в этом кон­тексте более, чем просто: "Тяжелым трудом будешь добывать хлеб свой, пока не вернешься в землю, из которой взят",- сказал Бог Адаму, изгоняя его из рая. Трудолюбие же является одной из заповедей блаженства христианского вероучения. Все это Робинзону приходится осознавать и с благодрностыо принимать на необитаемом острове.

Размышления и чтение Библии открывают глаза Робинзону Крузо на мироздание, позволяют прийти к религиозному вос­приятию жизни. С определенного момента пребывания на острове он начинает воспринимать все, что с ним происходит, как Про­мысел Божий. И здесь нам автор открывает еще одну ипостась труда - духовного совершенствования: "...как только ко мне вернулисв здоровье и силы, - сообщает герой, - я стал энергич­но работать над восполнением того, чего мне не хватало, и старался делать свою жизнь как можно более правильной."[8] В свете этих рассуждений можно предположить, что Робинзон Крузо упорно трудился на острове, благоустраивая свой быт, не толь­ко потому, что стремился к комфорту, но и потому - и для Де­фо-проповедника это, по-видимому, наиболее важно,- что "поз­нав истину", он перестал слепо стремиться к освобождению из заточения, начав со всей ответственностью воспринимать все то, что ниспосылал Господь. "...Человеку, постигшему истину, избавление от греха приносит больше счастья, чем избавление от страданий. Об избавлении... я больше не молился, я даже не думал о нем: таким пустяком стало оно мне казаться..."[9] -вот суть изменений, произошедших в сознании героя.

В этой связи пребывание героя на Острове Отчаяния можно сравнить с пустыней, по которой ветхозаветный Моисей сорок лет водил свой народ и которая стала символом освобожде­ния не столько физического, сколько духовного.

В среде отечественных литературоведов ранее не принято было обращать внимание на тот факт, что среди всех видов деятельности, совершаемой Робинзоном на острове, важнейшую роль Даниэль Дефо отводит именно работе духовной : "На первом пла­не стояли религиозные обязанности и чтение Священного Писания, -рассказывает Робинзон, - им я неизменно отводил известное вре­мя три раза в день. Вторым из ежедневных моих дел была охота, занимавшая у меня часа по три каждое утро, когда не было дож­дя. Третьим делом была сортировка, сушка и приготовление уби­той или пойманной дичи..." [10]

Так - в бесконечных трудах духовных и физических - Ро­бинзон избавляется от главных пороков цивилизованного общества: жадности, ленности, чревоугодия, лицемерия. Дефо так изобра­жает историю жизни на необитаемом острове, что становится оче­видным: непрекращающийся ни на минуту процесс познания мира и неустанный труд - естественное состояние человека, позволяю­щее ему обрести истинную свободу и счастье, доставляющее "ми­нуты невыразимой внутренней радости". Тем самым Даниэль Дефо, готовившийся некогда к духовной карьере и человек, безуслов­но, искренне верующий, и Дефо - выразитель наиболее прогрессив­ных взглядов своего времени - доказывает, что вся история ци­вилизаций есть ничто иное, как образование человека человече­ским трудом.[11]

10. Даниэль Дефо. Робинзон Крузо..., С. 104.

11. Антология мировой философии. T.I, - М., 1969, С.210-211.

Заключение

Концепция первостепенной роли труда в процессе, совершенствования человека и общества в романе Даниэля Дефо "Робинзон Крузо" отразила наиболее прогрессивные, демократические идеи эпохи раннего Просвещения. Воспользовавшись как и Дж. Локк в работе о государственном правлении, темой острова, на­ходящегося вне контактов с обществом,[12] Дефо на примере жизни Робинзона доказывает непреходящую ценность труда в общественно развитии и создании материальной и духовной базы общества. Величественный гимн труду и творческой деятельности разума, впервые в истории мировой литературы прозвучавший со страниц художественного произведения, стал резкой, бескомпромиссной критикой как феодального прошлого, так и буржуазного настоя­щего Англии начала ХVIII века. Именно труд и творческая деятельность разума способны, по глубокому убеждению Дефо, коренным образом изменить мир. Благодаря труду на необитаемом острове возникает своеобразная миницивилизация, создатель которой -разумный и, что немаловажно, верующий человек,

Достижения Робинзона Крузо воспевают триумф труда. Труд делает героя счастливым. Это не эмоции человека, который смот­рит на чьи-либо трудовые подвиги со стороны и восторгается увиденным, а поэтизация труда как творческого процесса, поз­нанного человеком изнутри и являющегося для него "неоценимой наградой и наслаждением".

Список использованной литературы:

1. Антология мировой философии. T.I, -М., 1969.

2. Даниэль Дефо. РобийЗОИКрузо. /Прим. К.Атаровой/ -М., 1998.

3. Папсуев В.В. Даниэль Дефо - романист. К пробле­ме генезиса романа нового времени в английской литературе ХУШ века. - М., 1983.

4. Шевель А.В. Лексические и структурно-композици­онные особенности текста английского романа начала XVIII века. /На материалах произведений Д.Дефо./ -Львов, 1987.

5. Шевель А.В. Структурно-композиционные особенности романов Д.Дефо. - Львов, 1985.

6. Урнов Д.М. Дефо. - М., 1978.