Смекни!
smekni.com

Образ музыки в творчестве Эрнста Теодора Амадея Гофмана (стр. 3 из 3)

Гофман был великолепным знатоком музыкального искусства, обладал тонким вкусом, острым и верным критическим чутьем, которые он проявлял на каждом шагу в оценке конкретных музыкальных явлений. С глубокой прозорливостью. в своих статьях и очерках он сумел выделить главное, самое ценное и передовое в очень пестрой музыкальной жизни того времени: оперы Моцарта и Глюка, симфонизм Бетховена. На фоне разноголосых суждений тогдашней музыкальной критики, когда внимание публики и прессы то и дело привлекали модные виртуозы и поверхностные сочинения третьестепенных композиторов, статьи Гофмана, безусловно, выделялись смелостью и глубиной мысли. Многие высказывания Гофмана об отдельных средствах музыкального языка - о значении мелодии, гармонии, о содержательности музыкальных произведений - не утратили своего значения до наших дней.

Прогрессивными были требования, предъявляемые писателем в опере. В своем понимании оперы как синтеза музыки и драмы Гофман, отталкиваясь от эстетических воззрений Глюка, как бы “перекидывает мост” к крупнейшему оперному реформатору XIX века - Рихарду Вагнеру.

Огромное значение имело творчество Гофмана для другого немецкого композитора-романтика - Роберта Шумана. Шумановские статьи и рецензии часто близки статьям Гофмана и по форме художественного очерка-новеллы, и по страстности и остроте суждений. И именно Шуман-музыкант, удивительно близкий по духу к Иоганнесу Крейслеру, создал в своей “Крейслериане” гениальный музыкальный образ гофмановского героя.

История дала оценку всему музыкальному наследию XVIII - начала XIX века. И сейчас, в свете исторической перспективы, мы убеждаемся, насколько порою прозорлив был Гофман в своих музыкальных симпатиях и антипатиях. Его “Крейслериана” звучит и в наши дни страстным гимном художнику и искусству. Невозможно оставаться равнодушным, читая его восторженные пламенные гимны музыке, одновременно фантастические и реалистические, весь мир для Гофмана - музыка, вся природа - живое воплощение музыки : “Взгляните на солнце - оно трезвучие, из него, подобно звездам, сыплются аккорды и опутывают вас огненными нитями”.

Музыка пронизывает прозу Гофмана не только как тема, но и как стиль. На самом деле душа Гофмана, душа его искусства шире и музыки, и литературы: она - театр, и в этом театре есть, как положено и музыка, и драма, и комедия, и трагедия.

Гофман умер молодым, в возрасте сорока шести лет, в 1822 году. С тех пор в мир пришло немало замечательных мастеров, чем-то похожих и совсем непохожих на Гофмана. И сам мир изменился неузнаваемо. Но Гофман продолжает жить в мировом искусстве. Много открылось впервые пристальному и доброму взгляду этого художника, и потому его имя часто звучит как символ человечности и одухотворенности.

Список литературы

1. Гофман Э.Т.А. Избранные произведения в 3-х томах. / Вступительная статья И. Миримского. - М., 1975.

2. Гофман Э.Т.А.: Жизнь и творчество. Письма. Высказывания. Документы. - М., Радуга, 1987.

3. Гофман Э.Т.А. Житейские воззрения кота Мурра. Повести и рассказы. / Вступительная статья И. Миримского. - М., Худ. лит., 1967 (Библиотека всемирной литературы).

4. Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории. / Заключительная статья Д. Чавчанидзе. Романтический мир Эрнста Теодора Амадея Гофмана. - М., 1981.

5. Гофман Э.Т.А. Эликсиры сатаны. С.-П., 1993 г. (Литературные памятники) - /Приложения. А.Г. Левингтон. Роман Э.Т.А. Гофмана “Эликсиры сатаны”.

6. Берковский Н.Я. Э.Т.А. Гофман.// Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Л., 1973.

7. Герцен А.И. Гофман. Собрание сочинений, т.1.- М., 1954.

8. Житомирская З.В. Э.Т.А. Гофман. Библиография. - М., Книга, 1964.

9. Кокорин О. О художественном мастерстве Э.Т.А. Гофмана: Роман “Записки кота Мурра” // Из истории западноевропейской литературы XVII-XX вв. - М., 1957.

10. Миримский И.В. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Миримский И.В. Статьи о классиках. - М., 1966.