Смекни!
smekni.com

Произведение Галича "Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений" (стр. 2 из 2)

Свои рекомендации по написанию писем Галич строит исходя из их содержания и направленности.

- Деловые письма по своему содержанию близки к деловым бумагам и поэтому должны писаться просто, кратко и ясно.

- Учтивые письма, выражающие чувства уважения, благодарность и преданность определяются содержанием излагаемого и уровнем образования того лица, к которому обращено письмо.

- В чувствительных или сентиментальных письмах допускаются, все три вида слога, “смотря по образованию собеседника и по степени чувства”.

- Письма поучительные как бы наставляют адресата в научных мыслях, но при этом рекомендуется избегать “всякой ученой терминологии”, излагать содержание ясно, в “выражениях общепонятных”, опираясь на степень образования и потребности лица, к которому обращено письмо.

5. Деловые бумаги.

“Деловые бумаги составляют тот особенный род прозы, который мы употребляем в сочинениях, назначаемых непосредственно для отношений и дел гражданской жизни”.

А.И. Галич относит к области, подвластной риторике такие тексты, как министерские и посольские переговоры, государственные договоры, сделки, манифесты, указы, патенты, привилегии, грамоты, прошения, жалобы, донесения, рапорты, реляции, челобитные, судебные протоколы, свидетельства, завещания и т.п.

Основное свойство для деловых бумаг: чистота и грамотность; ясность и определенность; краткость; порядок и полнота.

- Чистота и грамотность разрешают использовать в деловых бумагах только традиционные, общепринятые языковые средства.

- Ясность и определенность требуют избегать всех лишних слов, составлять вразумительные предложения, избегать повторения.

Окрашенные, выразительные языковые средства не должны присутствовать в деловых бумагах, при этом в них можно свободно употреблять терминологическую лексику, которая позволяет избежать “многословных описаний”.

6. Ораторское искусство.

Задачу и конечную цель любого ораторского выступления А.И. Галич видит в том, чтобы “1) научить и убедить, или 2) тронуть и потрясти, или же 3) соединением обеих сих целей произвести тем сильное впечатление” на слушателей.

В своем произведении он продумал принципы построения ораторских речей и предлагает определенную схему их организации.

“Особенные правила” ораторского искусства:

- оратор должен переставлять себе, в полной ясности “цель и намерения повествования”;

- должен быть определен строгий порядок и размещение отдельных положений речи;

- оратор не должен пропускать важные мысли повествования, т.к. дальше слушатели могут недопонимать оратора.

Одной из важнейшей части ораторского искусства А.И. Галич считает доказательство.

Правила доказательства:

- не рекомендуется смешивать “доводы разного рода и свойства”;

- надо приводить сначала более слабые доказательства, а затем более сильные;

- не растягивать доказательства, т.к. такие доказательства плохо запоминаются;

- важен тон;

- “…оратор пусть не даст заметить, что он хочет вынудить одобрение хитростью”.

Оратор должен иметь со стороны умственной или теоретической:

- проницательный ум;

- богатую фантазию;

- обширные сведения в науках;

- образование со стороны искусств;

- знание языка, грамматическое и философское.

Оратор должен иметь со стороны нравственной или практической:

- “живое чувство священного сана человеческого”;

- “пламенную ревность к частному”;

- крепкую волю.

Оратор должен иметь со стороны физической:

- приличную наружность;

- звучный голос;

- крепкую грудь.

7. Витийство телесное.

Любой оратор должен владеть искусством исполнения и служить более убедительному раскрытию содержательного плана ораторского сочинения.

Телодвижения должны преимущественно соразмеряться содержанию предлагаемой речи. “В сем смысле к совершенству оных принадлежат истина и естественность, или они суть внешние, на поверхности нашего тела выражаемые, или производимые знаки внутренних состояний. Почему ложны и ошибочны все телодвижения, не соответствующие ни свойству и расположению говорящего, ни содержанию его речи”.

Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь, “вызывает смех и унижает идею”.

Голова везде играет первую роль. Она должна держаться в прямом и естественном положении. Поникшая означает подлость, заброшенная назад - спесь, склоненная на сторону - лень, слишком неподвижная - строптивость.

Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.

Литература.

1. Русская риторика: Хрестоматия. Граудина Л.К. - Москва: Изд-во “Просвещение: учебная литература”, 1996, 559с.

2. Культура и искусство речи. Современная риторика. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. - Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 1995, 576с.

3.Теория и практика русского красноречия. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. - Москва: Изд-во “Наука”, 1989, 254с.