Смекни!
smekni.com

Влияние женщин на становление дворянской культуры XIX века (стр. 4 из 4)

Но Чацкий, по замыслу Ростопчиной стоит над схваткой: от его проницательного и иронического взора не скрывается то, чего не могут увидеть остальные, ослеплённые взаимной ненавистью или завистью: частицы правды, содержащиеся в доктринах обеих "партий", но доведённые их приверженцами до абсурда. Единственный союзник Чацкого - одиноко сидящая в углу фамусовской гостиной княгиня Цветкова, которая со спокойным достоинством держит себя в чужом ей пошлом окружении. Её "цветочное" имя - прозрачный намёк на саму Ростопчину - вспомним "белоснежную розу", с которой сравнивается в "Счастливой женщине" Марина Ненская, или такие строки:

А я, цветок, в безвестности пустыни

Увижу я …и мысли тщетный дар,

И смелый дух, и вдохновенья жар -

Кто их поймёт? …В поэте луч святыни

Кто разглядит сквозь дум неясных пар? …

("Последний цветок", 1835 год)[20]

Салон, посетить который просит княгиня Чацкого ("Я позову для вас и женщин, просвещённых \ и несколько мужчин, и стариков почтенных") - это, конечно, салон Ростопчиной.

Правда, писательница не так спокойна и милосердна к обществу, как её героиня.

Княгиня Цветкова привечает странника Чацкого, графиня Ростопчина пишет свою комедию между строк грибоедовского текста, подхватывая полузабытые остроты автора "Горя от ума". Так, уничижительное замечание Чацкого о Цурмайере и Попове " У нас, бывало, \ В старинные года, лет 25 назад, - В распорядители журнала \ Не вздумали бы взять ребят" - может быть, отголосок желчных эпиграмм Грибоедова на "детей" и "студентов" М.А. Дмитриева и А.И. Писарева, критиков его комедии.

Слог Ростопчиной часто совершенно грибоедовский, характеры естественные и пародии смешны. Правда, пьеса не совсем попадает в цель. Подмечая смешные и слабые стороны своих противников, писательница так утрирует их, что воюет скорее с порождёнными ею же карикатурами. Кстати, вовсе не Москва вопреки её убеждению была рассадником вольномыслия. К репликам и монологам Элейкина или Горичей или Цурмайера и Попова ни славянофильство, ни воззрения публицистов "Современника" свести невозможно - даже при необходимой поправке на сатирическое преувеличение. Но если взглянуть на пьесу Ростопчиной как на осмеяние крайностей или неудачных подражаний двум течениям русской мысли, то за автором нельзя не признать правоты здравого смысла.

"Возврат Чацкого в Москву … " повторил судьбу "Горя от ума": комедия была запрещена к постановке и публикации. Перо цензора отметило как "неудобопропускаемые" не только язвительные пассажи в адрес правительственных чиновников и светского общества, но и стихи Элейкина или восторженные речи княжны Зизи. Предосудительными сочли даже осмеиваемые автором слова персонажей. Как и "Горе от ума", "Возврат Чацкого в Москву … " разошёлся в списках. Он будет опубликован только в 1865 году, спустя 7 лет после смерти Евдокии Петровны Ростопчиной.

III Заключение

Итак, в работе рассмотрено творчество Евдокии Петровны Ростопчиной - русской писательницы, поэтессы, графини, одной из самых известных русских поэтесс второй четверти XIX века.

3Дворянская культура - образец классической культуры. Она дала России таланты, без которых немыслимо культурное развитие общества.

Но вся духовная культура России выросла из культуры быта. По мнению философов, "если бы наша культура не была организована с точки зрения быта, то наши деятели культуры вряд ли могли бы творить".

Но говоря о дворянской культуре, прежде всего называют имена мужчин, отводя женщину на второй план.

Женщина в культуре - барометр эпохи. В XVII-XIX веках женщина стала организующим центром культуры. Это связано с грамотностью. Женщины стали читать, писать. Так царевна Софья переписывала книги. Княжна Волконская пишет письмо Бенкендорфу на французском языке, что означает равенство женщины и государственного мужа.

Женщина собирала библиотеки, занималась воспитанием детей.

В начале XIX века в России организуются литературные салоны, в которых происходила огромная духовная работа. Литературный салон - искусство интеллектуального диалога, который строится на игре умов, сливающей просвещение и элитарность. В центре салона - женина. То есть культура скреплялась женщиной.

Но не смотря на то, что женщина являлась организующим центром культуры, её зеркалом, ей постоянно приходилось бороться за свои права. До сих пор нам малоизвестны имена Н.А. Дуровой, Е.А. Ган, М.С. Жуковой, Е.В. Салиас де Турнемир, К.К. Павловой, М.А. Виленской, А.П. Сусловой, А.В. Корвин-Круковской, Н.Д. Хвощинской, О.А. Шатер, А.Р. Крандиевской и др. Это же касается и Ростопчиной. Достаточно быстро за ней закрепилось право заниматься литературной деятельностью. Ростопчина стремилась придать своим произведениям большую достоверность. Евдокия Петровна, как и другие писательницы XIX века, в своих произведениях отражала борьбу в защиту прав женщины, протест против порядков, которые не давали ей возможности участвовать в общественной жизни своего времени.

Произведения Ростопчиной не могли переменить не очень любезного ей хода событий. Они не стали образцовыми созданиями прозы и комедиографии, но оставили своеобразный след в русской словесности. Исповедь влюблённой и страдающей героини, описание картинного и непосредственного мира старинного палаццо вызовут соучастие и сочувствие, а меткие выпады безжалостной женской руки удовлетворит взыскательному вкусу читателей и спустя полтора века. Найти отзыв в чужом сердце через поколения - не об этом ли мечтала Евдокия Петровна Ростопчина и не в этом ли предназначение литературы?

Литература

1. "Сердца чуткого прозреньем …" (Повести и рассказы русских писательниц XIX века), Москва "Советская Россия", 1991 год.

2. Михайлов М.Л., Соч.: Т.3, Москва 1958 год.

3. Белинский В.Г., Полн. собрание соч.- Т.I, IV, VII Москва, 1954 год.

4. Туревский Н.Ф. "М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников", М., 1972 год.

5. Ростопчина Е.П. Талисман. Избранная лирика. Драма. Документы, письма, воспоминания, М., 1987 год.

6. Сушков С.П. Вестник Европы, 1888 год, №5.

7. Ростопчина Е.П. "Счастливая женщина". М., Издательство "Правда", 1991 год.


[1] Михайлов М.Л. Соч.: В 3Т.-Т.3-М., 1958.-С.375.

[2] Белинский В.Г. Полн.собр.соч. - Т.IV.-М., 1954.-С.115

[3] Белинский В.Г. соч.-Т.7.-С.648.

[4] Белинский В.Г. соч.-Т.1.-С.271.

[5] Туревский Н.Ф. Из дневника поездки по России в 1848 году \ М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1972.С.344

[6] Характеристика Соболевского из сатирической поэмы Ростопчиной"Московский дом сумашедших в 1858г." \ Эпиграммы и сатира, М.,Л.,1932.Т.2С.57

[7] Дружинин А.В. собрание сочинений, Спб., 1865 г., Т.7, С155, 160

[8] Ростопчина Е.П Талисман. Избранная лирика. Драма. Документы, письма, воспоминания. М., 1987 С.156-157.

[9] "Она имела черты правильные и тонкие, смугловатый цвет лица, прекрасные и выразительные карие глаза, волосы чёрные … выражение лица чрезвычайно оживлённое, подвижное, часто поэтически-вдохновенное, добродушное и приветливое … . Одарённая щедро от природы поэтическим воображением, весёлым остроумием, необыкновенной памятью, при обширной начитанности на пяти языках …, замечательным даром блестящего разговора и простосердечною прямотою характера при полном отсутствии хитрости и притворства, она естественно нравилась всем людям интеллигентным", - вспоминал о своей сестре С.П Сушков \ Вестник Европы, 1888 г., №5.

[10] Письмо П.А. Плетнёву от 4 марта 1852 г. \ Евдокия Ростопчина. Стихотворения. Проза. Письма. С. 354-355.

[11] Е.П. Ростопчина. Счастливая женщина, М., Издательство "Правда", 1991 г., Стр. 417.

[12] ЦГАЛИ, ф. 195, оп.1, ед.хр.2683, л.27 об., Письмо от 25 января 1856 года

[13] Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П Погодина, Спб., 1897 г., Т.2., С. 369, Ср.: Евдокия Ростопчина. Стихотворения. Проза. Письма. С. 346-347.

[14] Владимир Иванович Назимов (1802-1874), в 1849-1855 г. - попечитель Московского учебного округа.

[15] Из письма В.Ф. Одоевскому. Взят по книге Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. Историко - литературный очерк. Л., 1989 г., С. 97.

[16] Стихоторение Е.П. Ростопчиной (1854 год) См: Ростопчина Е.П. Сочинения. Спб. 1890 г., Т.1.

[17] Предместья Сен-Жермен (Франция) - аристократический район Парижа.

[18] Франсуа Пуо (1787-1874) - французский историк и государственный деятель.

[19] Из письма А.В Дружинину от 27 мая 1854 года \ Письма к А.В. Дружинину. М., 1948 г., С. 268.

[20] Ростопчина Е.П. Талисман, С. 38.