Смекни!
smekni.com

Отражение эпохи в произведениях Максима Горького (стр. 3 из 3)

Что же сделало пьесу “На дне” одним из центральных произведений Горького? Горький не случайно сам называл эту пьесу итогом своего жизненного опыта. “На дне” - произведение в котором проявился талант писателя в высшей степени. Направленность этой удивительно пьесы-притчи не только не является чем то случайной для Горького, а, напротив, чрезвычайно характерна для него, связана с чем то тайным в его таланте. Для Горького было важным не только “что делать?”, но и “как делать?”, как воплотить, осуществить мечту. Потому у него, писателя активного, революционного гуманиста, так сокровенно и убедительно, но вместе с тем в сложной запутанной жизни прозвучали общефилософские вопросы: правда - бог свободного человека, ложь - религия рабов и хозяев.

Образ Горького ассоциируется у нас с символом революции, но многие идеи затронутые им в своих произведениях и сегодня звучат очень актуально. Одна из этих тем - это тема материнства. Она проходит через всё творчество писателя.

“Я обращаюсь к женщинам, к матерям. Не только к двумстам семидесяти пяти тысячам женщин Америки, не только к миллионам европейских матерей, лишившихся своих сыновей в последнюю страшную войну, но и к тем матерям, которым грозит гибель детей завтра или через год”. “6”

“Вас, матерей, миллионы и сотни миллионов! Зачем не крикнете вы безумным вашим детям:

“Довольно резни! Не смейте убивать друг друга. Мы родили вас для жизни, для труда, для творчества, для того, чтобы в жизни обрели мы радость, чтобы сделали её мудрой, правой и прекрасной...”

“Матери! Жёны! Вам принадлежит голос, вам принадлежит право творить законы. Жизнь исходит от вас, и все, как одна, должны вы подняться на защиту жизни против смерти...”

“Почему же в эти дни - дни вновь надвигающегося бедствия - не удерживаете вы сыновей ваших от проклятой бойни? Почему не поднимаете вы голоса в защиту жизни против тех, что жаждет разрушения и гибели?

“Почему?” “7”

Эти гениальные слова, страстные призывы Горького прозвучали в 1923 году, но их актуальность и действительность в наши дни не вызывает сомнения.

В центре всего произведения - изображение Матери, все сюжетные положения, выражающие различные жизненные связи, группируются вокруг образа Ниловны , отражают единую систему осмысленного по новому мира.

Разрушительная сила капитала ярко выражена в повести не только в описании обобщённого образа жизни людей старшего поколения, но и показана в конкретных судьбах Павла Власова и Пелагеи Ниловны. Власов под влиянием жёстких обстоятельств превратился в

“6” Горький М. Собр. Соч. В 30-ти т. М., 1953, т.24, с.247

“7” Горький М. Собр. Соч. В 30-ти т. М., 1953, т.24, с.248

озлобленную жертву, Ниловна (в начале повести), казалось, лишилась живых чувствований. Главное чувство Ниловны в этот период жизни - страх.

В атмосфере подневольности Ниловна не могла проявить даже свои природные материнские чувства. Ссутулившаяся, печальная и покорная Ниловна - порождение и неотъемлемая часть мира, символом которого выступает фабрика-чудовище.

Процесс революционного преобразования связан в повести не только с изменениями, происшедшими в сознании Ниловны. Мы видим, как участие в революционной борьбе отражается на мировоззрении Павла, Находки, и других героях произведения.

Особую значимость для матери имеют нравственные принципы и начала носителей нового. Именно нравственная чистота революционеров, их ненависть ко злу, самоотверженность и бескорыстие определяли первоначальное тяготение к ним Ниловны, именно эти качества их сказали важное воздействие на её сознание.

Прозорливость Горького-художника сказалась в том, что он сумел показать: у каждого героя свой путь к революции, к социалистическим идеалам. Одни приходят к ним через стихийное бунтарство, другие через романтические идеи, третьи - через ненависть и угнетения. Ниловна через материнские чувства, через постижение нравственных начал революционных идей будущего общества.

Человеческая сущность героя, по Горькому, заключена в процессе его непрерывного роста и становления. Пилагея Ниловна Власова осмысляет себя как личность лишь после того как перестаёт быть маленьким человеком.

В финальной сцене - сцене ареста - заключена кульминация философского сюжета романа: человек вступает в контакт с ведущими историческими закономерностями своей эпохи, обнаруживает способность своей волей объединять людей и вести их за собой. Революционная борьба маслится не как форма насилия и разрушения, а как возможность личности активно влиять на обстоятельства и изменять, формировать их в своих целях.

Так же не меньшее внимание завоевала пьеса Горького - “Васса Железнова”. Первый подзаголовок пьесы имеет название “Мать”. Таким образом, авторский акцент снова сделан на теме материнства. В этом произведении также нашла отражение идея разрушения личности, попавшей во власть капитала. Главная мысль пьесы - несовместимость капиталистической практики с истинным материнством. Образ Вассы свидетельствует о разлагающем влиянии собственности на душу сильного, по-своему незаурядного, волевого человека, на светлые чувства матери. Таким образом, в этой пьесе выведен образ, противоположный образу Ниловны. Драма Вассы заключается в том, что всю свою жизнь она думает, что строит большую и крепкую семью, а между тем дети её, воспитанные в обстановке наживы получились неудачниками и бездельниками. Семейные отношения, основанные на стремлении больше “урвать”, превращаются в цепь жестоких и грязных интриг. Васса - это натура сильная и незаурядная. Она уверена в правильности своей жизненной позиции. Но в конце Васса в своём материнстве приходит к тупику и краху.

Интересно сравнить её судьбу с судьбой Ниловны. Ниловна, познав множество материнских мук, остаётся внутренне спокойна и даже величественна. Её нисколько не тревожат угрызения совести, потому что её сын на опасном, но благородном пути борьбы, на котором она стала сыну верным другом. Васса же своего корыстного дела губит судьбу собственного сына.

Второй важной философской проблемой пьесы является вопрос о духовном наследии. Борьба за внука Колю между Вассой и Рошелью - это борьба не только за будущее дела Железновых, но и борьба за будущее России.

Итак, новый художественный метод, партийность мышления позволили Горькому создать ряд образов матерей, духовный облик которых отражал процессы, происходящие в обществе.

Сказки об Италии стали следующим этапом в развитии темы материнства. Цикл их, реалистический в целом, в отдельных новеллах носит сказочный романтический характер.

Исследователь “Сказок об Италии” К.Д. Муратова отмечает: “...Горький заговорил о женщине-матери как символе творческой силы, как олицетворении любви к миру. Сила женщины-матери проявляется, по мысли писателя, не в слепой материнской любви, а в осознании женщины своей ответственности за творческое развитие жизни”.

“Сказки об Италии” были напечатаны в “Звезде” и “Правде” в 1911-1913 гг.

Говоря об идее материнства в творчестве Горького нельзя не упомянуть об автобиографической трилогии “Детство”, “В людях”, “Мои университеты”. Автобиографические повести Горького задуманы и написаны как повествования о судьбах нарда, нации, революции. Большоё место в трилогии отведено образу матери. В работе над этим образом пред писателем стояла чрезвычайно сложная задача. С одной стороны необходимо было сохранить черты, поступки, факты жизни реальной женщины и матери Варвары Васильевны Кашириной, с другой - всё это “согласовать” с той системой образов матерей, которые уже были созданы писателем.

В трилогии Горького носительницей материнских начал в жизни выступает и бабушка писателя Акулина Ивановна. Бабушка выступает своеобразным символом народа, его активности. Достаточно вспомнить, как Акулина Ивановна ринулась в драку с мещанами, избывающими мужика, как она упрекает Варвару Васильевну за то, что та не смогла отстоять сына во время порки.

М. Пришвин пишет: “Я, в его бабушке, главной героине его “Детства”, узнавал черты матери - родины с такой силой, какой не даёт даже воспоминание о любимой моей покойной матери. Образ бабушки Горького в великом множестве русских людей вызывает образ любимой родины, радостной и в её великих прошлых страданиях.“8”

Горьковские матери созвучны и нам, идеи, выраженные писателем о назначении женщины в обществе, актуальны для наших дней.

Мир горьковских произведений - это мир, постоянно изменяющийся- в нём необратимо осуществляются процессы “разрушения” и “созидания” личностей. Горький и здесь шёл в ногу с освоим временем: как в его отечестве всё “стронулось” с неподвижной точки навстречу будущему. Так и он, сын своего века, был охвачен этим процессом обретения новой истины, новой веры.

Умер Горький 18 июня 1936 года - официально признанным классиком советской литературы. И пышные похороны 20 июня 1936 года на Красной площади как бы завершили всем видимый путь сначала буревестника революции, друга, а затем и оппонента Ленина, бывшего эмигранта, ставшего первым советским писателем, основоположником советской литературы. Таким он и оставался в литературоведении последующих десятилетий, а многие его мысли так и остались несвоевременными.

________

“8” “Сердце матери и правда революции” Н.Г. Калустова 1985 г. Стр.126.

Список Литературы:

1.Н.Пиксанов “Горький - поэт” Ленинград 1940 г.

2.Н.Г.Калустова “СЕРДЦЕ МАТЕРИ и правда революции” Москва “Просвещение” 1985 г.

3.И.А.Ревякина “МАКСИМ ГОРЬКИЙ страницы творчества” Москва “Русский язык” 1991 г.

4.А.Роскин “Максим Горький” “Детгиз” 1946 г.

5.С.В.Касторский “Повесть Горького - “МАТЬ””

6.М.М.Голубков “Максим Горький” 1997 г.

7.“333 лучших школьных сочинения” 1998 г.