Смекни!
smekni.com

Нравственная проблематика рассказов Шукшина (стр. 2 из 2)

Раздумья Матвея Рязанцева оптимистичны, пронизаны пониманием собственного жизненного предназначения. Рассказ "Думы" философски насыщен, здесь философия становится чувством или чувство философией.

Рассказ "Дядя Ермолай" написан в 1917году. Рассказчик вспоминал о честном и работящем Ермолае и о его ненависти ко всем видам ижди­венчиства, захребетничества, корыстолюбия. Он в стремлении передать душевную красоту хлебороба.

Мать писателя, Мария Сергеевна, так говорила об этом рассказе: "знать надо деревню и людей, чтобы правда правдой стала. У Васи все получалось, потому что с измальства труд крестьянский узнал".

В рассказах "Дядя Ермолай" и "Думы" созданы типичные народные характеры, передана психологическая атмосфера современной деревни, когда сельских тружеников так же , как и всех советских людей, вол­нуют проблемы и противоречия века.

б) "Микроскоп", "Забуксовал" и "Космос, нервная система и шмат сала".

Деревня тянется к духовным ценностям. Приобщение к культуре происходит порой причудливым путем, рождая парадоксы. Эти парадоксы привлекают внимание Шукшина, и из под его пера выходят такие расс­казы, где герой изображает вечный двигатель или на свои трудовые рубли, что ждут в семье, покупает микроскоп, с помощью которого стремится прикоснутся к тайнам природы. Рассказ "Микроскоп" прони­зан юмором, но в глубине его образной системы - глубокая мысль о духовности, без которой нет подлинного человека, и о разрушающей душу меркантильности, о "вещной болезни", ставшей столь распростра­ненной в наше время.

Шукшин радуется, когда трудовой человек вырывается из каждод­невного круговорота ради познания, изобретательства, раздумья.

Можно зло посмеяться над героем рассказа "Забуксовал", который вдруг задумался над тем, что чудесные строки Гоголя о Руси-тройке возникли в связи с тройкой, на которой ехал пройдоха Чичиков. Но стоит ли смеятся?

Прекрасный образ восьмиклассника Юрки создал Шукшин в рассказе "Космос, нервная система и шмат сала" (1966). Живет мальчик на квартире старого одинокого пенсионера Наума Евстигнеича. Юрка из соседней деревни, где нет десятилетки. Мать бьется из последних сил, хочет, чтобы Юрка окончил десятилетку, а паренек, больше того, мечтает потом поступить в медицинский институт.

Юрке не хватает до конца месяца продуктов, полученных от мате­ри, и он ест хлеб всухомятку. Старик дает ему порой в долг пшена на кашу. Наум Евстигнеич скряга отменный. Живет он зажиточно, в кла­довке чего только у него нет. Старик удивляется: зачем учиться еще 8лет, - что бы стать хирургом и получать маленькую зарплату. Он со­ветует Юрке учиться на шофера. Наум ругает учение и все дары циви­лизации. И идет у него вечный спор с его пятнадцатилетним жильцом. Юрка жадно впитывает знания. У него ясное представление о будущем. В буседах школьника Юрки и деда Наума сталкиваются две жизненные позиции, два взгляда на мир. Юрка живет трудно голодновато, но мир открыт перед ним, и в будущее он смотрит с великой верой. Дед Наум зажиточен, но скуповат. Дети ушли от него. Он озлоблен, груб, язви­телен. Но даже в его заскорузлой душе Юрка пробуждает интерес к большому миру. В нем просыпается что-то доброе.

в) "Осенью".

В рассказах Шукшина - сложная картина жизни, - за простыми реа­лиями существования открывается второй план, углубляющий понимание философии того или иного произведения.

Таков и рассказ "Осенью" (1973). Это один из лучших рассказов Шукшина, несущий в себе глубокое гуманистическое содержание, отли­чающийся тонкостью психологического письма, грустно-лирической ин­тонацией.

Скрестились судьбы трех людей. Филипп Тюрин в юности полюбил красавицу Марью Ермилову, и Марья тоже его любила, - и дело шло к свадьбе. Убеждения Филиппа не позволяли ему венчаться в церкви, а Марья, под влиянием родителей и деревенских обычаев того времени, заупрямилась: венчаться, и все. Так и расстались. С годами боль не ушла... Уже была семья, детишки. А болело и болело по Марье сердце. Жена поняла причину постоянной печали и замкнутости Филиппа и воз­неновидела его. Доходили до Филиппа слухи, что и в семье Марьи нет лада, что и Марья тоскует. Прошли годы. И вот на пароме встречает Филипп похоронную процессию и узнает, что везут хоронить Марью. И захотел Филипп в последний раз взглянуть на любимое лицо, да и то муж Марьи - Павел прогнал его.

И завершается рассказ печальными мыслями Филиппа о том, что нельзя воротить прошлое и прожить жизнь по другому. Судьба всех троих исковеркана покорностью Марьи старым обычаям, юношеским мак­симализмом Филиппа, отстаивавшего новые формы жизни и не сумевшего убедить любимую, бравадой Павла, отбившего красивую девушку. Вот так и оказалось - все трое лишили себя счастья.

Читатель этого рассказа не может не почувствовать потрясения человеческими судьбами, не может не поверить в то, что счастье дос­тижимо, но надо уметь постоят за него, оно редко приходит без зова.

г) И многие другие рассказы.

Шукшин хотел видеть человека прекрасным во всех его проявлениях

- в труде, в высоте духовных и нравственных запросив, в любви к женщине и уважении к старикам, в добром внимании к окружающим лю­дям, в сопричастности к большому миру. И все свое хотение он выра­жал в своих рассказах, и именно потому его рассказы глубоко нравс­твенны.

В своих рассказах автор с большим искусством воспроизводит в драме характеров и в комедии нравов исторические черты и детали, например в рассказах "Мужик Дерябин", "Непротивленец Макар Жереб­цов", "Привет Сивому!", "Мой зять украл машину дров!", "Бессовест­ные". Аналитическая мысль писателя, выделяя те или иные социаль­но-психологические признаки и качества характеров, проницательно распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное. Рассказа соз­даются в результате глубоких размышлений автора над конкретными вопросами бытия народа.

"Сураз", "Раскас", "Беспалый", "Страдания молодого Ваганова" - рассказы, казалось бы, тематически близкие, убеждают нас в неповто­римости, самоценности каждого случая и его финала. Даже курьезная история неожиданно заставляет угадывать скрытую за нею значимость случая, вызывая сочувствие герою. Поступки героев порой неожиданны, часто непредсказуемы, они заставляют нас не только удивляться чело­веческим характерам, но и относиться к личности с уважением, счи­таться с нею.

Смерть наведывается к героям Шукшина,и, кажется, в ней нет ни­чего загадочного, хотя переход от неистовой "циганочки" к вечному покою трагически противоестественен. Смерть - разрушение жизни, не­поправимое несчастье ("Горе", "Как помирал старик", "Сураз", "За­летный", "Охота жить", "Осенью", "Солнце, старик и девушка", "Жил человек", "Заревой дождь"). Умудренно-спокойное принятие смерти как неизбежности, завершающий путь человека, народно в своей основе.

Ситуации рассказов менее всего поддаются "разъяснению", они требуют объемного восприятия: в шуме голосов, в цвете, в резкой смене сценических планов с неожиданным финалом. Внутреннее напряже­ние, достигнув предельно высокой точки, может разрешится драмати­чески или комедийно. Таковы ситуации рассказов "Страдания молодого Ваганова", "Версия", "Хахаль", "Вянет пропадает", "Бессовестные" и д.р.

"Сатира Шукшина глубоко реалистична, ей свойственны аналитич­ность, динамизм, конкретность. Однако специфические черты сатиры меньше всего выражены во внешним рисунке характеров. Их нужно ис­кать в природе внутренних изменений, в сути динамики, завершающейся к удивительным метаморфозам персонажей." Созданные Шукшиным типы осознаются нами как сатирические лишь в ходе действия или в финале. Таковы, например, характеры Князева, Капустина, Шурыгина, логика развития которых заключается в саморазоблачении, обнаружения собс­твенной несостоятельности, своей отрицательной сущности - в самооп­равержении.

___________________________________________________________________

1) Апухтина В.А. Проза В.Шукшина. - М.,1981г.

4) Заключение.

Шукшинское слово, богатое интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, пластично очерчивая облик, духовный строй персоо­нажей.

В своих художественных исканиях Шукшин преобразовывал жанры, открывая их новые возможности и резервы. Однако новаторство Шукшина традиционно. Шукшин, изображая, поэтизируя сокровенное в реальной жизни, ориентировался на народное мироощущение, юмор, речь, опирал­ся на традиции классики.

Творчество В.Шукшина я попыталась представить в свободном, ес­тейственном движении: в цельности и единстве проблематики, жанров, стилевой специфики. Цельность творчества Шукшина обусловлена нравс­твенно-эстетической позицией художника, которая с развитием его ис­кусства становилась все более четкой, определенной, воинствующей по отношению ко всему недоброму, отрицательному, в их разных качествах и обличиях.

Иные циклы рассказов представляют своего рода витки усложняюще­гося содержания, которое поднимает нас на новую ступень знания жиз­ненных явлений и характеров, требующих от автора и читателя более совершенных качеств исследования и анализа. Тогда, на высшей ступе­ни, наблюдается переход к сатире, цель которой не сводится, однако, к простому осмеянию. Это - сатира высокая, гражданственная, по сути своей трагедийная.

Искусство психологического портрета, речевое многообразие, ми­ровосприятие, умудренное знание жизни, гуманизм, чувство ответс­твенности - это и многое другое роднит творчество Шукшина с читате­лем.

Используемая литература:

1) Апухтина В.А. Проза В.Шукшина. - М.,1981г.

2) Карпова В. Талантливая жизнь. - М., 1986г.

3) Русская литература XX века \ Христоматия для 11класса. - М., 1993г., II часть.

4) Шукшин В. Нравственность есть Правда.