Смекни!
smekni.com

Творчество Шекспира (стр. 3 из 3)

ШЕКСПИРОВСКИЙ СОНЕТ

Сама история сонетной формы глубоко диалектична: внутренняя стабильность и устойчивость канона сочетается с постоянным его движением и совершенствованием.

"Шекспировский" сонет до сих пор многие словари относят к жанру сонета условно, называя английской рифмовкой. Хотя первые английские поэты, заинтересовавшиеся этим жанром, вероятно, и не осознавали, что дерзко нарушают сонетный канон.

Поэты Томас Уайет и Генри Говард, граф Серрей, создавали свои сонеты в 1530 годах. Несомненно, что стимулом для них послужило знакомство с сонетами Петрарки и его итальянских последователей. Кроме того, они неоднократно бывали во Франции. Таким образом, их сонеты строились по схеме: abbaabbacddcee. Но в первых изданиях разбивка на катрены и терцеты чаще всего не обозначалась, поэтому вскоре эта схема стала восприниматься как сочетание трех катренов и двустишия: abba abba cddcee. Серрей делает еще один шаг в нарушение классического канона – в двенадцати из шестнадцати сонетов он разбивает стихотворение на три четверостишия с перекрестной рифмой и заключительное двустишие с парной рифмой: abab cdcd efef gg, то есть не ограничивается секстетом, как французские поэты и Уайет, но перестраивает всю структуру сонета.

Употребление парных рифм в конце сонета и перекрестных рифм в катренах исследователи объясняют влиянием английской баллады, а также отчасти тем, что английский язык относительно беден на рифмы. К тому же, наличие "сонетного ключа" (заключительного двустишия с парной рифмой) отвечало вкусам английских поэтов, их пристрастию к эпиграмматической завершенности стихотворения.

Рука Шекспира сделала нормой то, что было лишь робкой попыткой у его предшественников. Тот тип сонета, который ввел в английскую поэзию Серрей, получил название "шекспировского" и после Шекспира стал национальным английским вариантом канона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, на примере “Сонетов” Шекспира, являющихся неотъемлемой частью и, по-моему, достаточно ярким образчиком его творчества, можно прийти к следующим выводам:

1). Изменения, развитые и закрепленные Шекспиром в национальном английском варианте сонетного канона, названного “шекспировским”, не без основания позволяют считать его “Сонеты”, как часть творчества, вершиной английского Возрождения.

2). Традиции общеевропейской ренессансной культуры, определяемые как возрождение античного способа мышления и чувствования и являющиеся при этом итогом развития средневековой культуры, создали условия для появления выдающихся творческих личностей, каковой, несомненно, является В. Шекспир. Образно-тематическая система и сама форма его “Сонетов” отражают антропоцентрическое мышление этого периода, на основе новоевропейской диалектики раскрывая сложный внутренний мир великого поэта, блестяще воплощая его творческий замысел. Таким образом, творчество В. Шекспира можно считать высшим синтезом традиций общеевропейской ренессансной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зарубежная литература Хрестоматия для 8-10 классов средней школы, — М.: Просвещение, 1977

2. А. Аникст Шекспир. М., 1964

3. З. Гражданская От Шекспира до Шоу, — М.: Просвещение, 1982

4. У. Шекспир Полн. собр. соч. — М., 1957-1960, т. 1, т. 8

5. С. Шенбаум Шекспир Краткая документальная биография, — М.: Прогресс, 1985


[1] Материал раздела построен с использованием вступительной статьи З.И. Плавскина к книге УЗападноевропейский сонетФ, Л.: Издательство ленинградского университета, 1998

2 Хотелось бы отметить, что существует твердый цикл (поэма), состоящий из 15 архитектонически связанных сонетов (последняя строка первого стиха является первой последующего, а из первых строк 14 сонетов составляется 15-й Ц "магистрал", несущий основную смысловую нагрузку), носящий поэтическое название "венок сонетов".

3 Бехер И.Р. Философия сонета, или Маленькие наставления по сонету// Вопросы литературы. 1965. №10. С.194.