Смекни!
smekni.com

Творческая история комедии "Горе от ума" (стр. 2 из 2)

“Дарования больше, нежели искусства”. Са­мая лестная похвала, которую ты мог мне сказать, не знаю, стою ли её? Искусство в том толь­ко и состоит, чтоб подделываться под дарование, а в ком более вытверженного, приобретенного потом и сидением, искусства угождать теорети­кам, то есть делать глупости, в ком, говорю я, более способности удовлетворять школьным тре­бованиям, условиям привычкам, бабушкиным преданиям, нежели собственной творческой силы, — тот, если художник, разбей свою палитру и кисть, резец или перо своё брось за окошко;знаю, что всякое ремесло имеет свои хитрости, но чем их менее, тем спорее дело, и не лучше ли вовсе без хитростей? Nugae difficilis*. Я как живу, так и пишу свободно и свободно”.

Когда надежды на публикацию комедии це­ликом развеялись” Грибоедов отдал отрывки из нее в альманах “Русская Талия”, в котором бы­ли напечатаны с цензурными сокращениями и исправлениями 7—10 явления первого действия и третье действие. Альманах этот вышел из печа­ти 15 декабря 1824г.

Появление комедии даже в таком урезанном и искаженном виде вызывало бурную полемику в печати, причем критики разделились на два ла­геря: ниспровергателей комедии, раздражённых сатирической картиной нравов, и почитателей ее, увидевших в произведении Грибоедова прав­дивую картину современной российской дейст­вительности.

В 1825 г. была предпринята первая попытка постановки комедии на учебной сцене театрального училища в Петербурге. Об этом вспоминал знаменитый актер П. А. Каратыгин: “Мы с Гри­горьевым предложили Александру Сергеевичу разыграть “Горе от ума” на нашем школьном те­атре, и он был в восхищении от нашего предло­жения... мы живо принялись за дело; в несколь­ко дней расписали роли, в неделю их выучили, и дело пошло на лад. Сам Грибоедов приезжал к нам на репетиции и очень усердно учил нас... На­до было видеть, с каким простодушным удоволь­ствием он потирал себе руки, видя свое “Горе от ума” на нашем ребяческом театре... На одну из репетиций он привел с собой А. Бестужева и Вильгельма Кюхельбекера — и те тоже нас по­хвалили... Наконец, комедия - была уже совсем приготовлена, на следующий день назначен был спектакль... но, увы! все наши хлопоты и надежды лопнули, как мыльный пузырь! Накануне самого представления, на самой последней репетиции, является к нам инспектор Бок и объявляет нам грозный фирман графа Милорадовича (который имел тогда главное начальство над императорскими театрами и которому кто-то донёс о наших затеях), чтоб мы не смели так либеральничать и что пьесу, не одобренную цензурой, нельзя позволить играть в театральном училище”. Так окончилась эта попытка.

Перед последним отъездом из Петербурга в 1829г. Грибоедов на списке “Горя от ума”, кото­рый принадлежал Булгарину, сделал надпись:

“Горе мое поручаю Булгарину...” Видимо, он надеялся, что тому удастся пробить комедию в пе­чать. Но этим надеждам не суждено было сбыть­ся. Первое отдельное издание “Горя от ума” поя­вилось уже после гибели Грибоедова, в 1833 г., а полное, не искаженное цензурой издание вышло только в 1862 г.