Смекни!
smekni.com

Петербург у Достоевского и Андрея Белого (стр. 4 из 4)

Сыновьи чувства Николая Аполлоновича тоже оставляют желать лучшего, он именно “чувством беден”. Он ненавидит отца, ненавидит в основном потому, чти видит в себе его образ и подобие. Он хорошо знает своего отца, но не знает “где кончается он и где в нем начинается этот сенатор, носитель искристых знаков на золотом расшитой груди; он не то что представил, скорей пережил себя — в пышном мундире; и что-то заставило его привскочить перед бело-золотым старичком”[45]. Это чувство нельзя назвать любовью, но оно является доминирующим в этом обществе. В нем есть еще что-то из гоголевского “Носа”. Николай Аполлонович “привскочил” не при появлении отца, а при появлении сенатора. Это вряд ли можно назвать чувствами между отцом и сыном, это — “позорнейший физиологический акт”, как называет это Аблеухов-младший. И это приветствие не является выражением чувств, это правило, оба знают, что так надо. Возможно, именно это же правило заставляет Николай Аполлоновича расплакаться в объятиях матери, а позже, посчитав это неприличным, холодно встать и уйти к себе, где думать он будет вовсе не о матери, а о тикающей сардиннице.

Важна в романе тема бога. Но если у Достоевского бог появляется как идея, спасает Сонечку и Раскольникова, то мир Белова настолько уже погряз в грехах, чти Христос сам пришел в него со смиренной фразой “Вы вот все отрекаетесь: я за вами хожу...”[46]: “кто-то печальный и длинный, кого будто видела многое множество раз, весь обвернутый в белый атлас, ей навстречу пошел по путеющим залам; из-под прорезей маски смотрел свет его глаз, заструился с чела, от его костенеющих пальцев”[47]. Он помогает Лихутиной забыть о ссоре с мужем и вообще о всем неприятном, что было в ее жизни.

Дудкин читает Григория Нисского, а в бессонные ночи встает у стены в позу распятого Христа. Вообще, крест у Белого, как и Достоевского, очень важен. Даже Липпанченко Дудкин убивает ножницами, а не ножом (если их полностью раскрыть, получится подобие креста).

В принципе, как видно из этой работы, виденеие Петрбурга у Белого и Достоевского во многом пересекается, что, в принципе, понятно. Во-первых, эти произведения писались с прмежутком 40-50 лет, что не так много, а, во-вторых, я писала о явном интересе Белого к произведения Достоевского.

Но Белый не был последним, кто включил Петербург в свои произведения. Этот город до сих пор является не то чтобы ключевой, но достаточно важной темой в русской литературе.

Список использованной в работе литературы:

1. Андрей Белый. Сочинения в двух томах. М., “Художественна литература”, 1990, т.2

2. Достоевский Ф.М. “Идиот”. М., “Художественная литература”

3. Достоевский Ф.М. “Преступление и наказание”. М., 1969


[1] Достоевский Ф.М. “Преступление и наказание”. М., 1969, с.201

[2] Там же, с.147

[3] Там же, с.65

[4] Там же, с.89

[5] Там же, с.49

[6] Там же, с.112

[7] Там же, с.115

[8] Там же, с.129

[9] Там же, с.185

[10] Там же, с.204

[11] Там же, с.453

[12] Там же, с.473

[13] Там же, с.50

[14] Там же, с. 54

[15] Там же, с.51

[16] Там же, с.107

[17] Там же, с.435

[18] Там же, с.395

[19] Там же, с.208

[20] Там же, с.395

[21] Там же, с.408

[22] Там же, с.450

[23] Там же, с.212

[24] Достоевский Ф.М. “Идиот”. М., с. 25

[25] Там же, с.13

[26] Там же, с.77

[27] Достоевский Ф.М. “Преступление и наказание”. М., 1969, с.303

[28] Там же, с.98

[29] Там же, с.107

[30] Андрей Белый. Сочинения в двух томах. М., 1990, т.2, с.16

[31] Там же, с.47

[32] Там же, с.47

[33] Там же, с.12

[34] Там же, с.13

[35] Достоевский Ф.М. “Идиот”. М., с. 193

[36] Там же, с.195

[37] Андрей Белый. Сочинения в двух томах. М., 1990, т.2, с. 29

[38] Там же, с.18

[39] Там же, с.28

[40] Там же, с. 52

[41] Там же, с.108

[42] Там же, с.237 (цитата изменена)

[43] Там же, с.82

[44] Там же, с.63

[45] Там же, с.76

[46] Там же, с.122

[47] Там же, с.122