Смекни!
smekni.com

Вопросы по истории древней русской литературы (стр. 1 из 8)

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

<Орлов Святослав Григорьевич, РГГУ, 1 курс, преподаватель: Одесский, 1996г.>

№ 1,2.

Проповедь торжественная и учительная. “Слово о Законе и Благодати” митрополита Иллариона.

Проповедь занимает наиболее значимое место в древне русской литературе. Прежде всего потому что вся древнерусская литература это литература духовная. Проповедь как жанр исполняемый в церкви наиболее значим. Проповеди делились на две категории “Торжественная” и “учительная” Торжественная проповедь исполнялась на торжественных богослужениях. Это жанр несколько больший по объему нежели проповедь учительная повседневная. Проповедь учительная это та проповедь которая исполняется каждодневно при этом не надо понимать это так что на кождой службе проповедь одна и та же. Проповеди писаись для каждого богослужения и этот жанр наиболее обширен по количеству источников. Не следует так же забывать что это жанр не только церковный но и жанр политического красноречия. Проповедь восходит к жанру ораторского красноречия в древнем риме. Так “Слово о Законе и Благодати” митрополита Илариона - явно текст связанный с конкретно политической ситуацией в стране. Это произведение было написанно в 40е годы 11 века и было незаслуженно забыто при издании древнерусской литературы. Произошло это потому что его воспринимали как церковный текст не относящийся собственно к литературе. Эта точка зрения безусловно ошибочная и не имеет права на существование, Проповедь Иллариона это ярчайший пример красноречия. Это произведение состоит из трех частей. В первой части сравнивается иудаизм и христианство, во второй рассказывается о принятии христианства на руси, в третьей произносится хвалебное слово Владимиру и сыну его Ярославу. Преимущество христианства перед иудаизмом дказывается с помощю символов:

Закон Благодать
тень рабство свеча ветхие меха высохшее озеро истина свобода солнце новые меха новый источ никник

Проповедь тяготеет к символам. Символика переноса качеств. Владимир называется равноапостольным так как крестил русь как апостолы крестили другие страны. Как в константинополе апостолы так и на руси. Идея независимомти Руси. Так же Илларион не стыдился языческого прошлого руси и называл Ярослава внуком Игоря, показывая что и среди язычников были герои.

№ 5.

Жития деляся на две крупные группы: проложные - предназначенные для чтения в церкви. минейные - для чтения дома, носили более развлекательный характер. Так же жития различались по типу святости: мученики, преподобные, святители, юродивые, страстотерпцы, благоверные ( цари ). Житие это жанр основанный на штампах. Сказание о Борисе и Глебе это житие о страстотерпцах. В житие князья изображаются не как идеальные князья, а как святые. Они не наделенны добродетелями князей но обладают добродетелями святых, они молятся, не восстают против брата, хотя брат и хочет их убить. Так же в житие просматривается молитвенная практика т.е. слезы и дыхание согласованное со словами молитвы. Описываются и чудеса связанные с Борисом и Глебом. Написанно сказание в 1054г. Это классический пример романского стиля в литературе. Борис и Глеб страстотерпцы при этом же еще и князья - первые русские святые. Хотя в хронологическом порядке Ольга может считаться первой русской святой.

№ 6

Житие Бориса и Глеба это еще и политическое произведение призывающее к прекращению усобиц. Не следует забывать о том как изображаются князья. В житие Б и Г безусловно святые но они еще и князья и естественнро их оценка исключительно положительна. Они идеальны. Святополк Окаянный при этом фигура отрицательная. После его смети от могилы исходит смрад, это мы знаем из П В Л. Для Ярослава Мудрого сказание о БГ было возможностью показать пример длыя подражания а так же показать отрицательный пример. Грубо говоря если не хочешь чтобы от твоей могилы смердело не поднимай руку на Братьев. Естественно что Святополк сравнивается с Каином. Основная идея этого жития - единство Русской земли, утверждение права старшег в роде князя, осуждение усобиц. В церковной политике это был важнейший текст так как появились русские святые, что указывало на независимость русской земли от византии.

№7.

О типах агеографической литературы смотри в №5. Житие Феодосия Печерского написанно в 80х годах 11 века нестором летописцем. Житие весьма своеобразно оно содержит все канонические черты но Нестор очень четко прорабатывает бытовые детали. Монахи Киево печерской авры изображаются не пакими сильными и праведными как Феодосий. Изображая чудеса Нестор находит способы сделать их максимально правдоподобными. Мать Феодосия хоть и праведная женщина по канону но противится тому. что Феодсий хочет посвятить себя Богу.

№8

Жития занимают второе по значимости место в др. рус. лит ре так как это то же церковный жанр. Патерик есть собрание житий монахов конкретного монастыря. наиболее значимым был Киевопечерский патерик. Это собрание житий всех святых Киево печерского монастыря. Работа над патериком началась в 13в. а закончилась в 15в. Это самый ранний патерик. Этот патерик носит ансамблевый характер так как в него входят жития разных типов. В патерик вошли 30 житий при условии что в Киевопечерской лавре покоится около 118 мощей. Начинается патерик с истории о чудесном строительстве Успенского храма. Далее история строительства монастыря и житие Феодосия Печерского до смерти 1074г потом обретение мощей в 1091г. Наконец посе этого начинаются “слова”. В Киево печерском монастыре появляется ощуение безысходности.

№9. Образы монахов -”храбров” в “Киево-Печерском“ патерике.

Григорий Чудотвореч

Он наказывал, а не исцелял. Его чудеса - отказ от всемилостивой традиции Феодосия.

2. Марк Пещерник

Занимался похоронами братьев. Здесь видна традиция веселого могильщика, к-рая приобретает в монастыре особый смысл.

3. Никон Черноризец

Его поймали половцы и потребоваои выкуп; он отказался , увидел Богоматерь, ему подрезали ноги и Богоматерь перенесла его в монастырь.

4. Моисей Угрин

Следил за целомудрием братьев.

5. Исакий Смиренник.

Он - ученик Антония Пустынника. К нему пришел бес в образе Христа,чего он не понял, он - первый русским юродивым. Он принял смирение. Дух. смысл этой истории - специфика отшельничества и отсутствие коллективной молитвы.

6. Никита Новгородский

Он хотел пойти в затвор, его отговаривали, вспоминая Исакия, но он настоял на своем. Во время молитвы к нему пришел бес в виде ангела. советуя ему не молиться, а только читать книги, а амолиться он будет за него. Никита читал Ветхий Завет, начал пророчествовать. Автор сам задается вопросом о правильности пророчеств. Объясняется это так : бес открывал свои дела, а Никита их обнародовал.

№ 10 - 14

Вся древне русская итература существует в списках. При переписывании допускались неточности так как переписчик становился соавтором. особенно были подвержены изменениям летопи. Любая летопись состоит из переписанных и дополнееный автором летописи источников. Так Пвл предшествовали “древнейший свод” и “начальный свод” Эти тексты не сохранились но благодаря текстологическим исследованиям можно утверждать что они были.

Древнейший Киевский свод” был составлен в 1030 - 1040 гг. Созание было связанно со строительством храма Сфии. Основная направленность - распространение христианства на руси. В этом своде не было распределения по летам. Лихачев считал что составителем древнейшего свода был человек из окружения митрополита Иллариона, так как высказывается антигреческая позиция.

Киево печерские летописные своды (начальный свод) Их следует рассматривать сумарно. Происходит идеологический перенс летописания в киево печерскую лавру. Начинается полемика с князьями. первый летописный свод преписывается Никону, который некоторыми идентифицируется с Иларионом. В этих сводах древнейший свод был изменен. Введена история о крещении Владимира в Керсоне. Превносятся южнаятематика и монастырская тема.

ПВЛ это ансамблевое произведение так как в нее входят разнообразные жанры как то : сказание, житие, молитва, собственно летописное повествование, летописная повесть, кодексы, договоры. Лихачев относит к сказанию следующие года: 955; 969; 983; 986; 987; 1015; 1037.

ПВЛ повествует о становлении православия на руси, ярко видны антигреческие мотивы, повествование ведется по годам, причем летоисчисление введено самим Никоном. С помощю ПВЛ народ был вписан во время и пространство, так как в ПВЛ повествуется и о территории расселения словян. Использована система переноса признаков “3 брата”

ПВЛ была написана в Киево печерском монастыре Никоном что устанавливается по Хлебниковскому списку. Последняя часть повести была переработанна Сильвестром. однако Сильвестр изменил лишь то что касалось современной политики.

№15-16

Поучение Владимира Мономаха входит в состав ПВЛ. Написано в 1117г хотя и находилось в Лаврентьевской летописи под 1096г. Обычно поучение носит только религиозно дидактический хорактер, но поучение Владимира Мономаха содержит и конкретно исторические черты. Он создает образ идеального князя и борется против княжеских усобиц. В житие наличествует автобиографическая часть. Владимир изображает себя не только мудрым правителем но, смелым воином в сражениях и на охоте, к чему призывает и потмков своих. Причем в поучении использована одна занятная формулировка, что все что может восприниматься как похвальба это оказывается восхваление бога.

Поучение не вполне типично для домонгольской литературы так как ярко выраженно авторское начало в поучении. По поучению легко можно нарисовать портрет Мономаха, естественно имеется в виду исторический портрет. Состоит поучение практически из двух частей, собственно поучение и автобиография.