Смекни!
smekni.com

Хорошабыла Танюша,краше не былов селе,

Краснойрюшкою по белусарафан наподоле.

Уоврага за плетнямиходит Таняввечеру.

Месяцв облачномтумане водитс тучами игру.


Вышелпарень, поклонилсякучерявойголовой:

«Тыпрощай ли, моярадость, я женюсяна другой».

Побледнела,словно саван,схолодела, какроса.

Душегубкою-змеёюразвилась еекоса.


«Ойты, пареньсинеглазый,не в обиду яскажу,

Япришла тебесказаться: задругого выхожу».

Незаутренниезвоны, а венчальныйпереклик,

Скачетсвадьба нателегах, верховыепрячут лик.


Некукушки загрустили– плачет Танинародня,

Нависке у Танирана от лихогокистеня.

Алымвенчиком кровинкизапеклися начеле, -

Хорошабыла Танюша,краше не былов селе.


Фонетическиесредства:аллитерация– [р], [ш] – 1строфа+ посл. строка4ой строфы

[с] - Побледнела,словно саван,схолодела, какроса.

ассонанс– нетууууу [у]

*

*****************************************************************************

Морфемныесредства:cуффиксы:кров-ин-к-инародные

постфиксы:женю-ся,запекли-ся,сказать-сяпесенные

префиксы:в-вечеру,с-холоделатрадиции

корневые: скажу– сказаться(3я строфа)

******************************************************************************

Лексические:просторечные– на подоле(вместо “подОле”);кучеряваяголова,

лихой (=злой),схолодела

Устаревшие– краше, душегубка,венчальныйпереклик, лик

Синонимы–

Антонимы–

Омонимы–


*

*****************************************************************************

Сравнения:развернутое–

Прямоепобледнела,словно саван,схолодела, какроса.

ОтрицательноеНе заутренниезвоны, а венчальныйпереклик,традиционные

Некукушки загрустили– плачет Танинароднясравнения

Существительноев тв. п.Душегубкою-змеёюразвилась еекоса. (унт)

Алымвенчиком кровинкизапеклися начеле


******************************************************************************

Олицетворения:Месяц в облачномтумане водитс тучами игру.

******************************************************************************

Метафоры:нет


******************************************************************************

Гипербола:побледнела,словно саван,схолодела, какроса


******************************************************************************

Литота:нет


******************************************************************************

Оксюморон:нет


******************************************************************************

Перифраз:нет


******************************************************************************

Эпитет А) метафорический:нет

Б)изобразительный:красной рюшкою,в облачномтумане, кучерявойголовой,

парень синеглазый,венчальныйпереклик, алымвенчиком.

В)лирический:от лихого кистеня


******************************************************************************

Метонимия:скачет свадьба


******************************************************************************

Синекдоха:нет


******************************************************************************

Поэтическийсинтаксис:А) градация:

Б)повторы:кольцо – 1я ипоследняястроки совпадают

В)эллипсис:Алым венчикомкровинки запеклисяна челе, -

Хороша былаТанюша, крашене было в селе.

Г)инверсия:Хороша былаТанюша;скачетсвадьба и др.


******************************************************************************

Р

ит.приемы: А)восклицание:

Б)вопрос: нет

В)умолчание:


Размер:силлабика,по-моему. Тамфигня какая-тос ударениями.

Рифма:смежная аавв,полная,мужская


ЕСЕНИНС.А.


Свищетветер, серебряныйветер,\-\--\--\-

Вшелковом шелестеснежного шума.\--\--\--\-

Впервый раз яв себе заметил– \-\--\-\-

Такя еще никогдане думал.\--\--\-\-


Пустьна окошкахгнилая сырость,\--\--\-\-

Яне жалею, и яне печален.\--\--\--\-

Мневсе равно этажизнь полюбилась,\--\--\--\-

Такполюбилась,как будто вначале.\--\--\--\-


Взглянетли женщина стихой улыбкой– \--\--\--\-

Яуж взволнован.Какие плечи!\--\- |-\-\-

Тройкаль проскачетдорогой зыбкой– \--\--\-\-

Яуже в ней и скачудалече.\--\--\-\-


О,мое счастьеи все удачи!\--\--\-\-

Счастьелюдское землейлюбимо.\--\--\-\-

Тот,кто хоть разна земле заплачет,- \--\--\-\-

Значит,удача промчаласьмимо.\--\--\-\-


Житьнужно легче,жить нужнопроще,\--\- |\--\-

Всепринимая, чтоесть на свете,\--\--\-\-

Вотпочему, обалдев,над рощей\--\--\-\-

Свищетветер, серебряныйветер.\-\--\--\-


14.X. 1925


Фонетическиесредства:аллитерация– [с] [ш] [щ] [ж] (особенно1, 5 строфы)

ассонанс– [и] [е]

******************************************************************************

Морфемныесредства:нет


******************************************************************************

Лексические:Устаревшие– далече, тройка

Разговорные– вначале,обалдев, полюбилась


******************************************************************************

Сравнения:развернутое– нет

Прямое– нет

Отрицательное– нет

Существительноев тв. п. –нет


******************************************************************************

Олицетворения:обалдев, свищетветер; земля(счастье землейлюбимо); удачапромчаласьмимо


******************************************************************************

Метафоры:шелест шума.


******************************************************************************

Гипербола:нет


******************************************************************************

Литота:нет


******************************************************************************

Оксюморон:нет


******************************************************************************

Перифраз:нет


******************************************************************************

Эпитет А) метафорический:серебряныйветер; шелковыйшелест; снежныйшум; гнилаясырость.

Б)изобразительный:зыбкая дорога.

В)лирический:тихая улыбка;людское счастье;счастье любимо


******************************************************************************

Метонимия:тройка проскачет


******************************************************************************

Синекдоха:взглянет лиженщина с тихойулыбкой; тройкаль проскачет.


******************************************************************************

Поэтическийсинтаксис:А) градация:

Б)повторы:кольцеваякомпозиция(первая и последняястроки)

В)эллипсис:в первый разя в себе заметил–

так я еще никогдане думал;

тот,кто хоть разна земле заплачет,-

значит,удача промчаласьмимо.

Г)инверсия:Свищет ветер;взглянет лиженщина; счастьелюдское землейлюбимо и др.


******************************************************************************

Рит.приемы: А)восклицание:Какие плечи!О, мое счастьеи все удачи!

Б)вопрос:нет

В)умолчаниенет:


Размер:дольник

Рифма:авав, женская


ИНТЕРПРЕТАЦИЯСТИХОТВОРЕНИЯС. ЕСЕНИНА

«ПРОПЛЯСАЛ,ПРОПЛАКАЛ ДОЖДЬВЕСЕННИЙ».


Проплясал,проплакал дождьвесенний,--\-\-\-\-5

Замерлагроза.--\-\3

Скучномне с тобой,Сергей Есенин,\-\-\-\-\-5

Подыматьглаза…--\-\3


Скучнослушать поднебеснымдревом\-\---\-\-5

Взмахнезримыхкрыл:\-\-\3

Неразбудишьты своимнапевом--\-\-\-\-5

Дедовскихмогил!\---\3


Привязало,осадилослово--\---\-\-

Дальтвоих времен.\-\-\

Нев ветрах, а, знать,в томах тяжелых--\-\-\-\-

Прозвениттвой сон--\-\


Кто-тосядет, выгнетплечи,\-\-\-\-

Вытянетперсты.\---\

Близоктвой кому-токрасный вечер,\-\-\-\-\-

Да ненужен ты.--\-\


Всколыхнетон Брюсоваи Блока,--\-\---\-

Встормошитдругих.--\-\

Новсе так же деньвзойдет свостока,--\-\-\-\-

Так жевспыхнетмиг.\-\-\


Неизменят ликземли напевы,--\-\-\-\-

Нестряхнутлиста…--\-\

Навсегдатвои пригвожденыко древу--\-\-\---\-

Красныеуста.\---\


Навсегдапростер глухиедлани--\-\-\-\-

Звездныйтвой Пилат.\-\-\

Или,Или, ламасавахфани,\-\-\---\-

Отпустив закат.--\-\


РАЗМЕР: хорей(5/3) с пиррихиями(см. выше ----)

РИФМА: жен\муж\жен\муж;перекрестнаяавав;полная


Фонетическиесредства:аллитерация– [пр][р][л]

[вс][вз] - Vстрофа

ассонанс– [о][ы][а]

******************************************************************************

Морфемныесредства:Префиксы:про-конечность

При- связанность,невозможностьдвижения

Вз-(вс-) – движениепо кругу, замкнутость

******************************************************************************


Л

ексические:специальные– или,или, ламасавахфани (др.евр) (библ. легенда курс на

->обращениек вечному,повторимостьсудеб: Поэт=Иисус) вечность

Просторечные–подымать,знать(близость кчитателю)

Старославянизмы– крыл, персты,лик, древо, уста,длани

Синонимы–привязало,осадило – акцентостановки

Всколыхнет,встормошит- псевдооживление

Омонимы\антонимы– проплясал,проплакал (носливаются засчет [прапл](созд-е однообразностижизни, в которойи печаль, и весельесуть одно)


******************************************************************************

Сравнения:–нет


******************************************************************************

Олицетворения:дождь, могилы,слово, напевы=>жизнь-смерть-песня


******************************************************************************

Метафоры:даль времен,прозвенит сон,вспыхнет миг,пригвожденыко древу уста


******************************************************************************

Г

ипербола:


******************************************************************************

Литота:


**********************НЕТ********************************************************

Оксюморон:


******************************************************************************

Перифраз:


******************************************************************************

Эпитет А) метафорический:небесное древо,незримые крыла,глухие длани

Б)изобразительный:весенний дождь,тяжелые тома,красный вечер,красные уста

В)лирический:дедовскиемогилы (т.к.обобщение)


*

*****************************************************************************

Метонимия:


***************************НЕТ***************************************************

Синекдоха:


******************************************************************************

Поэтическийсинтаксис:А) градация:нет

Б)повторы:анафора: скучно

В)эллипсис:нет (не мысли,но факт)

Г)инверсия:см. текст


******************************************************************************

Рит.приемы:А)восклицание:Неразбудишь тысвоим напевом

Дедовскихмогил!

Б) вопрос:нет

В)умолчание:Скучномне с тобой,Сергей Есенин,

Подыматьглаза…


Неизменят ликземли напевы,

Нестряхнут листа…


Русскаялитератураначала XX века– явление странное,ни на что непохожее. Стихиили прозу любогоавтора этогопериода – будьон эмигрантили художниксоветский – не сможет читательпонять таклегко, как понимаетПушкина илиГоголя. Нет,разумеется,мы говорим необ общедоступностипроизведенийгениев векаXIX, а лишь о том,что в многоплановыхих творенияхвсегда естьта внешняячасть, котораяудовлетворитчитателяповерхностногои явится дорогойк глубинам, кистинномусодержаниюпроизведениядля читателя«настоящего».Втворениях жевека XX серебряноговнешний планобыкновенноотсутствует.Произведениелитературыпервой четвертистолетия –загадка. Болеетого, авторначала века– загадка неменьшая: чтони судьба, толегенда, райдля биографа,дающий возможностьсочинитьжизнеописаниехудожника,отличное отмногих подобных,но – так и неприблизитьсяк разгадке путиМастера. Думается,эту разгадкуследует искатьв творчестве,а не терятьсяв глупейшихпредположенияхотносительнопрототипови событий, толкнувшихтворца на созданиепроизведенияискусства. Ведьименно в творчестве,как правило,и отражаетсявесь путь поэта,писателя… Втворчествехудожник размышляето судьбах искусства,обращаетсяк себе самомукак к частиискусства. Яркои оригинальновыражены такиеобращения влирике С. Есенина,который непросто просматриваетсясквозь образлирическогогероя, но называетсвоего собеседника:Сергей Есенин.

Скучномне с тобой,Сергей Есенин,

Подыматьглаза.

«Скучно»- это слово рефреномпройдет черезшесть строфстихотворения.Ему, авторуэтих строф,надоело бессмысленнозвучать вместес поэтом Есениным.Что «ему» стого, что крыльявзлетят и опустятсяпод высокимнебом, и весенняягроза с ее ритмом,звоном, запахамиокажется заключенав результатеволшебноговзмаха в двухстроках:

Проплясал,проплакал дождьвесенний,

Замерлагроза.

Грозапоймана со всемее глухим стукомкапель по крышам– четкий рисунокповторяющейсягруппы [прапл]и одного [л] вконце первыхдвух слов – иособенностьюпоследнейкапли, стекающейпо стеклу –[рл] с переходомна [р] и [з] во второйиз приведенныхстрок, - но чтоэто дает? Этим«напевом» неразбудить«дедовскихмогил», не сотворитьчуда…

Словоизменяет мирПоэта, не доноситего до читателя,упивающегося«красным вечером»стихотворения,но не видящегов нем Художника.Читателю нуженне поэт-человекс его переживаниями,а только поэт-творец«вечеров».Человек жеспособен«всколыхнуть»немногих другихпоэтов небольшогокруга – авторне зря называетздесь две фамилии,еще болееконкретизируя,сужая этоткруг. А «других»,не посвященныхв творчество,«сон» поэталишь «встормошит»отголоскомтой волны, чтоживет в стихахего. Но этобезразличноуже Художнику,он видит бессмысленностьискусства: ведь«все так жедень взойдетс востока, также вспыхнетмиг»… Авторуясно, почемуволшебныезеркальные«напевы» СергеяЕсенина «неизменят ликземли»: устапоэта навсегда«пригвожденыко древу», ктому древу,которое вовторой строфепредстает«небесным»- к вечности.Наряжая «сон»в слово, стихотворецобрекает его(сон) на жизнь«в томах тяжелых»,а не в ветре.Книга «не стряхнетлиста» с ветки,а ветер умретв тяжелой словеснойоправе…

Ноавтор не обвиняетпоэта. Поэт невыбирает: путьпредопределен.

Навсегдапростер глухиедлани

Звездныйтвой Пилат, -

иучасть Художника– сочетаниенесовместимоговсегдапротиворечие:ветер его сновнеясен, а слова,понятные людям,способны нарисоватьмомент «сна»,но не передатьего движение– движениеветра…

И– пик стихотворения:автор его иСергей Есенинсливаются вединое. Теперьстрока звучитмолитвой, а нерассуждением:

Или,Или, лама савахфани,

Отпустив закат.

«Боже!Зачем ты меняоставил?» - этислова кричалИисус на кресте,эти же словаповторяет Поэт.Он молит о вечномзакате, неизменяемомничем земным,том самом закате,что у Булгакованазван «покоем»- просит о возвращениив истинный домМастера, Художника,Творца…

Путьхудожника переднами – от юношескоговосторга передсобственныммогуществомдо зрелогокрика о бессилии.Остается лишьдобавить, чтостихотворениенаписанодвадцатидвухлетнимпоэтом, которыйне только знало предначертанностиПути, но и угадывалего – наверное,поэтому творчествоЕсенина, несмотряна раннюю егосмерть не «раннее»,а полное, и стихидвадцатых годовмы называем«зрелыми». Онзнал и хотелуспеть совершитьвсе задуманное...Он успел все.И отправился«в закат», непрощаясь, ноговоря: «Досвиданья».


Крайлюбимый! Сердцуснятся\-\-\-\-

Скирдысвета в водахлонных.\-\-\-\-

Яхотел бы затеряться\-\-\-\-

Взеленях твоихстозвонных.--\-\-\-


Помеже, на переметке,--\---\-

Резедаи риза кашки.--\-\-\-

Ивызваниваютв четки--\---\-

Ивы– кроткиемонашки.\-\---\-


Куритоблаком болото,\-\---\-

Гарьв небесномкоромысле,\-\---\-

Стихой тайнойдля кого-то\-\-\-\-

Затаиля в сердцемысли.--\-\-\-


Всевстречаю, всеприемлю,\-\-\-\-

Ради счастлив душувынуть.\-\-\-\-

Япришел на этуземлю,\-\-\-\-

Чтобскорей еепокинуть.--\-\-\-


р

азмер:4х-стопный хорей

отклонения:пиррихий:В зеленяхтвоих стозвонных.--\-\-\-пиррихий

придает

По меже,на переметке,--\---\-стихотворению

Резедаи риза кашки.--\-\-\-легкостьи

И вызваниваютв четки--\---\-напевность+

Ивы – кроткиемонашки.\-\---\-наинтонац. уровне

отражаетпереход

Курит облакомболото,\-\---\-отвосторж.

Гарь в небесномкоромысле,\-\---\-возгласовк

размышлениюи

Затаиля в сердцемысли.--\-\-\-обратно


Чтобскорей еепокинуть.--\-\-\-


спондей:нет ( т. к. в стихотворениине утверждение,но описание+ размышление)


РИФМА:полная, женская( как народныйстих), перекрестная

*********************************************************************************

Ф

онетическиесредства:аллитерация– [р][с][л][з]– 1ая строфа основной звуковойфон –

[р][ш][ч=тш] –2ая строфа сонорные + шип.(свист.)

[б][р][л][т] – 3я строфа (переднеязычныекроме

[р][л][ш] – 4аястрофа [б] =>легко произносить)


ассонанс– [о] - 1ая, 2ая, 3ястрофы (ударение)=> простор

[у] – 4я строфа=> размышление(«древнерусскаятоска», ха)


******************************************************************************************


Морфемныесредства:префиксные:сто-звонные

постфикс:курит(не «курится»,хотя возвратныйпо смыслу) облакомболото


*******************************************************************************************Лексические:специальные– риза, четки(+ монашки =>вера)

Окказионализмы– лонные воды

Диалектные– зеленя – озимь


*****************************************************************************************

Сравнения:развернутое: И вызваниваютв четки

Ивы –кроткие монашки.

Прямое:ивы –кроткие монашки

Отрицательное– нет

Существительноев тв. п.:Куритоблаком болото


*****************************************************************************************

Олицетворения:сердцу снятся,ивы вызванивают


******************************************************************************************

Метафоры:скирды солнца,гарь в небесномкоромысле


*

*****************************************************************************************

Гипербола:


******************************************************************************************

Литота:


******************************нет******************************************************

Оксюморон:


******************************************************************************************

Перифраз:


******************************************************************************************

Э

питет А) метафорический:зеленистозвонные, >> лирических=>

Б) изобразительный:небесноекоромысло => искренность

В) лирический:край любимый,воды лонные,кроткие монашки,тихая тайна


*

*****************************************************************************************

Метонимия:


************************* НЕТ ***********************************************************

Синекдоха:


******************************************************************************************

Поэтическийсинтаксис:А) градация:

Б) повторы:нет

В) эллипсис:нет

Г) инверсия:ивызваниваютв четки ивы(и др.)


******************************************************************************

Рит. приемы:А)восклицание:край любимый!

Б) вопрос:нет

В) умолчание:нет