Смекни!
smekni.com

Образы Горя от ума (стр. 1 из 4)

Елецкий государственный педагогический институт

КУРСОВАЯ РАБОТА

Образы “Горя от ума”

Выполнил:

студент гр. Л-53

Скиперских А.В.

Научный руководитель:

Харлампиди О.Д.

Елец, 1998

УСПЕХ «Горя от ума», появившегося накануне восстания декабристов, был чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет», - так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию иее автора передовые русские люди двадцатых годов.

По словам Пушкина, комедии «произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». В мировой литературе не много можно найти произведений, которые, подобно "Горю от ума», в короткий срок снискали бы столь несомненную всенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей главной задачей разработку «собственных богатств» (то есть материала национальной истории исовременной русской жизни)- и собственными, оригинальными, не заемными средствами. Сюжетную основу «Горя отума» составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя сокружающей его косной средой реакционеров. Этотизображенный Грибоедовым конфликт был жизненноправдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь 6орьбыс миром самодержавия крепостничества, живя интересамиэтих людей, разделяя их взгляды и убеждения,Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерноеи волнующее явлениеобщественного быта своего времени - борьбудвух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненные укладов, двух поколений.

После Отечественной войны, вгоды формирования и подъема общественно-политического и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов, борьба нового - нарождающегося и развивающегося - со старым - отжившим и тормозящим движение вперед - острее всего выражалась в форме именно такого открытогостолкновения между молодыми глашатаями "свободной жизни» и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое изображено в «Горе от ума». Сам Грибоедов в широко известном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу «Горя от ума»: "...в моейкомедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противуречиис обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повышепрочих».

И далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает «противуречие» Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, - Чацкого объявляют во всеуслышанье смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на «законный» государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого: "Сначала он весел, и это порок: "Шутить и век шутить, как вас на это станет!" - Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки: "Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!" Не терпит подлости: "ах! боже мой, он карбонарий". Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего недоброходства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков". Грибоедов рассказал в своей комедии о том: что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи - с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, - тему рубежа двух эпох - "века нынешнего" и "века минувшего".

Отсюда - необыкновенное богатство идейного содержания комедии. В тойили иной форме и в той или иной мере Грибоедов коснулся в «Горе от ума» множества серьезнейших вопросов общественного быта, морали и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, одальнейших судьбах России, русской государственности и русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании человека, о его патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания. На все эти вопросыоткликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнентакой горячей гражданственно-патриотической страсти такого неукротимого негодования на зло инеправду, что комедия не могла не произвести самого глубокого и разительного впечатления как в передовых кругах русского общества, так и в лагере реакционеров.

Комедия с могучей сатирической силой разоблачала "нравы» крепостников. Грибоедовпоставил перед собой задачусорвать с них маску внешнего благолепия и благоприличия и представить их насуд людской разоблаченнымиот всех и всяческих украшающихпокровов. Грибоедов с блеском выполнил эту дачу. Он запечатлелв «Горе от ума» целую галерею человеческих портретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества с егопаразитизмом и своекорыстием, чванством и лакействам, мракобесием и нравственным растлением.

Здесь, в этом обществе, действовали «знатные негодяи» и мелкотравчатые подлецы, отъявленные мошенники и «зловещие старухи», ханжии доносчики, объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни», к культуре, к просвещению, кмалейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире безтени смущения меняли крепостных рабов на борзых собак,явным грабительством добывали богатства и почести, "разливались в пирах и в мотовстве», а ученье считала «чумой», зловредным и огнеопасным изобретением «окаянных вольтерьянцев». Люди этого жестокого мира жили по заветам и преданьям «минувшего века» - «века покорности и страха». «Мораль» их была основана на пресмыкательстве перед сильными и на угнетении иунижении слабых. Идеалом человека был для них удачливый вельможа блаженных феодальных времен - дядяФамусова Максим Петрович, достигший «степеней известных» благодаря своему бесстыдному раболепству ишутовству в царском дворце.