Смекни!
smekni.com

Природа в творчестве русских поэтов (стр. 9 из 9)

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

Есенин заставляет нас оторваться от повседневной суеты и окунуться в мир земной красоты:

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба – старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Иногда, прочитав такое стихотворение, мне хочется уехать в деревню, чтобы самой почувствовать прекрасный мир природы, наблюдать «красный вечер», любоваться местным пейзажем, учиться слушать тишину.

Каждая строчка есенинского стихотворения шла от души, от чистого сердца. И потому, читая его произведения, невольно представляешь себе шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, утреннюю зарю, вечернее небо:

Снова я вижу знакомый обрыв

С красною глиной и сучьями ив,

Грезит над озером рыжий овес,

Пахнет ромашкой и медом от ос.

Вчитываясь в стихотворения Есенина, я поняла, что для него природа – это истинная красота и гармония мира. Его стихотворения воздействуют на нас возвышенно-просветленно:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

От его стихотворений на душе становится просто и тепло. Они рождают в каждой человеческой душе весну:

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом меда и роз.

Сергей Есенин учит нас любить и уважать природу, относиться к ней заботливо, душевно:

Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы я в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

Почти в каждом стихотворении Есенина присутствует человек, потому что его нельзя отделить от природы. Тема природы и человека составляет единое целое в его творчестве:

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Я считаю, что Сергей Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать оттенки самых нежнейших, самых интимнейших настроений:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Не случайно М.Горький утверждал: «…Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печалей полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».

Русским поэтом создано много шедевров пейзажной лирики, но для меня и, по-видимому, большинства живущих в России первые поэтические образы природы прежде всего связаны с именем Пушкина. Каждый ребенок в России со страхом и восторгом декламирует:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Поэт, используя очень простые, доступные образы, создает незабываемый эмоциональный настрой, который сохраняется на всю жизнь. А вот еще один замечательный поэтический образ зимней ночи:

Сквозь волнистые туманы

Пробивается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

Возникает ощущение тихой грусти, одиночества.

Ни огня, ни черной хаты…

Глушь да снег…

А вот совсем другое описание зимы, доброе и жизнеутверждающее:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит…

Эти строки полны радости и оптимизма.

На мой взгляд, вершина пушкинской пейзажной лирики – стихотворение «Осень». Начало первой строфы, четыре строчки, всего четыре мазка, но сделанных рукой гения, - и в нашем воображении возникает точная, узнаваемая и выразительная картина осеннего дня.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей…

По-моему, самый прекрасный образ природы создан поэтом в знаменитых строчках:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Здесь в каждой строчке контраст и гармония, соединение, казалось бы несоединимого. Эти строки хочется переложить на музыку и одновременно изображать красками на холсте. Осень, любимая пора Пушкина, была для него и временем наибольшего творческого подъема.

И с каждой осенью я расцветаю вновь…

Так, знаменитой болдинской осенью Пушкин завершил свое величайшее творенье – роман «Евгений Онегин», написал маленькие трагедии, много других замечательных произведений.

Описание природы у Пушкина не самоцель, а эмоциональный ключ, создающий определенный настрой, позволяющий лучше понять переживания человека, который остается главным действующим лицом пушкинской лирики.

Так, в стихотворении «Бесы» картина вьюги – это сложная метафора, отражающая чувства самого Пушкина. Они раскрываются в последних строчках:

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

Поэт ищет в окружающей природе расшифровку своего внутреннего мира. С помощью образов природы Пушкин поднимается до больших обобщений, вопросов жизни и смерти.

… Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных…

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим и глядел

На озеро, вспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст…

«Младое, незнакомое» племя, появление которого приветствовал Пушкин, унаследовало от него восхищение красотой русской земли и любовь к русскому слову. К этому племени относятся такие замечательные поэты, как Тютчев, Кольцов, Лермонтов, Фет, Некрасов и совсем близкий нам Есенин.

Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей отличается от пушкинской. В ней намного сильнее влияние русского фольклора и языческой мифологии.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Это напоминает народную песню – заклинание. В творчестве Есенина сильно ощущается древнее, языческое отношение к природе, полное признание ее самостоятельности, одушевленности:

Схимник – ветер шагом острожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Есенин ощущает себя частью природы, ее учеником и собеседником.

Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

Поэтому у него нет чисто пейзажных стихов. Природа и человек существуют рядом:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Любовь к природе, к родным рязанским полям, к «стране березового ситца» делает лирику Есенина огромной поэмой о России.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Мне кажется, так о России до него не писал никто. В этих стихах Русь живая, способная тосковать, испытывать боль: Есенин – сын России, сострадающий своей «стране березового ситца».

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

Поэт понимает, что уход от природы, от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, сознавая пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца.

Не заманит шляться босиком.

К Есенину приходит пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности смерти как непреложного закона жизни.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Я думаю, что творческое наследие Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек – только частица живой природы, не противостоящая ей, а зависящая от нее.

Чувство природы, ощущение единства с ней человека завещано нам гениальными русскими поэтами Пушкиным и Есениным. Благодаря Пушкину мы останавливаемся в волнении и замираем перед прекрасной картиной осеннего дня или перед сиянием зимней дороги. Проникнув в мир поэтических образов Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста, разного «зверья». Эти чувства должны помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество.