Смекни!
smekni.com

Гражданская война в произведениях русских писателей ХХ века (стр. 2 из 8)

С этой целью мы приступаем к изложению проведенного исследо­вания.


Глава 1. Тема революции и гражданской войны

в творчестве русских писателей.

1.1. А.А. Фадеев – «важнейший зачинатель советской ли­тературы, певец юности нового мира и нового человека». Роман «Разгром»

А где он, бог-то? –

усмехнулся хромой. –

Нет бога-то… нет, нет,

нет, ядрена вошь!

А.А. Фадеев,

Роман, который и поныне находится в обращении, выдержавший про­верку временем, - это «Разгром» А.А. Фадеева. В романе «тесный ми­рок партизанского отряда представляет собой художественную миниа­тюру реальной картины большого исторического масштаба. Система образов «Разгрома», взятая в целом, отразила реально-типическое со­отношение основных социальных сил нашей революции». Не случайно, что ядро партизанского отряда составляли рабочие, шахтёры, «уголь­ное племя» составляли наиболее организованную и сознательную часть отряда. Это Дубов, Гончаренко, Бакланов, беззаветно преданные делу революции. Всех партизан объединяет единая цель борьбы.

Со всей своей страстью писателя-коммуниста и революционера А.А. Фадеев стремился приблизить светлое время коммунизма. Эта гумани­стическая вера в прекрасного человека пронизывала самые тяжелые картины и положения, в которые попадали его герои.

Для А.А. Фадеева революционер не возможен без этой устремленно­сти в светлое будущее, без веры в нового, прекрасного, доброго и чис­того человека.

Характеристика большевика Левинсона, героя романа «Разгром», как человека стремящегося и верующего в лучшее, заключена в следующей цитате: «…все, о чем он думал, было самое глубокое и важное, о чем он только мог думать, потому что в преодолении этой скудости и бед­ности заключался основной смысл его собственной жизни, потому что не было никакого Левинсона, а был бы кто-то другой, если бы не жила в нем огромная, не сравнимая ни с каким другим желанием жажда но­вого, прекрасного, сильного и доброго человека. Но какой может быть разговор о новом, прекрасном человеке до тех пор, пока громадные миллионы вынуждены жить такой первобытной и жалкой, такой не­смыслимо-скудной жизнью».

Романы А.А. Фадеева становились огромными событиями в литера­турной жизни, вокруг них нередко возникали споры, и они ни кого не оставляли равнодушными. И «Разгром» не исключение из этого поле­мического списка.

Если брать чисто внешнюю оболочку, развитие событий, то это дей­ствительно история разгрома партизанского отряда Левинсона. Но А.А. Фадеев использует для повествования один из самых драматических моментов в истории партизанского движения на Дальнем Востоке, ко­гда объединенными усилиями белогвардейских и японских войск были нанесены тяжелые удары по партизанам Приморья.

Оптимистическая идея «Разгрома» не в финальных словах: «…нужно было жить и исполнять свои обязанности», не в этом призыве, объеди­нившем жизнь, борьбу и преодоление, а во всей структуре романа, именно в расположении фигур, их судеб и их характеров.

Можно обратить внимание на одну особенность в построении «Раз­грома»: каждая из глав не только развивает какое-то действие, но и со­держит полную психологическую развертку, углубленную характери­стику одного из действующих лиц. Некоторые главы так и названы по именам героев: «Морозка», «Мечик», «Левинсон», «Разведка Мете­лицы». Но это не значит, что эти лица действуют только в этих главах. Они принимают самое активное участие во всех событиях жизни всего отряда. Фадеев, как последователь Льва Николаевича Толстого, иссле­дует их характеры во всех сложных и порой компрометирующих об­стоятельствах. В то же время, создавая все новые психологические портреты, писатель стремится проникнуть в самые сокровенные уголки души, пытаясь предвидеть мотивы и поступки своих героев. С каждым поворотом событий обнаруживаются все новые стороны характера.

Чтобы определить основной смысл романа я выбрал способ нахожде­ния основного героя произведения. Таким образом, можно рассмот­реть, как из обыкновенных, повседневных ребят, как из нормальных, ничем не отличающихся друг от друга рабочих вырастают дети рево­люции.

Но не так легко ответить на такой, казалось бы, наивный вопрос. Од­ного главного героя можно видеть в командире партизанского отряда Левинсоне. Другую личность можно вообразить, сливая воедино об­разы Левинсона и Метелицы, потому что своими особенными чертами они вместе воплощают истинный героизм борьбы. Третья композици­онная окраска романа лежит в сознательном противопоставлении двух образов: Морозки и Мечика, и в связи с таким замыслом писателя лич­ность Морозки выдвигается на первые места. Существует даже такой вариант, где подлинным героем романа становится коллектив – парти­занский отряд, слагаемый из множества более или менее детально опи­санных характеров.

Но все-таки тему такого многогеройного романа «ведет» Левинсон, ему отдан голос в самых важных размышлениях о целях революции, о характере взаимоотношений между руководителями и народом. С ним соотнесены, сравнены и противопоставлены почти все основные пер­сонажи.

Для молодого Бакланова, «геройского помощника» командира от­ряда, Левинсон «человек особой, правильной породы», у которого сле­дует учиться и за которым надо следовать: «…он знает только одно – дело. Поэтому нельзя не доверять и не подчиняться такому правиль­ному человеку…» Подражая ему во всем, даже во внешнем поведении, Бакланов вместе с тем незаметно перенимал и ценный жизненный опыт – навыки борьбы. К таким же людям «особой, правильной породы» Морозка относит командира взвода шахтера Дубова, подрывника Гон­чаренко. Для него они становятся примером, достойным подражания.

Кроме Бакланова, Дубова и Гончаренко, сознательно и целеустрем­ленно участвующих в борьбе, с Левинсоном соотнесен и образ Мете­лицы, бывшего пастуха, который «весь был огонь и движение, и хищ­ные его глаза всегда горели ненасытным желанием кого-то догонять и драться». Со слов Бакланова, намечен и возможный путь Метелицы: «Давно ли коней пас, а годика через два, гляди, всеми нами командо­вать будет…» Это человек, для которого революция – цель и смысл существования.

Соотнесены с образом Левинсона также Морозка и Мечик – две важ­нейшие фигуры в романе. Как писал сам А.А. Фадеев: «В результате революционной проверки оказалось, что Морозка является человече­ским типом более высоким, чем Мечик, ибо стремления его выше, - они и определяют развитие его личности как более высокой».

Что же касается юного Мечика, то перед ним был один из главных моментов выбора жизненного пути. И как человек молодой и неопыт­ный он избрал для него романтический путь. О таких моментах в жизни А.А. Фадеев сказал: «…уже свершился белый переворот, шла уже кровавая битва, в которую был втянут весь народ, мир раскололся, перед каждым юношей уже не фигурально, а жизненно вставал вопрос: «В каком сражаться стане?»

А.А. Фадеев, ставя Мечика в различные положения, показывает, что его драма не в столкновении романтической мечты с суровой реально­стью жизни. Сознание Мечика воспринимает лишь внешнюю, поверх­ностную сторону явлений и событий.

Завершающим для понимания юноши и его судьбы становится ноч­ной разговор с Левинсоном. К этому времени накопилось не мало обид. Мечик оказался мало приспособленным к партизанской жизни. Как че­ловек посторонний, смотревший на отряд со стороны он с предельной, ожесточающей откровенностью говорит Левинсону: «Я теперь никому не верю… я знаю, что, если бы я был сильнее, меня бы слушались, меня бы боялись, потому что каждый здесь только с этим и считается, каждый смотрит только за тем, чтобы набить себе брюхо, хотя бы для этого украсть у своего товарища, и никому нет дела до всего осталь­ного… Мне даже кажется иногда, что, если бы они завтра попали к Колчаку, они так же служили бы Колчаку и так же жестоко расправля­лись со всеми, а я не могу, а я не могу этого делать!..»

Есть у А.А. Фадеева и еще одна идея: «Цель оправдывает средства». В этом отношении перед нами предстает Левинсон, который не оста­навливается ни перед какой жестокостью, чтобы спасти отряд. В этом вопросе ему помогает Сташинский, давший клятву Гиппократа! А сам доктор и, казалось бы, Левинсон происходят из интеллигентного обще­ства. До какой степени нужно измениться, чтобы убить человека. Этот процесс «ломки» человека можно наблюдать, принимая во внимание то, как преображается Мечик: «Люди здесь другие, надо и мне как-то переломиться…»

В конце романа перед нами плачущий Левинсон, командир разгром­ленного партизанского отряда:

«…он сидел потупившись, медленно мигая длинными мокрыми рес­ницами, и слезы катились по его бороде… Всякий раз, как Левинсону удавалось забыться, он начинал снова растерянно оглядываться и, вспомнив, что Бакланова нет, снова начинал плакать.

Так выехали они из леса – все девятнадцать».

Сам А.А. Фадеев, определил ос­новную тему своего романа: «В граж­данской войне происходит отбор человеческого материала, все враж­дебное сметается революцией, все не способное к настоящей револю­ционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных кор­ней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, разви­вается в этой борьбе. Происхо­дит огромнейшая переделка людей».

В главной теме перевоспитания человека в революции полнее, чем в других, выражается идейное содержание романа; это находит отраже­ние во всех элементах произведения: композиции, отдельных образах, всей образной системы. Подчеркивая эту мысль, ?А. Бушнин? пишет: «каждый из основных персонажей «Разгрома» имеет свой законченный, индивидуально выраженный образ. Вместе с тем сцепление человече­ских фигур в романе, совокупность всех социальных, культурных, идейных и нравственных разновидностей (большевик Левинсон, рабо­чие – Морозка, Дубов, Гончаренко, Бакланов, крестьяне – Метелица, Кубрак, интеллигенты – Сташинский, Мечик и т.д.) образуют сложную «противоречивую картину духовного становления нового человека, советского гражданина, в практике революции»