Смекни!
smekni.com

Жанровая специфика лирической песни (стр. 2 из 5)

Так С.Г. Лазутин, выделяет бытовую крестьянскую песню и историческую. Бытовая песня посвящена первоначально темам любви и семейно-бытовых отношений. Позже в них развиваются и различного рода социальные мотивы, прежде всего – антикрепостническая тема. В бытовых песнях раскрываются социально-общественные отношения людей: крестьяне рассказывают о своей тяжелой жизни в условиях крепостничества, ярко представлена и нелегкая жизнь дворовых людей.

К социально-бытовой песне С.Г. Лазутин относит также солдатские и рабочие песни, в которых семейные отношения никаким образом не затрагиваются. Сюда входит и так называемая лакейская песня. К солдатским песням тесно примыкают казацкие песни.

С.Г. Лазутин указывает и на существование военно-исторических песен, куда также входили солдатские песни, отличающиеся от солдатских песен бытовой тематики. Здесь появляются новые герои, новые мотивы и темы. Помимо песен, рассказывающих о нелегкой жизни солдат и казаков, в солдатской среде возникают также шуточные, юмористические песни.

К трудовым песням С.Г. Лазутин относит и рабочие песни, в которых главной темой становится тема труда, раскрывающая «взаимоотношения между рабочими и теми, кому они вынуждены были подчиняться (хозяин, предприниматель, администрация, мастера, надсмотрщики и т.п.)» /Лазутин 1965 : 103/.

Богаты сюжетами и близки к любовно-бытовой тематики отходнические песни, возникшие во второй половине XVIII – начале XIX века. В них девушка просит своего дружка, отправляющегося в Питер, отложить отъезд, но он отвечает, что никак не может. Опечаленная девушка клянется в вечной любви.

До к.XVIII-н.XIX вв. в песнях представлен образ робкой, застенчивой девушки, но с указанного периода в песнях появляется и другой образ – девушки смелой, боевой, решительной.

Выделяет также С.Г. Лазутин и городские песни, названные мещанским романсом, главной темой которых является несчастная любовь.

Тематика фольклорного произведения также лежит в основе классификации, предлагаемой А.И. Соболевским. А.И. Соболевский, издавая «Великорусские народные песни», писал: «Печатая песни, мы расположили их в порядке по содержанию. Само собой разумеется, мы руководствовались нашим собственным пониманием песен <…> Конечно, можно было бы разделить песни по группам: «беседные», «хороводные», «игровые», «плясовые», «протяжные» и т.п. Но что бы тогда получилось? Большинство напечатанных нами песен записано без отметки, которая из них «беседная», которая – «хороводная» и т.д., и нам пришлось бы помещать их в ту или в другую группу по своему благоусмотрению <…> Отметки тех из них, которые у нас помещены в нескольких вариантах, очень часто различны. Так, известнейшая песня «Калинушка с малинушкой лазоревый свет» <…> в одном варианте помечена «хороводною», в другом – «обыденною» и в двух – «протяжною» <…> Сверх того, самое значение отметок «хороводная» и т.п., по нашему мнению, очень невелико. Если песня отмечена «хороводною», это указывает единственно на то, что она поется в хороводе; последнее нисколько не мешает ее употреблению в «беседе», на свадьбе и вообще во всяком собрании молодежи <…> Понятно, при таком положении дела распределение песен по группам невозможно» /Цит. по: Круглов 1982 : 7-8/.

Существует и другая классификация песенного творчества – по функции. Она представлена К.С. Давлетовым. Традиционная песня «распадалась на четыре основных жанра: песен заклинательных, игровых, величальных и лирических» /Давлетов 1966 : 251/. К лирическим песням он относит, например, любовные, семейные, или солдатские, рабочие, ямщицкие. К.С. Давлетов указывает на то, что именно лирические песни подверглись историческому изменению. Также им выделены так называемые «эмигрантские» песни, в плане профессиональном – бурлацкие, студенческие песни.

Существует также и следующее мнение: к лирическим стихотворным жанрам относятся песни социального содержания, любовные песни, семейные песни, малые лирические жанры (частушки, припевки и проч.).

Мы предлагаем свою классификацию песен, учитывая приведенные выше.

1. Семейно-бытовая песня. Сюда мы включаем песни любовной и семейной тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере раскрывают внутрисемейные отношения, нелегкую жизнь крестьянства в условиях крепостничества

2. Трудовые песни. Мы считаем, что к данной группе традиционных крестьянских песен следует отнести антикрепостнические, поскольку они пронизаны ненавистью крепостных к своим угнетателям, они рассказывают о каторжном труде, невероятных условиях жизни.

3. Отходнические песни включают следующие:

а) бурлацкие;

б) чумацкие;

в) ямщицкие.

Мы считаем, что в данную группу песен следует отнести и солдатские песни. Бессрочная или двадцатипятилетняя военная служба в армии почти навсегда отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье.

4. К удалым песням относим:

а) разбойничьи;

б) каторги и ссылки;

в) тюремные.

5. Отдельно выделяем шуточные, сатирические, хороводные.

6. В особую группу относим песни литературного происхождения.

Особенно привлекают нас лирические семейно-бытовые песни, поскольку их характеризует богатство тематики, образов, символов, художественно-выразительных средств.

Особенности композиции

Важную роль в лирической песне играет композиция. Она раскрывает характеры героев через последовательность изображения событий, через связи с характерами других героев. В семейно-бытовых лирических песнях можно выделить несколько типов композиции, которые явно прослеживаются, несмотря на такую особенность жанра, как вариативность и контаминация.

Контаминация обычно возникает в результате сходства песен по содержанию, мелодии, напеву и т.д.

Часто контаминированный текст песни носит отпечаток той среды, в которой он бытовал или бытует (песня «Лучинушка»). Песни вступают в контаминацию на основе их идейно-тематической близости, «и такие контаминированные тексты одновременно являются показателем и разрушения, и своеобразного развития этих песен» /Лазутин 1965 : 83/. Но нередко вступают в контаминацию и песни, различные по сюжетам, но близкие по своим образами. Это в основном песни, изображающие образы нерадивых, ленивых и легкомысленных жен. В контаминацию могут вступать отдельные картины и мотивы песни. Чаще из песни отделяется зачин.

Итак, о композиции. Наиболее распространенным типом лирической семейно-бытовой песни является песня-монолог, «когда повествование передается от лица главного героя песни или певца-автора» /Сидельников 1959 : 41-42/.

Вы не дуйте, ветры буйные,

Над моим над новым сеням,

Над высоким теремочком,

Над косящатым окошком!..

/«Вы не дуйте, ветры буйные»; Соб. Т. II/;

Песня-монолог прямо выражает мысли и чувства лирического героя. «Песня-монолог – это или излияние своих чувств девушки к милому, или, наоборот, его к ней, или горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы молодца на «худую жену», или размышления бурлака о своей судьбе, или воспоминания ямщика о родине и т.п.» /Лазутин 1965 : 34/. Нередко песня-монолог начинается обращением к предметам и явлениям природы. В таких случаях данные обращения часто выполняют риторическую функцию, усиливая драматизм и эмоциональную выразительность песни.

Мысли мои, мысли, мысли дорогие,

Скажите вы, мысли, про мое несчастье:

Долго ли нам жити в печали-напасти?

Печальное сердце беспрестанно тужить,

Тужить и горюеть, сам не знай, что будеть…

/ «Мысли мои, мысли, мысли дорогие»; Соб. Т.III/

Обращения в песне бывают символическими, в отличие от несимволических, или риторических. «Символические обращения в конечном счете определяют живых адресатов, действительных участников обряда, несимволические же обращения (или риторические), как правило, относятся не к человеку, а к окружающему его миру» /Курглов 1982 : 165/.

Обращения в песнях имеют характерную для лирических песен особенность: они всегда сопровождаются тавтологией, которая позволяет более точно определить объект, к которому обращаются. «Обращения нередко строятся при помощи анафоры» /Круглов 1982 : 166/ (единоначалие).

Второй тип композиции песни – диалог. Это, на наш взгляд, наиболее архаичная композиционная форма. Часто разговор ведет девушка с соловушкой, но встречается и диалог с другими природными реалиями:

Ах ты, рощица, ты моя зеленая!

Чем же ты, рощица, изукрашена?

Изукрашена разным ягодам,

Я калиною да со малиною,

Черной ягодой смородиной…

/ «Ах ты, рощица, ты моя зеленая»; Соб. Т.II/.

Мы находим и диалог матушки со своей дочерью в семейных песнях, повествующих о нелегкой замужней жизни девушки в чужой семье:

Нет ли де здесь таковых-то людей,

Кто бы распорол мою белую грудь

И кто бы посмотрел ретивое сердце?

«На что пороть твою белую грудь,

На что смотреть ретивое сердце…»

/ «Кабы на цветы не морозы»; Соб. Т.III/

Диалог усиливает драматизм лирического содержания, более ярко передает мысли и чувства героя.

В каждой песне существует последовательное развитие сюжетной линии. Параллельно идет и развитие внутреннего настроения героя, в котором постепенно «нарастает необходимость конфликтов между героями, а затем идет развязка, вывод. В этих столкновениях каждый герой получает свой характер. Он наделяется своими настроениями, словами, поступками, репликами и т.п.» /Сидельников 1959 : 42/.

Также часто встречается повествовательная форма народной песни, в которой рассказывается о различных действиях героев, раскрываются их настроениях и переживания.

Над ней вился млад ясен сокол;

Он ушиб-убил лебедь белую

/ «Как по морю-морю синему»; Соб. т.II/;

По улицам воробушек попархивает,