Смекни!
smekni.com

Жизнь и творчество Шолохова (стр. 2 из 4)

Действие в романе развивается в двух планах — историческом и бытовом, личном. Но оба эти плана даны в нераздельном единстве. Патриархальная идиллия мелеховской юности разрушается в плане личном—его любовью к Аксинье, в плане социальном—столкновением Григория с жестокими противоречиями исторической действительности.. Органична и развязка романа. В плане личном—это смерть Аксиньи. В плане социально-историческом—это разгром белоказачьего движения и окончательное торжество Советской власти на Дону;

Обе переплетающиеся сюжетные линии—личная и историческая—оказываются полностью исчерпанными. Трагический крах героя логически закономерен и завершен.

В первой книге действие начинается предвоенным временем и заканчивается шестнадцатым годом. Говорится в ней о жизни и быте станицы, о юности Григория Мелехова, о событиях империалистической войны.

Вторая книга охватывает период с октября 1916 года и до весны 1918 года. Февральские дни 1917 года, корниловщина, Великий Октябрь, начало гражданской войны на Дону—вот что стоит в центре книги.

Хронологические рамки третьей книги: весна 1918 года - май 1919 года. Изображается в ней ожесточенная борьба советского народа с белогвардейской контрреволюцией на юге. И наконец, четвертая книга, охватывающая период с весны 1919 года до 1922 года, повествует о полном разгроме белоказачьего движения и окончательной победе Советской власти на Дону, Империалистическая война, революция, гражданская война—таковы исторические события, нашедшие в «Тихом Доне» свое художественное отражение.

Действие в романе происходит на западном фронте, в Петербурге и Москве. Но главным местом действия является казачья станица. Исторические судьбы донского казачества со время войны и революции—таково основное содержание шолоховской эпопеи. Шолохов разработал огромной важности и значения социальный вопрос—о пути к революции и социализму широких народных масс.

Переход народных масс на сторону революции и социализма прослеживается на судьбах казачества. Это и определило особый характер изображения борьбы классов в «Тихом Доне».

Казачество отличалось рядом своеобразных социальных особенностей. В течение долгих лет царизм рассматривал казаков как своих усердных и преданных слуг не столько в войнах с внешними врагами, сколько в борьбе с революционным народом, с освободительным движением. Казаки были поставлены в особые, привилегированные условия. Они зачастую не знали тех бедствий и тягот, которые терпел русский трудящийся человек. Среди них разжигалась вражда к национальным меньшинствам, ко всем не казакам, иногородним. Это развило в казачестве чувство сословного превосходства, затрудняло проникновение революционных идей в его среду и в годы гражданской войны сделало часть казаков послушным орудием белогвардейской контрреволюции.

Разумеется, и на Дону было классовое расслоение. И там развертывалась борьба трудового казачества против кулаков и помещиков. Но указанные выше обстоятельства придали гражданской войне на Дону особую кровавую ожесточенность. В «Тихом Доне» Шолохов и стремился со всей силой раскрыть необычайную остроту и небывалое ожесточение классовых боев в казачьей среде.

Гражданская война была войной не на жизнь, а на смерть между двумя основными лагерями—лагерем революционного народа, возглавляемого коммунистами, и лагерем контрреволюции, объединявшим помещиков, буржуазию, кулачество. Эти основные противостоящие друг другу силы нашли свое отражение в «Тихом Доне». Здесь мы видим, с одной стороны, помещика Листницкого, кулаков Коршуновых, купца Мохова, белогвардейских генералов и офицеров — злобных врагов советского народа, людей, лишенных чести и совести, палачей и убийц. Их программа ясна и отчетлива. Они хотят потопить в крови революционный народ и восстановить старые, царские порядки, с тем чтобы снова иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, безжалостно эксплуатируя рабочих и крестьян.

Против них ведет смертельную войну революционный народ и его самоотверженные защитники, выразители его интересов— революционеры Подтелков, Бунчук, Штокман, Котляров, Михаил Кошевой, Погудко.

Но в центре внимания писателя стоят не эти два основных, противостоящих друг другу классовых лагеря, а выразитель настроений колеблющихся, промежуточных социальных сил— Григорий Мелехов. Жизнь Мелехова, юношеские годы его, история его женитьбы на Наталье, любовь к Аксинье, его участие в империалистической войне, а затем в войне гражданской и,:

наконец, его духовное опустошение—вот что образует сюжетную канву романа. Григорий Мелехов стоит в центре «Тихого Дона» не только в том смысле, что ему больше всех уделено внимания: почти все события в романе либо происходят с самим Мелеховым, либо так или иначе связаны с ним.

Григории Мелехов

Ибо в те дни будет такая скорбь,

какой не было от начала творения…

даже доныне и не будет… Предаст

же брат брата на смерть, и отец-

детей; и восстанут дети на
родителей и умертвят их.

Из Евангелия

Ч

то же представляет собой Григорий Мелехов? Мелехов охарактеризован в романе разносторонне. Юношеские годы его показаны на фоне жизни и быта казачьей станицы. Шолохов ярко живописует патриархальный уклад станицы. Перед читателем отчетливо выступают такие черты казачьего быта, как дух отваги и свободолюбия, высокие понятия о воинской чести и вместе с тем звериная жестокость, темнота, слепая ненависть к пришлым, иногородним. Уже в начальных главах романа, составляющих своеобразный пролог «Тихого Дона», рисуется дикая и отвратительная сцена расправы с бабушкой Григория, которую казаки заподозрили в колдовстве. Черты темноты и дикости выражены в сцене побоища у мельницы между казаками и приезжими украинскими крестьянами.

Характер Григория Мелехова формируется под воздействием противоречивых впечатлений. Казачья станица воспитывает в нем с ранних лет отвагу, прямодушие, смелость, и вместе с тем она внушает ему многие предрассудки, передающиеся от поколения к поколению. Григорий Мелехов умен и по-своему честен. Он страстно стремится к правде, к справедливости, хотя классового понимания справедливости у него нет. Это человек яркий и крупный, с большими и сложными переживаниями. И при всем этом Шолохов подчеркивает всю гибельность поведения Григория. Трагедия Мелехова состоит в том, что он не сумел слиться с революцией и неизбежной силой обстоятельств очутился в стане ее злейших врагов. Тупик, в котором он оказался, душевный крах—справедливое возмездие за разрыв с народом, с великой правдой революции.

По своему социальному положению Григорий Мелехов—• крестьянин-середняк. Он одновременно и собственник, и труженик. Чувство собственника отдаляет его от революции, связывает его с буржуазным миром; чувство труженика, напротив, сближает его с революционным пролетариатом, вооружает его против эксплуататоров и тунеядцев. Эти противоречивые тенденции усиливаются и осложняются сословными предрассудками. Колебания между непримиримыми классовыми полюсами, между борющимися враждебными лагерями, поиски несбыточного «третьего пути» в революции — не с красными и не с белыми — вот что определяет поведение Мелехова.

В заключительных сценах романа Шолохов обнажает страшную опустошенность своего героя. Мелехов потерял самого любимого человека—Аксинью. Жизнь утратила в его глазах весь

смысл и все значение. Еще раньше, сознавая мучительный тра­гизм своего положения, он говорит: «От белых отбился, к крас­ным не пристал, так и плаваю, как навоз в проруби...» А теперь, похоронив Аксинью, он сознает, что все кончено. «Он попро­щался с нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго. Ладонями старательно примял на могильном холмике влаж­ную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь.

Теперь ему незачем было торопиться. Все было кончено».

В образе Григория Мелехова заключено большое типическое обобщение. Тот тупик, в котором он оказался, разумеется, не отражал процессов, происходивших во всем казачестве. Типич­ность Григория заключается в ином. Социально поучительна его трагическая участь, участь человека, не нашедшего своего пути в революции.

Рисуя драму Мелехова, писатель как бы утверждает: чело­век, оторванный от народа, от революционной правды и не на­шедший в себе сил выбраться на правильный путь, неизбежно потерпит нравственную катастрофу. Этот разрыв Григория с на­родом, строящим новую жизнь, Шолохов передал в сновидении Мелехова, которое носит явно аллегорический характер. «Григорий видел во сне широкую степь, развернутый, приготовив шийся к атаке полк. Уже откуда-то издалека неслось протяж­ное: «Эскадрооон...», когда он вспомнил, что у седла отпущены подпруги. С силой ступил на левое стремя—седло поползло под ним... Охваченный стыдом и ужасом, он прыгнул с коня. чтобы затянуть подпруги, и в это время услышал мгновенно возникший и уже стремительно удалявшийся грохот конских копыт. Полк пошел в атаку без него...»

В образе Мелехова Шолохов произнес приговор несостоятельности и порочности «третьего пути» в революции и вскрыл траги­ческую обреченность и гибель человека, порвавшего с народом

Аксинья

Ч

ерез весь роман проходит образ Аксиньи, нарисованный с замеча­тельным мастерством. Мировая ли­тература не знает другого произведения, где бы писатель так проник во внутренний мир кре­стьянки, простои женщины из народа. Аксинья — натура слож­ная и по-своему богатая, с сильными и глубокими чувствами. Судьба Аксиньи тоже трагична. Любовь к Григорию, огромная и всепоглощающая, сосредоточила в себе все самое светлое, что было у нее в ее горестной жизни. Верный спутник и друг Григория, она не только делит с ним все невзгоды, не только испы­тывает все унижения, всю горечь своего двусмысленного положения, но и становится жертвой роковых ошибок. Мелехова Аксинья разделяет трагическую судьбу самого Григория Она тоже не смогла найти своего пути в жизни. Ее любовь к Григорию не способна была дать ей подлинное счастье, сделать жизнь осмысленной и значительной. Эта любовь в конце кон­цов и привела Аксинью к гибели.