Смекни!
smekni.com

Лирический герой поэзии шестидесятников (стр. 5 из 5)

Гипотеза насчет "общих законов", что и говорить смелая, и мы оставим ее до той поры, пока на стыке психологии и металловедения не возникнет новая наука и не скажет своего решающего слова по этому поводу. Комментарии же о строении рифмы очень интересны, и для наглядности надо процитировать хотя бы несколько строк из стихотворения "Гойя":

Я – голос войны,

Я – голод

Я – горло

Я– Гойя

Напряжение строки снижается от начала, от первого рифмового удара, к концу, и сама строка насквозь "прорифмована", она как эхо набата, прозвучавшего вначале. Оркестровка здесь столь насыщена, что внимание целиком захватывает музыка, в ней начинает искать и находить трагический смысл стихотворения.

Цитированные строки почти полностью представляют собою большое распространенное предложение, где звучит сквозная рифма "го": в первой строке мощно, под ударением, во второй две безударных "го" смягчают ударное в слове "года", и потом снова набатный удар колокола

Я – голод

Я – горло

Повешенной бабы.

Кроме ударных "го", набатно звучат открытые "оло", "ло". "Как колокол" образ зрительный и звуковой, образ итоговый, подготовленный зрительными деталями и оркестровкой стиха.

Стихотворение такого рода, как "Гойя", при всей их необычайно сложной ассоциативной структуре, очевидно, нельзя рассматривать как голый эксперимент, они передают сильное внутреннее потрясение, ищущее выхода в необычайных формах.

Список используемой литературы:

1. В. Дементьев "Грани стиха".

2. А. Вознесенский собрание сочинений том I, стихотворения и поэмы.

3. Журнал критики и литературоведения, 1994 год.

4. Ал. Михайлов "Ритмы XX века панорама поэзии".

5. С. Чуприн "Поэзия наших дней, проблемы и характеристики".