Смекни!
smekni.com

Мандельштам (стр. 2 из 2)

что терпеть не может,когда Сталин листает редкие книги в его

бибилиотеке своими жирными пальцами.Кстати,отсюда и строка

Мандельштама :"... его толстые пальцы,как черви ,жирны ...!"

Когда стало известно о том ,что Мандельштам арестован за

стихи о Сталине,друзья и близкие поэта поняли ,что надеятся не

на что.Да и раньше,до ареста,все,кто знал эти стихи,не

сомневались,что он за них поплатится жизнью.

И вдруг произошло чудо.Мандельштама не только не

расстреляли,но даже не послали на "канал".Он отделался

сравнительно легкой ссылкой в Чердынь,куда вместе с ним

разрешили выехать и его жене.А вскоре и эта ссылка была

отменена.Мандельштамам было разрешено поселиться где

угодно,кроме двенадцати крупнейших городов страны (тогда это

называлось "минус двенадцать").Не имея возможности долго

выбирать(знакомых , кроме как в двенадцати запрещённых городах,у

них не было нигде),Осип Эмильевич и Надежда Яковлевна наугад

назвали Воронеж.

Сам Мандельштам говорил ,что с момента ареста он все

готовился к расстрелу:"Ведь у нас это случается и по меньшим

поводам".Следователь прямо угрожал расстрелом не только ему ,но

и всем "сообщникам"(то есть тем,кому Мандельштам прочёл

стихотворение).

- 9 -

Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай Мандельштама

А причина вот в чём.Сталин всю жизнь испытывал суеверное

уважение к поэтам.

Мандельштам это остро чувствовал.Недаром он говорил

жене:"Что ты жалуешься,поэзию уважают только у нас.За неё

убивают.Только у нас.Больше нигде ..."

Уважение Сталина к поэтам проявлялось не только в том

,что поэтов убивали.Сталин прекрасно понимал,что мнение о нём

потомков во многом будет зависеть от того ,что о нём напишут

поэты.Разумеется,не всякие,а те ,стихам которых суждена долгая

жизнь.Узнав,что Мандельштам считался крупным поэтом,он решил до

поры до времени его не убивать.Он понимал ,что убийством поэта

действие стихов не остановишь.Стихи уже

существовали,распространялись в списках ,передавались изустно.

Убить поэта - это пустяки.Это же самое простое.Сталин

был умнее.Он хотел добиться большего.Он хотел заставить

Мандельштама написать другие стихи.Стихи,возвеличивающие

Сталина.Стихи в обмен на жизнь.Само собой,все это только

гипотеза.Но,как мне представляется,весьма правдоподобная.

Стихи,возвеличивающие Сталина,писали многие поэты.Но

Сталину нужно было,чтобы его воспел именно Мандельштам.Потому

что Мандельштам был - "чужой".У Сталина был острый интерес к

"чужым".К Булгакову например.Не случайно он смотрел"Дни

Турбиных"п я т н а д ц а т ь раз и не случайно заставил

Поскрёбышева в ночь смерти Булгакова звонить и

справляться:"Правда ли,что писатель Булгаков умер?"

Мандельштам понял намерения Сталина.(А может ему

- 10 -

Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай Мандельштама

намекнули,помогли понять).Так или иначе,доведённый до

отчаяния,он решил попробовать спасти жизнь ценой нескольких

вымученных строк.Он решил написать ожидаеммую от него "Оду

Сталину"В результатае на свет явилась долгожданная

"Ода",завершающаяся такой торжественной кодой:

"...И шестикратно я в сознанье берегу

Свидетель медленный труда,борьбы и жатвы,

Его огромный путь через тайгу

И ленинский Октябрь-до выполненной клятвы.

Правдивей правды нет,чем искренность бойца

Для чести и любви,для воздуха и стали,

Есть имя славное для сильных губ чтеца,

Его мы слышали,и мы его застали."

Казалось,что расчет Сталина полностью оправдался.Стихи

были написаны.Теперь Мандельштама можно и убить.

Но Сталин ошибся.Потому что такие стихи мог написать

Лебедев-Кумач.Или Долматовский.Или Ошанин.Кто угодно!Чтобы

написать такие стихи не надо быть Мандельштамом.Чтобы получить

такие стихи,не стоило вести всю эту сложную игру.

Справедливости ради следует отметить,что Лебедев-Кумач

или Долматовский бесхитростно срифмовали бы "стали" и

"Сталин".Мандельштам ,инстинктивно озабоченный соображениями

элементарного вкуса,обманул привычные ожидания читаталей

- 11 -

Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай Мандельштама

последней,чуть менее банальной строкой:"...Его мы слышали ,и мы

его застали..."Слегка превышают возможности

Долматовского,Ошанина и Лебедева-Кумача слова:"для сильных губ

чтеца".Но - "...Есть имя славное..." - это уже чистый

,беспримесный,стопроцентный Лебедев-Кумач.

Но Мандельштам был очень слабый человек.Он боится,что он

останется один.Мандельштам утратил чувство собственной правоты.А

это очень опасно для творческих людей.Если поэт или писатель не

верит в то ,что пишет - это опасный синдром.А ещё хуже,когда

поэт вырывает себе право жить своими стихами.На этом,собственно,

и заканчивается Мандельштам поэт,а остается Мандельштам -

рифмопл ёт.Мандельштам начинает судорожно "перековываться".

Изменяй меня,край,перекраивай,

Чуден жар прикреплённой земли!

Захлебнулась винтовка Чапаева

Помоги,развяжи,раздели!

Из последних сил он пытается убедить себя в том ,что прав был

- тот "строитель чудотворный",а он,Мандельштам ,заблуждался,и

чем скорее он откажется от своих заблуждений,тем вернее

приблизится к истине:

"Я должен жить,дыша и большевея,

Работать речь,не слушаясь,сам - друг.

Я слышу в Арктике машин советских стук,

Я помню всё - немцких братьев шеи

И что лиловым гребнем Лорелеи

Садовник и палач наполнил свой досуг.

- 12 -

Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай Мандельштама

И не ограблен я и не надломлен,

Но только что всего переогромен

Как Слово о полку,струна моя туга,

И в голосе моём после удушья

Звучит земля - последнее оружье

Сухая влажность чернозёмных га."

Признать разумность происходящего - это было для

Мандельштама гораздо больше,чем принять одну историческую

концепцию и отказаться от другой.Это значило для него не просто

отречься от своих взглядов.Это значило отречься от с а м о г о с

е б я ,от своей души;стереть, выжечь каленным железом из самых

глубин подсознания свою прежнюю личность.

И Мандельштам пошёл на это.Слова Мандельштама о том ,что

он входит в жизнь -"как в колхоз идет единоличник"-не были

риторической фигурой.Он действительно как бы вступал в мир

заново,отказавшись от всего накопленного им прежде духовного

имущества,от всех-без исключения!-даже самых интимных,самых

дорогих ему "предметов" своего духовного обихода.

Закончить я хочу отрывком из Булгакова:

"...-Чтобы убедиться в том,что Достоевский писатель,неужели же

нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять

страниц из любого его романа и без всякого удостоверения вы

убедитесь,что имеете дело с писателем.Да я полагаю,что

удостоверения-то никакого не было! Как ты думаешь?-обратился

- 13 -

Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай Мандельштама

Коровьев к Бегемоту.

-Пари держу,что не было,-ответил тот...."

Таким образом,засаленная шапочка с буквой "М",которую

демонстрирует булгаковский Мастер Иванушке,заменяет ему то

удостоверение,которого не оказалось у Коровьева и Бегемота.Она

удостоверяет,что он писатель Божьей милостью.Писатель не потому,

что кто-то назначил его на эту должность,а потому,что написанное

им обладает некоей духовной властью.Властью над душами людей.

В этом смысле Мандельштам тоже был М А С Т Е Р.

Использованы материалы:

1)Осип Мандельштам

Стихотворения.Советский писатель.Ленинград 1973 год

2)Осип Мандельштам

Стихотворения.Переводы.Очерки.Статьи.Тбилиси. "Мерани"

1990 год

3)Заложник вечности.Случай Мандельштама.

Бенедикт Сарнов.Москва 1990 год.

4) Мастер и Маргарита

Михаил Булгаков.Москва."Худ.литер." 1988 год

5)журнал"Москва" номер 8 1964 год стр. 150-151

6)Советский энциклопедический словарь 1990 год

7)Собственная голова в полном объёме.

COPYRIGHT 1993

ALL RIGHTS RESERVED BY VASSILIY THECULAEV COMPANY