Смекни!
smekni.com

Новый Шекспир (стр. 2 из 2)

Сделать подобные открытия мог только гений. Но и для вы­сокоодаренных людей нужны условия, чтобы задатки, заложен­ные в них природой, могли развиться. Шекспиру посчастливи­лось жить в эпоху, во многих отношениях благоприятную для творчества.

Нельзя сказать, чтобы то было время большой свободы. В Англии господствовала деспотическая королевская власть. В обществе существовали вопиющие различия между богатст­вом верхушки и нуждой народа. Но повсюду происходили ка­кие-то перемены. Менялось положение разных сословий общест­ва. В частности, все большую силу приобретали богатые горо­жане. Утратила прежнее могущество церковь. Духовный горизонт расширился оттого, что англичане все чаще бросались в риско­ванные морские путешествия в поисках новых товарови новых земель. Относительная свобода возникла оттого, что никто большенебыл привязан к своей среде раз и навсегда, как это было в фео­дальную эпоху. Люди покидали насиженные места в поисках сча­стья и богатства. То была эпоха неожиданных удач, головокру­жительных карьер. В то время как одни находили удовлетворение в приобретении материальных благ, другие посвящали себя куль­турной деятельности.


2. Искусство Шекспира

Театр заменял народу книги. Все, что было в древней и но­вой литературе интересного, инсценировалось драматургами. На сцене можно было увидеть и Троянскую войну, и гибель римской республики, и похождения средневековых рыцарей, и истории английских королей. Все это изображалось в духе гуманистическо­го мировоззрения, возникшего в эпоху Возрождения.

Полностью развить в себе задатки, заложенные природой, быть всегда деятельным, испытать все, завоевать все блага, ка­кие есть в жизни,— такова была та новая мораль, которую ут­верждали гуманисты. Созданное ими искусство, и в том числе пьесы Шекспира, изображают людей деятельных, могучих, непо­корных, не боящихся никаких опасностей. Каждый из них хочет полностью проявить себя, измерить все возможности жизни. В любви, в науке, на государственном поприще они не знают преде­лов своим стремлениям.

Зрители, приходившие в театр смотреть пьесы Шекспира и его современников, не интересовались повседневным и рядовым. То было время великих поисков и смелых авантюр. Живя среди невероятных возможностей, неожиданно открывшихся если не для всех, то для многих, видя взлеты и падения дерзновенных смель­чаков, посетители театра хотели, чтобы сцена отвечала их взвол­нованному чувству жизни. И театр шел навстречу этой потреб­ности.

Драматическое искусство Шекспира существенно отличается от искусства тех мастеров драмы, которые имели в своем распо­ряжении сцену, богато оснащенную декорациями и всевозможными приспособлениями для того, чтобы точно воспроизводить времяиместо действия. Шекспир восполнял недостаточность внешнего убранства сцены поэтическими описаниями, которые он вклады­вал в уста персонажей. Шекспир владел магией слова. Одними только краткими репликами стражей в первой сцене «Гамлета» он создает у читателя и зрителя ощущение тревожной ночи, а в «Ко­роле Лире» речи старого короля в степи создают впечатление бури.

Точно так же, как в исторической драме, Шекспир и в ко­медии начинал с овладения внешним действием. Его самые ранние комедии «Комедия ошибок» н «Укрощение строптивой» еще близ­ки к фарсу. «Двумя веронцами» начинается серия романтических комедий. Основуих сюжета составляет какая-нибудь любовная ис­тория романтического характера, с приключениями, переодевания­ми, недоразумениями и смешной путаницей. Таковы «Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», «Как вам это понравится», «Конец делу венец», «Виндзорские насмешницы».

2.1. Комедии Шекспира

Комедии Шекспира почти свободны от сатирических элементов. Смешное в них не связано с осмеиванием пороков отдельных лиц или всего общества. Оно здесь результат проделок или следствие забавных случайностей, совпадений или недоразумений. Юмор со­путствует в комедиях Шекспира лиризму, подчас переплетается, с ним. Это особенно тонко проявляется в комедиях «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь» и «Как вам это понравятся».

Шекспировским комедиям присущ смех, но не осмеяние. Его комедии можно в полном смысле слова назвать праздничными, ибо они возбуждают радость и веселье. Они являются праздничными еще и в другом смысле.

Не так было в древности. Театральные представления Древ­ней Греции были частью общенародных празднеств. То же мож­но сказать и о народном театре средневековой Европы. Шекспир жил на переломе. Его театр еще сохранял многие элементы на­родных празднеств, но уже в некоторой степени становился те­атром в нынешнем смысле.

Цельность и сила характера отличают молодых героев и ге­роинь комедий. Особенно прелестны шекспировские девушки, пре­данные в любви, стойкие в жизненной борьбе, тонкие в чувствах и остроумные в беседах. Рядом с этими героями романтического плана Шекспир выводит целую галерею комедийных персона­жей — это его чудаки-простолюдины, педанты и констебли, смеш­ные и не сознающие своего комизма, тогда как шуты—потешники и острословы по профессии.

Радостное, весеннее ощущение жизни нигде не проявилось у Шекспира так полнокровно, как в его комедиях.

2.2. Трагедии Шекспира

Но есть и другой Шекспир, тот, кто серьезно задумывался над противоречиями жизни, тот, кого до глубины души потрясало ало, которое он видел в жизни. Трагические мотивы встречались и в исторических пьесах молодого Шекспира, они ярко проявились в первой совершенной трагедии «Ромео и Джульетта», написан­ной им приблизительно на тридцать первом году жизни. Траги­ческое стало основным содержанием творчества Шекспира, когда он приблизился к сорока годам. В тридцать семь лет он создает «Гамлета», в сорок — «Отелло», в сорок один — «Короля Ли­ра», затем «Макбета», «Антония и Клеопатру», «Кориолана» и в сорок четыре—последнюю из своих трагедий—«Тимона Афин­ского».

Что же побудило Шекспира обратиться к этому жанру? Мо­жет быть, чисто художественный интерес, стремление доказать, что, достигнув совершенства в комедии и исторической драме, он в не меньшей мере обладал умением писать трагедии?

Даже если допустить, что задачи чисто художественные воз­буждали творческий дух Шекспира, все же, знакомясь с его траге­диями, нельзя не почувствовать, что дело было не только в стрем­лении автора освоить еще один вид драмы.

В большинстве трагедий, написанных Шекспиром в зрелые годы, зло торжествует. Внешне оно, правда, терпит поражение в такой трагедии, как «Макбет». Здесь злодей и захватчик трона в конце оказывается побежденным. Но существо трагедии вовсе не в том, что идет борьба между кровавым королем Макбетом и его противниками, а в том, что некогда прекрасный и благородный че­ловек, подлинный герой по своим личным качествам, подпал под влияние дурной страсти и властолюбие толкнуло его на множест­во кровавых преступлений.

В трагедиях Шекспира всегда сильны и значительны социаль­ные мотивы: неравенство сословий, общественная несправедли­вость, деспотизм власти — эти вопросы настолько ясно освещены в трагедиях Шекспира, что нет необходимости останавливаться на них подробно.

Трагедии Шекспира изображают не только гибель и падение личности. Их герои — необыкновенные люди, наделенные титаниче­скими душевными силами. Они заблуждаются, падают, соверша­ют роковые ошибки, и все же, если они не всегда возбуждают со­чувствие, то, безусловно, вызывают интерес. В них есть такие че­ловеческие качества и силы, которые не могут не привлечь к ним хотя бы отчасти. И хотя трагедии раскрывают нам несовершенст­ва людей, их ошибки и преступления, общее впечатление, остав­ляемое ими, не является мрачным. Это объясняется тем, что даже в самом падении своем они сохраняют достоинство. Шекспир стре­мится побудить не столько к нравственному суждению о своих ге­роях, сколько приблизить нас к пониманию природы человека, не­зависимо от того, придерживается ли зритель религиозной морали или является свободомыслящим и не скован никакой системой догматической морали. И тогда обнаруживается подспудная вера в человека, которая лежит в основе даже тех произведений Шекс­пира, в которых люди проявляют себя не с лучшей стороны. Соз­нание не только мощи, но и красоты человека пронизывает все творчество Шекспира.

В этом Шекспир—человек и мыслитель—черпал надежду, что зло можно преодолеть. Мыслями об этом наполнены последние пьесы Шекспира, где реализм уступает место сказочности, утопи­ческому решению жизненных противоречий, с которыми сталкива­ются герои. «Цимбелин», «Зимняя сказка» и особенно «Буря» вы­ражают веру Шекспира в конечное торжество лучших начал жизни.

В Шекспире сочетались два великих дара: способность не­обыкновенно живо воспроизводить драматизм жизни и умение об­лечь свое видение жизни в неповторимую прекрасную поэтиче­скую форму. Без действенности нет драм Шекспира, но их нет и без его поэзии.

Молодой Шекспир увлекался поэтизацией речи героев иногда даже в ущерб действию пьес. Зрелость его гения проявилась в том органическом сочетании драматизма и поэтичности, которая харак­терна для комических и трагических шедевров Шекспира.

Шекспир всегда любил расцвечивать мысли своих героев поэ­тическими образами. Монологи Гамлета, Отелло, Лира, Макбета производят такое впечатление потому, что драматизм ситуации по­лучает равноценное выражение в речах огромной поэтической вы­разительности.

Поэтическим словом Шекспир не только восполнял бедность убранства своей сцены. Она, кстати сказать, была менее бедна, Чем кажется нам, привыкшим к декорациям. Театр того времени обладал своими приемами для создания необходимой иллюзии реальности. Поэзия служила Шекспиру вернейшим средством преодолеть в зрителя поверхностное любопытство к тому, что произойдет в пьесе, и, проникнув в его душу, возбудить ту силу воображения, которая помогает человеку увидеть мир лучше, чем тогда, когда он смотрит на него только с трезво практическими целями.

Это свойство Шекспира сохраняется поныне. Читаем лимыего пьесы, смотрим ли их на сцене, наше восприятие их не ограничивается знакомством с событиями и героями. В нас возникает необъяснимое ощущение всей полноты жизни, мы как бы поднимаемся на высоту, с которой видится то, что в повседневности от нас скрыто.

Шекспир шире и глубже поэтических образов.


Литература