Смекни!
smekni.com

Таинственный фантастический и мистический мир Воланда (стр. 10 из 10)

Охарактеризовать Воланда и его свиту Булгакову помог жанр фантастики.

Фантастика – это фантастическое (похожее на фантазию, причудливое, волшебное, сверхъестественное) начало в чем-либо.

Значимые эпизоды, помогающие ярко и образно показать мир Сатаны (Великий бал у Сатаны, Сеанс в Варьете), написаны в жанре фантастики. В своем реферате я затронула эпизод Великого бала у Сатаны, так как именно он, по моему мнению является ключевым к пониманию целей визита Воланда (извлечение Мастера) и характера его самого и его свиты.

Булгаков, применяя свои глубокие и обширные знания в демонологии, сумел внести некоторую интригу в начале романа. Сохранилось выписанное Булгаковым имя шведского дьявола Антессер, которое рассматривалось писателем как возможное имя дьявола в своем романе, поскольку русской публике оно было почти неизвестно. Редкое имя нужно было для того, чтобы не искушенный в демонологии рядовой читатель не сразу бы догадался, кто такой Воланд, чтобы загадка появившегося на Патриарших прудах иностранного профессора с самого начала держала в напряжении большинство читателей «Мастера и Маргариты». В ранних редакциях Булгаков пробовал для будущего Воланда имена Азазелло и Велиар. Не сразу читатель понимает, кто такой Воланд, кто такие Коровьев, Бегемот и Азазелло. Именно эти вопросы стали для меня ключевыми в моем исследовании. Я объединила их в один: «Кто такой Воланд?», потому что понять их образы – значит понять мир Воланда.

Для анализа каждого из взятых героев была рассмотрено большое количество источников, которые использовал Булгаков для создания каждого персонажа. Особенно много литературы автор использовал, чтобы придать каждому персонажу как можно больше характерных черт и символов. Я постаралась предоставить в своем реферате основные из этих источников и сделать выводы по роману уже с учетом информации из них.

Воланд с разными персонажами, с ним контактирующим, дает разное объяснение целей своего пребывания в Москве. Берлиозу и Бездомному он говорит, что прибыл, чтобы изучить найденные рукописи Герберта Аврилакского(938-1003), средневекового ученого, который, даже став римским папой Сильвестром II в 999 году, сочетал свои обязанности с интересом к белой, или натуральной магии, в отличие от черной магии, направленной людям во благо, а не во вред. Сотрудникам Театра Варьете и управдому Никанору Ивановичу Босому Воланд объясняет свой визит намерением выступить с сеансом черной магии. Буфетчику Сокову уже после скандального сеанса сатана говорит, что просто хотел «повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре». Маргарите Коровьев-Фагот перед началом Великого бала у Сатаны сообщает, что цель визита Воланда и его свиты Москву — проведение этого бала, чья хозяйка должна непременно носить имя Маргариты и быть королевской крови. По утверждению помощника Воланда, из ста двадцати одной Маргариты не подходит никто, кроме героини романа. Воланд многолик, как и подобает дьяволу, и в разговорах с разными людьми надевает разные маски, дает совсем несхожие ответы о целях своей миссии. Между тем все приведенные версии служат лишь для маскировки истинного намерения — извлечения из Москвы гениального Мастера и его возлюбленной, а также рукописи романа о Понтии Пилате. Сам сеанс черной магии отчасти понадобился Воланду для того, чтобы Маргарита, прослышав о происшедшем в Театре Варьете, уже была бы подготовлена к встрече с его посланцем Азазелло. При этом всевидение сатаны у Воланда вполне сохраняется: он и его люди прекрасно осведомлены как о прошлой, так и о будущей жизни тех, с кем соприкасаются, знают и текст романа Мастера, буквально совпадающего с «евангелием Воланда», тем самым, что было рассказано незадачливым литераторам на Патриарших.

Воланд — носитель судьбы, и здесь Булгаков находится в русле давней традиции русской литературы, связывавшей судьбу, рок, фатум не с Богом, а с дьяволом. У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, который наказывает за несоблюдение заповедей Христа.

Воланд выполняет поручения Иешуа Га-Ноцри — таким оригинальным способом Булгаков осуществляет взаимодополняемость доброго и злого начала. Он, в отличие от Иешуа Га-Ноцри, считает всех людей не добрыми, а злыми. Цель его миссии в Москве, кроме извлечения Мастера, также заключается в выявлении злого начала в человеке. Воланд и его свита провоцируют москвичей на неблаговидные поступки, убеждая в полной безнаказанности, а затем сами наказывают их.

Маргарита становится ведьмой не по собственному желанию, а по зову крови, будучи праправнучкой одной из этих французских королев, которых молва связывала с нечистой силой. То, что на Великом бале у Сатаны перед Маргаритой проходит вереница убийц, отравительниц, палачей, развратниц и сводниц, совсем не случайно. Булгаковская героиня мучается из-за отсутствия известий о Мастере и вины перед мужем. Воланд, знакомя Маргариту со знаменитыми злодеями, усиливает муки ее совести.

С образом Маргариты в романе связан мотив милосердия. Она просит после Великого бала у Сатаны за несчастную Фриду. Мысль Достоевского, высказанная в романе «Братья Карамазовы», о слезинке ребенка как высшей мере добра и зла, проиллюстрирована эпизодом, когда Маргарита, крушащая дом Драмлита, видит в одной из комнат испуганного четырехлетнего мальчика и прекращает разгром.

Мотив милосердия и любви в образе Маргариты решен иначе, чем в гетевской поэме, где перед силой любви «сдалась природа сатаны… он не снес ее укола. Милосердие побороло», и Фауст был отпущен в свет. У Булгакова милосердие к Фриде проявляет Маргарита, а не сам Воланд. Любовь никак не влияет на природу сатаны, ибо на самом деле судьба гениального Мастера предопределена Воландом заранее. Замысел сатаны совпадает с тем, чем просит наградить Мастера Иешуа, и Маргарита здесь — часть этой награды.

Надеюсь, что с помощью моего реферата мир «Мастера и Маргариты» будет более понятным и его изучение в школе будет еще интереснее и увлекательнее.

Список литературы

1. М. О. Чудакова «Жизнеописание Михаила Булгакова»

2. Л. М. Яновская «Творческий путь Михаила Булгакова»

3. Б. В. Соколов «Булгаковская энциклопедия»

«Локид» – «Миф», Москва, 1997 г.


[1] «Мастер и Маргарита», часть 1, глава 17, с. 198

2 «Булгаковская энциклопедия», статья «Воланд», с. 158

[3] «Булгаковская энциклопедия», статья «Воланд», с. 164

[4] «Булгаковская энциклопедия», статья «Воланд», с. 167

[5] «Мастер и Маргарита», часть 2, глава 32, с. 407

[6] «Булгаковская энциклопедия», статья «Воланд», с. 168

[7]«Мастер и Маргарита», часть 2, глава 22, с. 269

[8]«Мастер и Маргарита», часть 1, глава 18, с. 217

[9]«Мастер и Маргарита», часть 2, глава 32, с. 403

[10] «Булгаковская энциклопедия», статья «Воланд», с. 159

[11] «Мастер и Маргарита», часть 1, глава 1, с. 10

[12] «Мастер и Маргарита», часть 1, глава 3, с. 50

[13] «Булгаковская энциклопедия», статья «Коровьев-Фагот», с. 248

[14] «Булгаковская энциклопедия», статья «Бегемот»

[15] «Булгаковская энциклопедия», статья «Азазелло»

[16] «Булгаковская энциклопедия», статья «Азазелло»

[17] «Булгаковская энциклопедия», статья «Абадонна»

[18] «Булгаковская энциклопедия», статья «Великий бал у Сатаны»

[19] «Булгаковская энциклопедия», статья «Великий бал у Сатаны»

[20] «Булгаковская энциклопедия», статья «Великий бал у Сатаны»

[21] «Булгаковская энциклопедия», статья «Великий бал у Сатаны»

[22] «Мастер и Маргарита», часть 2, глава 22, с. 269

[23]«Булгаковская энциклопедия», статья «Великий бал у Сатаны»

[24] «Булгаковская энциклопедия», статья «Великий бал у Сатаны»

[25]«Мастер и Маргарита», часть 2, глава 21, с. 261

[26] «Мастер и Маргарита», часть 2, глава 24, с. 300

[27] «Мастер и Маргарита», часть 2, глава 23, с. 286