Смекни!
smekni.com

Творческая мысль Гете (стр. 2 из 2)

Длительные отношения с Ганской были причиной поездок Бальзака в Россию. Он побывал в Петербурге и на Украине. Сблизиться с русскими литературными кругами он не имел возможности, но успел вызвать неудовольствие официальных кругов Российской империи. Разрешая Бальзаку приехать вторично, Николай I распорядился о строгом надзоре за французским литератором.

Мировоззрение, психология, поведение человека в произведениях Бальзака формируются той средой, теми социальными обстоятельствами, в которых живут его герои. Тем самым индивидуальные человеческие черты обобщаются под пером писателя как классовые. Так возникает многообразный, многоий типаж, представляющий сословное общество. По мнению Бальзака, это общество так же имеет свои законы, как имеет их природа, а от этих законов зависит внешний и внутренний облик каждой индивидуальности. В предисловии к «Человеческой комедии» мы читаем:

«Различие между солдатом, рабочим, должностным лицом, торговцем, моряком, поэтом, бедняком, священником так же значительно, хотя несколько труднее неуловимо, как то, что отличает, друг от друга волка, льва, осла, ворона, акулу, тюленя, овцу и т.д. Стало быть, существуют и всегда будут существовать виды в человеческом обществе, так же, как и виды животного царства».

Чарлз Диккенс родился 7 февраля 1812 г. в городе Портсмуте, точнее — в его предместье Лендпорте, расположенном на острове Портси. Теперь в доме, под номером 393 по Коммершнл-роуд находится музей.

Весьма характерно, что, рассуждая о литературе и задачах писателя, Диккенс использует театральные термины. В своей художественной деятельности он ориентировался не только на литературную, но и на театральную традицию, широко используя приемы и принципы построения современных ему сценических представлений. Его произведения—это своего рода «реалистические волшебные истории», где суровая правда действительности соединяется с игрой воображения и вымыслом, точность бытовых зарисовок сочетается с элементами сказочности. Герои диккенсовских романов и рассказов необычны — реалистически достоверные черты уживаются в них с удивительной и забавной эксцентричностью. В форме литературного произведения Диккенс творит «пантомиму жизни», в которой живут и играют свои роли его герои. Соединение жизненно правдивого и чудесного составляет особое очарование произведений Чарлза Диккенса. Он умеет изменить взгляд читателя на обычное и заставляет увидеть все по-новому.

Молодой репортер Чарлз Диккенс присутствовал на заседаниях палаты общин и был свидетелем происходивших по этому поводу дебатов. Несколько десятков мест в парламенте было отдано промышленным центрам; небольшое количество мест получили Ирландия, Шотландия и Уэльс. Парламентская реформа стала важным событием, результатом массового демократического движения, однако политическое бесправие подавляющего большинства населения, и прежде всего пролетариата, сохранилось.

В политике двух основных правящих партий Англии— вигов и тори—небольшие уступки народным требованиям сочетались с жесточайшими репрессиями против рабочего движения. В одной из наиболее промышленно развитых европейских стран, какой была Англия XIX в., трудящиеся массы подвергались самой жестокой эксплуатации.

Не удовлетворенный парламентской реформой 1832 г., пролетариат продолжает борьбу за всеобщее избиратель­ное право под знаменем Народной хартии. Участники чартистского движения не были едины в своих взглядах на формы и методы борьбы с буржуазией. Внутри чартизма существовало два течения — сторонники «моральной силы», высказывавшиеся за мирные, легальные формы борьбы, и сторонники всеобщей стачки и вооруженного восстания. Но классовое сознание английских рабочих росло и крепло в борьбе.

С подъемом народно-освободительной борьбы связано развитие критического реализма в литературе Англии. Как ведущее направление реализм утвердился в 30—40-е гг. К замечательной плеяде великих реалистов XIX в. принадлежит Чарлз Диккенс. В 30-е гг. он не был сторонником чартистского движения. Не стал им и впоследствии — не разделял ни взглядов, ни программы чартистов. Но его возмущало тяжелое положение народа, ему были близки и понятны настроения простых людей Англии. В произведениях Диккенса получили выражение демократические симпатии и протест против социальной несправедливости. Общественный подъем в стране способствовал расцвету таланта писателя, а творчество служило делу борьбы, которую вел народ против порядков и законов буржуазного общества.

В романах 60-х гг. Диккенс показал преступный мир как оборотную сторону внешне респектабельного мира английских буржуа. Он создал непревзойденные по выразительности образы «джентльменов-преступников» и обосновал мысль о том, что деньги, окрашенные кровью и отмеченные печатью преступления, убивают надежду на счастье и проявляют в людях все человеческое.

Почему же так близки и понятны людям, живущим в иные времена и в самых разных странах мира, его произведения? В чем тайна обаяния и воздействия этих книг не только на тех, кто жил в XIX столетии, но и на наших современников? Прислушаемся к суждениям, которые были высказаны о Диккенсе русскими писателями и критиками. О романе «Домби и сын» В. Г. Белинский писал: «Это чудо... Это что-то до того превосходное, что боюсь говорить —у меня голова не на месте от этого романа». Н. Г. Чернышевский назвал Диккенса «защитником низших классов против высших», «карателем лжи и лицемерия» и отмечал, что его произведения сыграли заметную роль в литературной жизни России.

Демократические идеалы Диккенса, свойственный ему гуманизм, его обличительный смех во всем многообразии градаций—от мягкого юмора до беспощадной сатиры—находили горячий отклик у русского читателя.