Смекни!
smekni.com

Тема бала в русской класической литературе (стр. 6 из 8)

Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Но поединок не прекращается. Ведь человека нельзя освободить от человечности.

2. «Евгений Онегин»

В замечательном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сцены бала являются ключевыми. И так же, как все географическое пространство романа можно разделить на три основные части: Петербург, Москва и провинция, так и сцены бала можно распределить условно по трем группам:

1). Петербургский бал (описанный в 1 главе) и светский раут, на котором Онегин снова встречает Татьяну (гл,8) ;

2). Московский бал в Благородном собрании (гл.7) ;

3). Бал на именинах Татьяны в деревне (гл.5).

Описание бала, на который приезжает молодой Онегин, завершает картину петербургской жизни героя, быт, одежда, времяпроведение которого раскрывают читателю его интеллектуальный облик.

На балу у Лариных танцует уже совсем другой Онегин. Разочарованный, уставший от светских развлечений и охладелый душой, он решает вновь прибегнуть к хорошо знакомой ему «науке страсти нежной», чтобы «позлить» Ленского, результатом чего становится дуэль и смерть юного поэта и отъезд Онегина из деревни.

У колонны бальной залы московского Дворянского собрания Татьяну замечает «какой-то важный генерал» - этот бал определяет ее судьбу.

И, наконец, попавший «с корабля на бал» (но бал - только в переносном значении, поскольку раут - это «вечернее собрание без танцев», как поясняет сам Пушкин в примечаниях) Онегин, окончивший свои странствия, встречает Татьяну - уже «неприступною богиней роскошной, царственной Невы» - и вдруг делается безнадежно влюбленным.

Так, на паркете бальной залы происходят важнейшие события в жизни героев романа. Не случайно у Пушкина появляется сравнение танец жизни:

«Однообразный и безумный

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный...»

Бал становится в один ряд со словами «блеск», «шум», «вихрь», «говор», «младость», «радость». Бал - это движение, а значит молодость - яркость красок и звуков.

И не случайно в отрывке 1835 года «В мои осенние досуги», с иронией отзываясь на настойчивые пожелания продолжить роман, Пушкин пишет:

Вы говорите: «Слава Богу, Покамест твой Онегин жив, Роман не копчен - понемногу

Иди вперед: не будь ленив.

Со славы, вняв ее призванью,

Стирай оброк хвалой и бранью,

Рисуй и франтов городских

И милых барышень своих,

Войну и бал, дворец и хату,

И келью и харем.

2.1Петербургский бал.

Онегин едет на бал.

Перед померкшими домами

Вдоль сонной улицы рядами

Двойные фонари карет

Веселый изливают свет…

Улица спит. Дома спят. Обычные, простые люди давно уснули. А Онегин и те, кто живет, как он, только еще начинают развлекаться:

Толпа мазуркой занята. Кругом и шум и теснота…

Но ведь Пушкин тоже любит балы и сам признается в этом:

Люблю я бесшумную младость.

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд,

Люблю их ножки…

Пушкин – молодой, веселый, жизнелюбивый человек, В строфах ХХХII и ХХХIII он делится с читателем своими чувствами и воспоминаниями:

Дианы грудь, ланиты Флоры

Прелестны, милые друзья!

Однако ножка Терпсихоры

Прелестный чем-то для меня…

Такое игривое и, вообще-то, несерьезное восприятие женской красоты доступно и Пушкину, и Онегину – так относились к «милым дамам» в свете.

Это – мир светских раутов, обедов, подстриженных парков с «муравой», гостиных, балов; мир, где не любят, а играют в любовь, - мир Онегина.

Пушкин тоже живет в этом мире, но он знает и другое отношение к женщине, ему доступна настоящая страсть:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам!

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!

Светская «наука страсти нежной» выражается в мелких словах: «ножка Терпсихоры» и т. Д. Высокая страсть богинь Пушкина не нуждается ни в перечислении античных богинь, ни в снисходительном «ножка»; они находят слова простые и торжественные: « С любовью лечь к ее ногам!» И не случайно в этой сфере строфе так много старинных славянских слов.

Огромный город, столица Российской империи, просыпается на заре:

Встает купец, идет разносчик,

С кувшином оттенка спешит…

Поднимаются люди, у которых есть дело. Им нужно встать утром, чтобы работать, чтобы день не прошел зря. А Онегину некуда торопиться, незачем вскакивать с постели.

Но шумом бала утомленный

И утро в полном обрамя

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши детя

Проснется за полдень и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра тоже, что вчера.

2.2Бал на именинах Татьяны.

События в романе развиваются – приближается самый острый момент развития сюжета, кульминация.

Наступает утро 12 января по старому стилю – именины Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день легко, весело, пародирую известную в его время всем оду Ломоносова. «На день воскрешения, на престол Елизаветы Петровны» 1746 года:

Заря багряную рукою

От утренних спокойных вод

Выводит солнцем за собою…

Теперь он не просто отказался от подражания классицизму он и смеется над ним:

Но вот багряною рукою

Заря от утренних долин

Выводит солнцем за собою

Веселый праздник именин.

В этом пародийном четверостишии, слово «веселей» звучит насмешливо, тем более, что мы знаем: «Татьяне вовсе не весело; Онегин тоже, скрепя сердце, согласился поехать на праздник – кто же будет здесь веселиться?»

С утра дом Лариных гостями

Был полон; целыми семьями

Соседи съехались в повозках,

В кибитках, в бричках и в санях,

В передней толкотня, тревога,

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей,

Кормилиц крик и плач детей.

Прочтем еще раз по внимательней эти строки. Что-то они нам напоминают - что именно? Да мы же только недавно читали:

Лай, хохот пенье свист и хлоп

Людская молвь и конский топ…

Если сравнить эти строки из сна Татьяны и из описания собравшихся на бал соседей, сразу становиться яснее, кто именно снился Татьяне и почему среди чудовищ оказался Онегин. Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле вот они какие «один враг с собачьей мордой, другой с петушьей головой… вот череп на изящной шее вертится в изящном колпаке…»

Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рожденные фантазией. Ее тонкий, хотя и суеверный ум не мог не оценить по заслугам окружающих жалких людей, она не смогла бы объяснить, конечно, почему ей кажется неизбежной ссора Онегина с Ленским… Ничего таинственного, необычного нет, оказывается, в сне Татьяны: просто любящее сердце помогло ей понять и предупредить приближающееся несчастье…

А чудовища из сна – вот они, наяву. И неизвестно еще, где они страшнее:

«С своей супругой дородной

Приехал толстый Пустяков…»

Всего две строчки сказаны о Пустякове, а больше ни чего и не надо, супруга дородная, сам толстый, а фамилия чего стоит: Пустяков…

Гвоздин, хозяин превосходный,Владелец нищих мужиков…

Первое, что приходит на память, - строчка из Грибоедова:: « Сам толст – его артисты тощи». Здесь тот же ненавистный и Пушкину, и Грибоедову тип: « хозяин превосходный» в отличии, например от Чатского, который именьем управляет «оплошно», мужиков не мучает. Нет, хозяин превосходный - тот, у кого мужики нищие. Фамилия объясняет, как он управляет своими мужиками: Гвоздин – от выразительного глагола гвоздь.

Но этого мало, среди гостей Лариных

«Скотинин, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати годов…

С старый знакомый!»

Еще полвека назад Фонвизин в мечтах своих отнял имение у своей сестрицы, Простаковой, да и самому Скотинину пришлось убраться восвояси, но жив, здоров, обзавелся женой, многочисленными чадами.

А вот и молодежь:

Уездный франтик Петушков,

Мой брат двоюродный Гуянов,

В пуху, в картузе с казырьком

(Как вам конечно он знаком)…

«Уездный франтик Петушков» - три слова, больше ни чего не сказано. Но мы зрительно ощущаем этого пустопорожнего шалопая, « с петушиным хохолком, в пестром одеянии, с дурным французским выговором и без единой мысли в голове. Буянов – герой поэмы Василия Львовича Пушкина « Опасный сосед». Поэтому наш Пушкин и называет его двоюродным братом, раз он – создание дяди. Но самая страшная фигура завершает галерею:

И отставной советник Флянов,

Тяжелый, сплетник, жалкий плут,

Обжора, взяточник и шут.

И как мог чувствовать себя Онегин, попав на этот «пир огромный»? а здесь, у Лариных все общество в сборе, несмотря на уверения Ленского, я что ни кого не будет, только «своя семья»… Онегин раздражен, а тут еще Татьяна бледнеет и краснеет, чуть не плачет, чуть не падает в обморок – это совсем уж выводит Евгения из себя

Недовольства и раздражения Онегина понятны. Странно другое: рассердившись на Татьяну за трагиневрические явления», Евгений тут же пожалел ее: «Он молча поклонился ей, но как-то взор его очей был чудно нежен…» Сложно это – движения человеческой души.

На одну только минуту Онегин позволил себе быть искренним отдаться чувству, но он уже недоволен собой, растет его раздражение. Пир между тем подходит к концу, гости начинают развлекаться, кто как может: