Смекни!
smekni.com

Философские истоки и основы мировосприятия И. Бродского (стр. 9 из 10)

над непокрытой влажной головой,

и молчаливость окон над Невой,

где вся вода вдоль набережных мчится

и вновь не происходит ничего,

и далеко, мне кажется, вершится

мой страшный Суд, суд сердца моего.

(I; 95).

Русской поэзии известны и трехсложные размеры – анапест; до народной песни («Не гулял с кистенем я в дремучем лесу»… через век «Не жалею, не зову, не плачу»…). В этом плане Бродский тоже поработал:

Ты поскачешь во мраке по бескрайним холодным холмам,

вдоль березовых рощ; отбежавших во тьме к треугольным домам,

вдоль оврагов пустых, по замерзшей траве, по песчаному дну,

освещенный луной и ее замечая одну.

(I; 226).

«На сегодняшний день в том, что я сочиняю, - говорит Бродский, гораздо больший процент дольника, интонационного стиха, когда речь приобретает, как мне кажется, некоторую нейтральность. Я склоняюсь к нейтральности тона и думаю, что применение размера или качество размеров свидетельствует об этом. И если есть какая-либо эволюция, то она в стремлении нейтрализовать всякий лирический элемент, приблизив его к звуку, производимому маятником, т.е. чтобы было больше маятника, чем музыки» (23; 134).

«нейтрализация всякого лирического элемента» - задача для российского стихотворца необычная. Новые средства выражения, неординарность мышления и –главное, - обращение к культурному наследию англо- американский поэтов позволили Бродскому передать то, что традиционной русской поэтике в силу ее специфике недоступно. Эту же мысль подтверждает и сам поэт: «Единственно, чему я у Донна научился, - это строфике. Донн, как вообще большинство английских поэтов, особенно елизаветинцев – что называется по-русски ренессанс, - все они были чрезвычайно изобретательны в строфике. А к тому времени, как я начал заниматься стихосложением, идея строфы вообще отсутствовала, поскольку отсутствовала культурная преемственность» (23; 135).

Поэзия зрелого Бродского не заключена в ямбо-хореических кирпичиках. Гладкость и напевность – не единственный путь, по которому может развиваться стихотворная речь. Иногда чтение и восприятие поэзии требует физического усилия.

Прошло что-то около года. Я вернулся на место битвы,

к научившимся крылья расправлять у опасной бритвы

или же в лучшем случае – у удивленной брови

птицам цвета то сумерек, то испорченной крови.

(III; 124)

влияние западно-европейской и американской культуры отчасти вывели за границы творческого мира Бродского ту щемящесть и даже романсовость, которыми славна русская поэзия. Однако этот же фактор помог Бродскому выработать нейтральность, убедительность и объективность – основные эстетические принципы поэта.

Список использованной литературы

1. Абаева-Майерс Д. «Мы гуляем с ним по небесам…».// И.Бродский: труды и дни.- М.: Независимая газета, 1999.-С. 90-110

2. Алексеев А.Д. Литература русского зарубежья.- СПб: Наука, 1993.-202с.

3. Арьев А. Из Рима в Рим.//Размером подлинника,- Таллинн, 1990.-С. 222-234

4. Барабанов Е. Лев Толстов: голос вопиющего в пустыне.// Наше наследие.- 1998.-№5.-С.81-90

5. Баткин П. Вещь и пустота.// Октябрь- 1996-№1.-С. 161-182

6. Белухатый С.Д. Вопросы поэтики.- Л: ЛГУ, 1990.-320с.

7. Бетеа М. Дэвид. Мандельштам, Пастернак, Бродский: Иудаизм, христианство и создание модернистской поэтики.// Русская литература ХХ века. Исследования американских ученых.- СПб, 1993.- С.362-400

8. Бетеам Дэвид. Изгнание как уход в кокон.// Русская литература.-1990.-№4.-С.167-174

9. Библия.Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. Канонические.- Объединенные библейские общества, 1992.- 998с.

10. Бродский И. Неизданное в России.// Звезда.- 1997.-№1.-С.80-98

11. Бродский И. Сочинение в пяти томах.- СПб: Пушкинский фонд, 1992-1999./ Стихотворения, эссе, Нобелевская лекция (цитируются по этому изданию с указанием в скобках тома римскими цифрами и страницы арабскими).

12. Бродский И.* мелодрамы./ Интервью В. Амурскому.// Размером подлинника.- Таллинн, 1990.- С.113-126

13. Бродский И. О цветаевой.- М.: Независимая газета, 1997.-208 с.

14. Бруднэ-Уигли Е. Древняя стихия песни: Мужество певца и пророка в пафосе И.Бродского.//Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. Итоги трех конференций.- Спб., 1998.- С.88-92

15. Вайль в окрестностях Бродского.// Литературное обозрение.- 1990.-№8.- С. 22-28

16. Вайль П. От мира к Риму.// Искусство Ленинграда.- 1990.-№8.- С. 82-87

17. Вайль П. Последнее стихотворение Иосифа Бродского.// Иосиф Бродский творчество, личность судьба. Итоги трех конференций.- СПб., 1998.- С. 5-7

18. Вигдорова Ф. Первый суд над Иосифом Бродским.// Огонек: лучшие публикации 1988 года.- С.262-271

19. Винокурова И.Бродский и русская поэтическая традиция.// Литература.- 1994-№40.- с. 5-10.

20. Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским.- М.: Независимая газета, 1998.-328с.

21. Гей Н. Время и пространство в структуре произведения.//Контекст, 1974-М.: Нука,1975.- С. 213-229

22. Гинзбург Л. О лирике.- Л., 1974.- 497 с.

23. Гиэд Д. Беседы в изгнании: русское литературное зарубежье.- М: Кн. Палата, 1991.-320с.

24. Голубев И. Читая Бродского.// Русская словесность.- 1994.-№5.- С. 26-29

25. Гордин Я. Другой Бродский.//Размером подлинника.- Таллинн, 199.- С. 215-222

26. Гордин Я. Поет и хаос.// Нева.- 1992.- №4.- С. 211.-262

27. Гордин Я. Странник.// Избранные стихотворения И. Бродского.- М : Третья Волна, 1993.- С 5-18

28. Ерофеев Е. Поэта далеко заводит речь.// Иностранная литература.- 1988.-№9.- С. 242-248

29. Ефимов И. «Хоть пылью коснусь дорогого пера».// Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. Итоги трех конференций.-1998.- С.16-21

30. Ефимов И. Крысалов из Петербурга.// Размером подлинника .- Таллинн, 1990.- С. 176-192

31. Жолковский А. «Я вас любил» Бродского.// Блуждающие сны и другие работы: М.: Наука, 1994.- С.205-225

32. Иванов В. Вс. Бродский и метафизическая поэзия.// Звезда.-1997.-№1- С. 194-199

33. Иванов В.Вс. О Джоне Доне и Бродском.// Иносранная литература.- 1998.-С.35-40

34. Интервью с Бродским Свена Биркетса.// Звезда.- 1997.-№1.- С.80-98.

35. Кругликов С. Между эпохой и пространством.// Философия возвращенной литературы- М, 1990.-С. 182-204

36. Кублановский Ю. Поэзия нового измерения.// Новый мир.-1991.-№2.-С. 244-252

37. Куллэ В. «Детоп» Набокова и «Небожитель» Бродского.// Литературное обозрение.- 1999.-№2.-С.86-89

38. Куллэ В. Бродский глазами современников.//Гранн- 1993.-№167.- С.297-305

39. Куллэ В. Поэтический дневник И. Бродского-1961года.// Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба.- СПб, 1998.- С.97-107

40. Куллэ В. Структура авторского «Я» в стихотворении Иосифа Бродского «Ниоткуда с любовью».// Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. Итоги трех конференций.-СПб, 1998.- С.136-142

41. Кушнер А. «Здесь на земле…».//Иосиф Бродский: труды и дни.-М: Независимая газета, 1999.-С. 154-206

42. Кушнер А. Несколько слов//Размером подлинника.- Таллинн, 1990.-С. 339-342

43. Кушнер А. Цикл стихотворений.// Размером подлинника.- Талинн, 1990.- С.334-339

44. Литературоведческий энциклопедический словарь.-М: Советская энциклопедия, 1978.-750с.

45. Літературознавчий словник-довідник .-К.: ВЦ “Академія, 1997.-752с.

46. Лосев П. Новое представление о поэзии: интервью о Бродском с В. Полухиной.//Звезда.-1997.-№1.-С.159-172

47. Лотман Ю. Между вещью и пустотой (Из наблюдений над поэтикой Иосифа Бродского «Уроння») совместно с М. Лотманом.// Ю.М. Лотман. О поэтах и поэзии.-Спб, 1996.-С.731-747

48. Лурье С. Свобода последнего слова.//Размером подлинника.- Таллинн, 190.-С.165-176

49. Маркиш Ш. «Иудея и Эллин», ни Иудей , ни Эллин.//Иосиф Бродский. Труды и дни.- М.: Независимая газета, 1999-С. 207-215

50. Меймах М. Об одном «топографическом» стихотворении Бродского.// Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба.-Спб, 1998.-С. 249-251

51. Назаров М. Два кредо: этика и эстетика у Солженицина и Бродского.// Русское зарубежье в год тысячелетия Крещения Руси.- М: Столица, 1991.- С.417-431

52. Найман А. «Великая душа».// Октябрь.- 1997.-№8-С.3-22

53. Найман А. Интервью.//Размером подлинника.- Таллинн, 1990.-С.127-153

54. Найман А.Пространство Урании.// Октябрь.-1990.-№12.-С. 193-198

55. Нокс Джейн. Поэзия Иосифа Бродкого: альтернативная формасуществования, или новое звено эволюции в русской культуре.

56. Петрушанская Е. Слово из звука и слово из духа.// Звезда.- 1997.-№1.- С.217-229

57. Полухина В. Exegi monumentum Иосифа Бродского.//Литературное обозрение.//1999.-№4.-С.63-73

58. Полухина В. Бродский глазами современниов: Сб. интервью.- СПб, 1997.-336с.

59. Полухина В. Поэтический автопортрет Бродского.// Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба.- Спб, 1998.- С.145-152

60. Полухина В., Перле Ю. Словарь тропов Бродского (на материале сб. «Часть речи»)-Тарту, 1995.- 342с.

61. Раичин А.М. «Человек есть испытатель боли…» (Религиозно-философские мотивы поэзии Бродского и экзистенционализм).- Октябрь.-1997.-№1.-С. 154-168

62. Раичин А.М. Реминисценции из стихотворений Пушкина и Ходасевича в поэзии Иосифа Бродского.//Русская литература.-1998.-№3.- С.68-82

63. Раичин А.М. Философская традиция Иосифа Бродского.// Литературное обозрение.-1993.-№3-4.-С.3-13

64. Райчин А.М. Иосиф Бродский: поэтика цитаты.//Русская словесноть –1998.-№1.-С.36-41

65. Расторгуев А Интуиция абсолюта в лирике Бродского.// Звезда.- 1994.-№1.- С.3-12

66. Рейн Е. Бродский- последний реальный новатор.// Книжное обозрение.- 1990.- №20.- С.8-16

67. Рейн Е. Мой экземпляр «Урании». Иосиф Бродский. Труды и дни.- М: Независимая газета, 1999.- С.139-154

68. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века.- М.: Аграф., 1999.-381с.

69. Славянский Н. Из страны рабства- в пустыню.// Новый мир.- 1993.-№12.-С. 42-46

70. Степанян Е. Миротворец Бродский.// Континент.- 1993.-№76.- С. 3-15

71. Тарасов А. Поэтическая речь.- Харьков, 1976.- 137с.

72. Уланов А. Опыт одиночества: И. Бродский.// Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. Итоги трех конференций.-СПб, 1998.- С.108-112

73. Уланов А. Параллельные миры Иосифа Бродского.// Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба.- СПб, 1998.- С.113-115

74. Уорленд В. Могучая питерская хворь.// Звезда.- 1990.- №2.-С.179-184

75. Уорленд В. От поэта к мифу.// Размером подлинника.- Таллинн, 1990.-С.163-165

76. Уорленд В. Традиция и творчество в поэзии Иосифа Бродского.//Звезда.- 1997.-№1.-С. 155-159

77. Уорленд В. Чертоза.// Иосиф Бродский: труды и дни.- СПб, 1999.- С.137.-139

78. Фарино Ежи. Введение в литературоведение.-Варшава, 1991.- 845с.

79. ХализевВ.Е. Теория литературы: М: Высш.шк., 1999.- 398с.