Смекни!
smekni.com

Эмигрантские романы Ремарка в восприятии литературной критики (стр. 4 из 4)

И так, проведя теоретический анализ статей в периодической печати с целью изучения отзывов критиков по проблеме эмигрантов в произведениях Э.М.Ремарка, можно сделать следующие выводы:

Тема изгнания проходит основным мотивом во всех произведениях Э.М.Ремарка о немецких эмигрантах, а именно: «Ночь в Лиссабоне», «Возлюби ближнего своего», «Триумфальная арка» и незаконченного последнего произведения автора «Земля обетованная». Они не свободны от беллетристических шаблонов. Индивидуалистический пацифизм и расплывчатость положительной программы составляют слабую сторону творчества Ремарка. Однако социально-критические достоинства его лучших книг, гуманность и нравственное обаяние их героев служат основой успеха Ремарка у литературных критиков.

Споры о Ремарке не утихали долго, а, утихнув, они то и дело вспыхивали снова и снова вплоть до наших дней.

Сорок лет назад, когда проржавевший "железный занавес" неуверенно, с остановками, но все-таки пополз вверх, Ремарк оказался едва ли не первым современным художником, чьи произведения дали нам почувствовать, что каждый проживает свою жизнь по-своему и все нравственные проблемы должен решать "в одиночку", постоянно сознавая собственную трагическую зависимость от немилосердной истории, которой можно противопоставить лишь твердую приверженность простейшим, но самым важным заветам гуманности и добра. Он писал о людях, прошедших через испытания и катастрофы, сломившие очень многих, но не его героев: они не поддаются ни массовым психозам, ни чувству обреченности, а значит, безответственности. И даже в ситуациях, когда весь мир словно обезумел, следуют правилу, установленному раз и навсегда: "Тот, кто остается верен себе, не ошибается".

,Для самого Ремарка, выходца из бюргерской семьи с далекими французскими корнями и питомца католической семинарии, в которой он окончательно уверился, что на всю жизнь останется атеистом, сознание своей духовной родственности еврейству было одним из основных начал творчества, особенно в последний период. Из Германии его вынудили уехать сразу после победы нацизма, его вилла в Порто-Ронко стала временным убежищем для тех немецких авторов, которых рейх изгнал из-за неподобающего происхождения, а нейтральная Швейцария приняла без всякого восторга, стараясь не провоцировать недовольство могущественного соседа. В саду этой виллы подосланными гестапо специалистами по таким делам был убит журналист Феликс Мендельсон (видимо, его ошибочно приняли за хозяина). Ремарку угрожали, потом попытались заманить его в Германию, суля неслыханные почести, если он вернется. Ответ был предсказуемым: "Ни за что на свете... Нет, я не еврей. Но евреи в Германии, вопреки распространенному мнению, были самыми истовыми патриотами".

Об этом патриотизме, вознагражденном депортациями в Освенцим, со стыдом за себя вспоминают персонажи "Земли обетованной". И не находят ему оправдания, хотя оно лежит на поверхности: им ли не знать, что бездомность непереносима как бы к ней ни приучали чудовищные обстоятельства реальной истории. Прожив вдали от Германии без малого сорок лет, многое в своей стране ненавидя, но никогда от нее не отрекаясь, Ремарк знал это чувство как мало кто другой из его немецких современников. В его представлении евреи воплощали эмигрантскую судьбу, которая стала до какой-то степени универсальной во времена, когда бегство со всеми его страданиями и ужасами сделалось уже не выбором, а неизбежностью для очень многих, но для евреев - прежде всего.

Это страшный удел: безнадежность, хотя "надежда умирает тяжелее, чем сам человек", и вечный страх - "перед жизнью, перед будущим, перед самим страхом". Часто его не выдерживают, и тогда исход катастрофичен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисенко А. Ностальгическое прошлое. «Почему Ремарк так любим в России?» М. // Иностранная литература. 2001, №11.

2. Вильгельм фон Штернбург. Как будто все в последний раз. // Иностранная литература. 2000, № 10.

3. Виппер Б.Р. Кризис искусства и культура наших дней // Вопросы методологии. 1991. №2.

4. Георгиева Т.С. История немецкой литературы. XX век. М.: Юнита, 2002. – 562 с.

5. Жизнь и творчество Э. Ремарка. // Электронный сайт «Ремарк». Internet.

6. Зверев А. // Лехаим, 2002, №6.

7. Иванова Н.О. Крамер против Ремарка. // Электронный сайт «Ремарк». Internet.

8. Ильина Т.В. История художественной литературы. Немецкая литература. М.: Высшая школа, 2002. – 367 с.

9. Линор Горалик "Чертовски громкое молчание". // Зарубежная литература, 2201, №4.

10. Лурье Самуил. Образы немецких эмигрантов в последней работе Ремарка «Земля обетованная». // Зарубежная литература. 2000. №10.

11. Маркелов А.Н. Незавершенное полотно Ремарка. // Иностранная литература, 1999. №5. (электр. вариант).

12. Мировая художественная культура: Учебное пособие. / Под ред. Б.А. Эренгросс. М.: Высшая школа. 2001. – 763 с.

13. Полевой В.М. Двадцатый век. М.: Мысль, 1998. – 341 с.

14. Ремарк Э.М. Возлюби ближнего своего. М.: ЭКСМО, 2002. 231 с.

15. Ремарк Э.М. Ночь в Лиссабоне. М.: ЭКСМО, 2002. – 179 с.

16. Ремарк Э.М. Триумфальная арка. М.: ЭКСМО, 2002. – 288 с.

17. Ремарк Э.М. Земля обетованная. М.: ЭКСМО, 2002. – 191 с.

18. Ремарк Э.М. Избранное. СПб.: Питер 2003. – С. 231

19. Розин В.М. Культурология. М.:ИНФРА-М ФОРУМ. 2002. – 341 с.

а

иметно, но тем более выразительно расцвечивая их иронией, шуткой; он стенографически точно воспроизводит диалог и несколькими скупыми штрихами четко изображает местность и предметы. Словно неожиданно возникают картины природы: цветущее дерево


[1] Ремарк Э.М. Избранное. СПб.: Питер 2003. – С. 31.

[2] Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М.: Просвещение, 2002. (диск).

[3] Ильина Т.В. История художественной литературы. Немецкая литература. М.: Высшая школа, 2002. – С.167.

[4] Жизнь и творчество Э. Ремарка. // Электронный сайт «Ремарк». Internet.

[5] Мировая художественная культура: Учебное пособие. / Под ред. Б.А. Эренгросс. М.: Высшая школа. 2001. – С.69.

[6] Борисенко А. Ностальгическое прошлое. «Почему Ремарк так любим в России?» М. // Иностранная литература. 2001, №11.

[7] См.: Там же.

[8] Вильгельм фон Штернбург. Как будто все в последний раз. // Иностранная литература. 2000, № 10.

[9] Линор Горалик "Чертовски громкое молчание". // Зарубежная литература, 2201, №4.

[10]Иванова Н.О. Крамер против Ремарка. // Электронный сайт «Ремарк». Internet.

[11] Мировая художественная культура: Учебное пособие. / Под ред. Б.А. Эренгросс. М.: Высшая школа. 2001. – С.99.

[12] Ремарк Э.М. Избранное. СПб.: Питер 2003. – С. 231.

[13] См.: Там же, - С. 242.

[14] Лурье Самуил. Образы немецких эмигрантов в последней работе Ремарка «Земля обетованная». // Зарубежная литература. 2000. №10.

[15] Маркелов А.Н. Незавершенное полотно Ремарка. // Иностранная литература, 1999. №5. (электр. вариант).

[16] Ремарк Э.М. Земля обетованная. М.: ЭКСМО, 2002. – С. 134.

[17] См.: Там же.

[18] См.: Там же.

[19] Вильгельм фон Штернбург. Как будто все в последний раз. // Иностранная литература. 2000, № 10.

[20] Самуил Лурье. Образы немецких эмигрантов в последней работе Ремарка «Земля обетованная». // Зарубежная литература. 2000. №10.

[21]Зверев А. // Лехаим, 2002, №6.